Поглощение ТАИФа «Сибуром», QR-коды и рост цен: что влияло на экономику Татарстана

Редакция KazanFirst подвела топ-5 важных итогов года.
Редакция KazanFirst подвела топ-5 важных итогов года.

Сделка года: «Сибур» купил «ТАИФ»

Объединение нефтехимических комплексов ПАО «СИБУР Холдинг» и АО «ТАИФ» началось в апреле и завершилось в начале октября. В реестр изменения относительно собственника 100% акций «ТАИФ» были внесены 26 октября.

«Создание объединенной компании позволит повысить устойчивость ее нефтегазохимического бизнеса и конкурентоспособность на мировом рынке, создаст дополнительные возможности для роста российской нефтегазохимической индустрии с учетом ее высокой капиталоемкости, дальнейшего роста химического несырьевого экспорта, приведет к созданию новых рабочих мест и даст новые возможности решения вопросов устойчивого развития и экологии. Компания получит масштабный синергетический эффект за счет диверсификации сырьевой базы, оптимизации дистрибуции и логистики, развития R&D блока, а также повышения операционной эффективности активов. После завершения всех инвестиционных проектов, находящихся в стадии реализации, объединенная компания войдет в ТОП-5 глобальных лидеров по производству полиолефинов и каучуков», — прокомментировала пресс-служба «СИБУР».

Известно, что в последние годы «ТАИФ» переживал не лучшие времена. Региональная компания не выдерживала конкуренции, сказывалось отсутствие собственного сырья, нехватка бюджета на модернизацию и высокая кредитная нагрузка. В прошлом году «ТАИФ» публично объявил тревогу – ввели обратный акциз для новых проектов в области переработки этана и сжиженных углеводородных газов. Так что поглощение региональной компании федеральной «акулой» было предсказуемо. 

— Объединение наших компаний несет в себе огромный потенциал для развития отечественной нефтегазохимии, — говорил председатель совета директоров АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. — Для Группы «ТАИФ» это позволит существенно ускорить реализацию проектов, вошедших в Стратегию развития Группы «ТАИФ» до 2030 года, размер инвестиций по которым в ближайшие 10 лет составит более 1,5 трлн рублей, повысить производительность наших предприятий, расширить ассортимент выпускаемой товарной продукции. К 2030 году ожидается существенное увеличение налоговых платежей, в том числе в консолидированный бюджет Республики Татарстан до 50 млрд рублей в год.

Поглощение ТАИФа «Сибуром» , QR-коды и рост цен

Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что сделка выгодна всем участникам. Со временем она даст синергию всем предприятиям, поскольку позволит в рамках всей группы оптимизировать продуктовую линейку, логистику и присутствие на рынках, откроет предприятиям «ТАИФ», вошедшим в периметр сделки, доступ сырью и инвестициям. В российской нефтехимии появится отраслевой лидер мирового уровня. После давно ожидаемого выхода «Сибура» на IPO рынок получит крупного отраслевого эмитента перспективных и ликвидных ценных бумаг.

При этом налоги за 2021 год останутся в Татарстане. НКНХ, КОС, «ТАИФ» – публичные акционерные общества, зарегистрированные в Татарстане. То есть пока, по большому счету, для республики ничего не изменилось.

Впоследствии, возможно, промежуточные звенья в структуре будут упразднены, но я думаю, что НКНХ и КОС не будут консолидированы в налоговом учете «Сибура» и в любом случае останутся налогоплательщиками в Татарстане, — предположил Калачев.- Это публичные акционерные общества, их акции обращаются на бирже, и «Сибур» не на 100% контролирует их уставные капиталы. Перенос регистрации в регион, отличающийся от региона основной деятельности, – это не так просто и далеко не всегда оправдано.

Эксперт считает, что при подготовке к этой сделке правительство Татарстана оговорило сохранение налогоплательщиков на своей территории.

— Не думаю, что для предприятий, расположенных в Татарстане, что-то радикально изменится и в плане социальной нагрузки. «Сибур» придерживается современных мировых стандартов, имеет серьезную программу по ESG, куда составной частью входят и социальная политика, и экология, и участие в развитии регионов присутствия. Действующие договоренности на местах никуда не денутся, будут дополнены рациональным плановым подходом, реализуемые сейчас проекты войдут в состав консолидированной отчетности по ESG, — считает Калачев.

Поглощение ТАИФа «Сибуром» , QR-коды и рост цен

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев поглощение «ТАИФа» называет самым важным событием в жизни Татарстана в 2021 году. 

— Это знаковая сделка, которая не может быть истолкована иначе, чем «начало конца эпохи» — эпохи экономической самостоятельности, субъектности, политической значимости. Централизация усилилась. Принципы федерализма, бывшие когда-то предметом гордости, деградировали до корпоративной подчиненности, когда регионы вынуждены согласовывать кандидатуры своих региональных министров. Определенного символа — наименования «Президент Республики Татарстан» — мы тоже лишаемся, — сказал политик.

Рынок года: доля татарстанских продавцов на маркеплейсах в ПФО выросла

По итогам 11 месяцев 2021 года, количество татарстанских продавцов на маркетплейсах выросло в 6 раз и превысило 19 тысяч. В конце 2020 года их было чуть больше 3 тысяч.

В ноябре 2020 года президент республики Рустам Минниханов встретился с предпринимателями, которые пожаловались, что им трудно выходить на маркетплейсы. Вопросом содействия продвижению татарстанской продукции в интернет-магазинах занялась рабочая группа, созданная специально по поручению лидера Татарстана. Координировать проект поручили помощнику президента РТ, уполномоченному при президенте РТ по защите прав предпринимателей Фариду Абдулганиеву. 

Была разработана и принята концепцию развития электронной торговли и создана некоммерческая организация Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» (ЦЭТ). Предпринимателей начали учить алгоритмами работы на маркетплейсах и помогать в выходе на экспорт. В республику привлекли мировых лидеров электронной торговли, которые начали строительство собственных логистических центров.

Поглощение ТАИФа «Сибуром» , QR-коды и рост цен

— В России сформировалась группа регионов-лидеров, которые активно развивают у себя инфраструктуру онлайн-торговли, что дает возможность предпринимателям даже из небольших населенных пунктов продавать свои товары покупателям из других регионов и даже стран. За счет их усилий уже более половины всего объема онлайн-торговли приходится на регионы России. И Татарстан в этом процессе занимает заметную роль, —  отметил Абдулганиев.

По данным пресс-службы помощника президента, темпы роста электронной торговли опережают средние показатели в Приволжском федеральном округе и России в целом. С начала года доля татарстанских продавцов в ПФО выросла с 26,3% до 29,1%, а в России в целом — с 2,3 до 3,1%. 

В 2022 году интернет-торговлю продолжат развивать по республиканской программе, которая включает мероприятия по развитию инфраструктуры, в том числе — расширение географии пунктов приема продукции и организацию работы с логистическими компаниями. Все это послужит дополнительным драйвером роста электронной торговли в республике

Провал года: резкий рост цен на продукты

Продовольственная инфляция стала мировым трендом в 2021 году. Эксперты признают, что такой динамики цены не показывали с 70-х годов, но тогда это было связано с глобальными финансовыми потрясениями. И теперь спустя 40 лет цены снова стремительно растут, причем доходы населения подчистую проигрывают в этой гонке.

Почему же цены стали расти именно тогда, когда «постковидный» кризис, казалось бы, остался позади и экономика начала медленно, но верно восстанавливаться? Эксперты Центробанка приводят ряд объективных причин, таких как засуха, неурожай и рост издержек на производство.

В комментарии о динамике потребительских цен от российского Центробанка говорится, что в октябре 2021 года годовая инфляция увеличилась на 0,73 п.п., до 8,13%. Около половины прироста было связано с повышением темпов удорожания плодоовощной продукции, еще четверть – продуктов питания животного происхождения (мясной, молочной продукции), что отчасти было обусловлено факторами на стороне предложения, отставшего от спроса.

Таким образом, годовая продовольственная инфляция в целом увеличилась на 1,68 п.п., до двузначных цифр — 10,89%.

Поглощение ТАИФа «Сибуром» , QR-коды и рост цен

Генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков напомнил о взаимосвязи производственных цепочек. Рост цен на молочные продукты и мясо вызван удорожанием кормов, а рост цен на овощи и фрукты – ростом цен на удобрения. К тому же за последний год значительно подорожало топливо, необходимое для работы техники.

Конечно, у всего есть предел, и продовольственная инфляция не исключение – рост цен ограничен покупательской способностью граждан. 

Простого решения этой проблемы нет, и решить ее на уровне отдельной страны невозможно. Аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев утверждает, что наша страна находится в середине рейтинга развивающихся стран, а для развивающихся стран кризисные периоды особенно тяжелы. Но после таких застойных периодов они показывают более высокие темпы восстановления.

Дело года: крах финансовых пирамид

О Finiko, чей закат мы наблюдали этой осенью, не написал только ленивый. Печально известный Кирилл Доронин, сооснователи и «звезды» Finiko до последнего уверяли, что выплаты возобновятся, но чуда не произошло. В июле 2021 года финансовая организация с обещанной доходностью в 20-30% перестала выплачивать деньги своим вкладчикам.

Предпосылки к падению Finiko были давно – в конце 2020 года против организаторов завели уголовное дело, в июне 2021 Центробанк внес компанию в список финансовых пирамид. Сотни обманутых вкладчиков остались ни с чем – в организацию несли огромные суммы, предназначенные на выплату кредитов или покупку недвижимости, но все вложенные деньги остались на счетах организаторов. При этом многие вкладчики Finiko по сей день продолжают верить в систему и надеяться на возврат выплат.

В середине июня 2020 года все расчеты с пользователями начали проводиться посредством FNK, собственной криптовалюты Finiko. В начале ее создания она приравнивалась к одному доллару, но после окончательного перехода на криптовалюту ее стоимость резко взлетела до 234 долларов. Спустя неделю, впрочем, курс упал до 2 долларов, а еще позже до 50 центов, но после такого резкого скачка компания выплаты приостановила.

История знает много примеров финансовых пирамид, но люди все равно несут свои средства (часто занятые у банка) в организации, подобные Finiko, стремясь получить прибыль, не прикладывая усилий.

— Одна из причин — финансовая малограмотность, — считает предприниматель и общественный деятель Ильдус Сафиуллин. — Есть и другая, более основательная: после зачистки банков, локдаунов и прочих факторов, реальный сектор сильно потрепан, а существующие условия не способны создать среду для интенсивного развития.

Нововедение года: куаризация бизнеса

Ведение QR-кодов в республике сильно ударило по малому и среднему бизнесу. Ограничения ввели с 11 октября, и сначала они распространились только на торговые центры, заведения общепита и большие непродовольственные магазины. Малый и средний бизнес снова оказался на грани выживания — еле встав на ноги после локдауна 2020 года. В первые недели падение выручки в заведениях общепита фиксировалось до 80%. Позже цифра перестала быть такой страшной и постепенно ситуация выровнялась, но потери все равно катастрофические. 

— Даже двадцатипроцентное падение для нас — это уже работа в минус, — рассказывала исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова. — Падение больше чем на 20% приведет к очень серьезным финансовым потерям, поскольку мы еще не рассчитались с теми долгами, которые накопились за время прошлого локдауна.

Конечно, государство не осталось в стороне и попыталось поддержать пострадавший бизнес. С 15 ноября налоговая служба начала выплату субсидий в количестве одного МРОТ на каждого сотрудника предприятия.

Поглощение ТАИФа «Сибуром» , QR-коды и рост цен

Также возобновилась программа «ФОТ 3.0». Наиболее пострадавшие отрасли бизнеса смогли взять льготный кредит под 3%, в Татарстане такой кредит предоставляли 15 банков. Условием для получения кредита была постановка на учет не позднее 1 июля 2020 года и сохранение на предприятии 90% сотрудников, указанных в кредитном договоре. Проверку банки проводили на основе последнего отчета по страховым взносам в системе ФНС.

Татарстан также предложил собственные меры поддержки. Это в первую очередь микрозаймы под 1% годовых и субсидирование расходов на агрегаторы доставок. 

Только этих мер поддержки оказалось мало — некоторые магазины и заведения закрылись, другие работают себе в убыток или получают маленький доход.

— Бизнес, как правило, далеко не часто берет кредиты или субсидии, так как их все равно необходимо будет возвращать. Меж тем, пока нет полной уверенности, что текущая ситуация ограничений пандемии не повторится. Опыт предыдущего «локдауна» весной 2020 года показал, что более существенным для предпринимателей является предоставление льгот по аренде, налогам или иным отчислениям, — сказал ведущий аналитик по глобальным исследованиям «Открытие Инвестиции», эксперт «Открытие Research» Андрей Кочетков. 

Аналитик считает, что в краткосрочной перспективе меры поддержки полезны для государственной статистики, но для бизнеса невозможность регулирования численности персонала и вынужденные кредиты-субсидии лишь ухудшают будущее состояние бизнеса. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *