Политические итоги: мало конструктива и много эмоций

В 2021 году было несколько ключевых событий
В 2021 году было несколько ключевых событий, которые наиболее сильно повлияли на
сферу публичной политики. Журналист KazanFirst Альберт Муртазин вспоминает, с
чем пришлось столкнуться Татарстану и рассуждает, что это значит.

Итоги года в политической сфере удобнее всего рассматривать через призму событий и тенденций, с них и начнем. Прежде всего, необходимо сказать, что какое-либо одно, главное политическое событие выделить довольно сложно.

Во-первых, потому что появилось несколько, по сути, неполитических факторов, которые хоть и опосредованно, но повлияли на политику, причем довольно сильно. Во-вторых, если мы рассматриваем Татарстан, то непросто оценить, что больше всего повлияло на жизнь республики – внутренние процессы или федеральные события. Так что собирать топ нет смысла, но выделить «первую тройку игроков» с некоторыми допущениями можно.

Кстати, пандемию как таковую мы выносим за скобки – это уже не событие, а длительный процесс, который хоть и оказывает колоссальное влияние на политику, но новостью уже не является.

Итак, по нашему мнению, по итогам года наиболее заметно на политику повлияли выборы в Государственную Думу, законопроект Клишаса-Крашенинникова, а также введение QR-кодов, в том числе в транспорте. Немного подробнее о каждом из пунктов.

Политические итоги 2021 года: относительно тихо, но порох уже наготове

Касательно выборов в Госдуму (подробнее о них мы писали здесь). В Татарстане традиционно была довольно большая активность как со стороны избирателей, так и в рядах кандидатов. Пусть больших сюрпризов итоги кампании не принесли, но нужно сказать, что в нижней палате парламента значительно обновился состав представителей республики. И хотя наиболее знаковые персонажи вроде Олега Морозова сохранили свое место, нам еще предстоит увидеть, как парламентарии от Татарстана покажут себя в деле отстаивания интересов республики. И, кстати, важный маркер для оценки этого уже появлялся. Об этом следующий пункт.

Законопроект Клишаса-Крашенинникова (подробнее здесь и здесь). В двух словах, предложения этих двух деятелей содержат запрет главам регионов именоваться «президентами», а также дают право главе государства снимать губернаторов из-за «утраты доверия». Кроме того, предлагается снять ограничения на число переизбраний руководителей субъектов. Эти инициативы встретили понятное сопротивление в Татарстане, поскольку только в нашей республике имеется свой президент. И хотя российский лидер Владимир Путин уже высказывался в том духе, что регионы сами должны определять, как зовется их глава, дискуссия продолжается.

Политические итоги 2021 года: относительно тихо, но порох уже наготове

Для властей Татарстана этот закон явно не добавил позитива, но исполнять его республика будет. Об этом уже заявил президент Татарстана Рустам Минниханов. А следом и председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин рассказал, что все необходимые изменения в региональную Конституцию внесут в течении 2022 года. 

Но, как ни крути, это вопрос, хоть и принципиален для республики, но в разрезе укрепления федеральной власти в ущерб местным властям, все выглядит гораздо серьезнее. Президент по факту сможет снимать любого губернатора по своему желанию. И пряник в виде безлимитных переизбраний мало кого устраивает. В сущности, не так много глав регионов, как, к примеру, Минниханов, пользуются такой поддержкой населения, что могут смело рассчитывать оставаться на своем посту пока есть такое желание.

Госсовет республики выступил против – депутаты настрочили пару десятков поправок и в целом законопроект не одобрили.

Но, как мы уже говорили, здесь интересна как раз реакция татарстанских представителей в Госдуме – как они проголосовали в отношении этого законопроекта.

Против резонансного законопроекта выступили депутаты «Единой России» Татьяна Ларионова, Илья Вольфсон, Айрат Фаррахов, Айдар Метшин, Марат Нуриев, Рустам Калимуллин и коммунист Артем Прокофьев.

Поддержали его представители «Единой России» Олег Морозов, Максим Топилин, Елена Ямпольская и Руслан Гаджиев

Воздержались единороссы Ильдар Гильмутдинов, Альфия Когогина, Азат Ягафаров, Ирек Богуславский.

Никаких выводов мы здесь делать не будем, оставляем это нашим читателям.

Третий, не совсем политический изначально, но уже вполне себе ставший таковым, фактор – это QR-коды. Из-за пресловутой пандемии доступ в общественные места (а в Татарстане еще и в общественный транспорт) ограничили – теперь только владельцы соответствующих сертификатов причастны к этому благу. Разумеется, за этим последовали определенные скандалы и протесты, хотя и не слишком убедительные. Вспомнить хотя бы нелепый и невнятный митинг перед мэрией Казани после введения кодов в общественном транспорте. В нем не приняли участие даже вездесущие партии.

Политические итоги 2021 года: относительно тихо, но порох уже наготове

Разумеется, Татарстан попытался масштабировать свою транспортную практику на всю России. В целом QR-кодная тема стала очень горячей, особенно под конец года. Разумеется, когда соответствующий законопроект начали рассматривать в Госдуме, поднялся многоголосый вой. Так или иначе, рассмотрение документа заморозили. Что интересно, сообщение об этом сделал Телеграм-канал спикера Госдумы Вячеслава Володина чуть ли не самым популярным среди российских политиков.

На основе этих «краеугольных» тем можно судить о том, что общество перегревается. Растет давление на региональную власть, растет давление на граждан, уровень жизни падает. Пандемия и связанные с ней ужасы все больше раздражают людей, как и неоднозначные решения властей. Социальные меры, о которых все больше рассказывают, собственно говоря, социуму сильно не помогают.

Можно сказать, что прошлый год прошел относительно спокойно, ибо нам есть, с чем сравнивать. Но очень неправдоподобным кажется, что это так из-за того, что все всем довольны. Скорее это печать некой, если не обреченности, то как минимум апатии. Однако долго это продолжаться не сможет. И если власти (прежде всего, федеральные) не опомнятся и не смогут услышать пока вялый, но уже вполне себе различимый ропот людей и не выпустят пар из этого перегретого котла, его вполне может разорвать так, что будет видно с орбиты. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: