Хочу, как Дуров

KazanFirst о незавидных перспективах татарской социальной сети «Татар иле»
KazanFirst о незавидных перспективах татарской социальной сети «Татар иле»

«Татар иле» — это информационно-ресурсная социальная сеть, запущенная в апреле 2013 года. Автором идеи выступил руководитель портала «Белем.ру» Раиль Гатауллин. История создания соцсети началась летом 2011 года, когда Гатауллин представил свой проект премьер-министру Татарстана Ильдару Халикову, который дал «добро».

Предполагалось, что в «Татар иле», как и в других соцсетях, каждый сможет завести страничку и общаться с друзьями, но в отличие от «Facebook» или «Вконтакте» татарская соцсеть будет насыщена эксклюзивным контентом. На соцсеть было потрачено 6,8 миллионов рублей из бюджета Татарстана — кабинет министров РТ выделил их через минкультуры  Всемирному конгрессу татар (ВКТ).

Хочу, как Дуров

Вокруг амбициозного интернет-проекта,  включающего в себя помимо соцсети курсы дистанционного обучения татарскому языку, неоднократно разгорались скандалы. Запуск проекта несколько раз откладывался, за время его разработки Раиль Гатауллин успел уволиться из ВКТ. В декабре 2012 года пользователь твиттера Rustem Khayrullin (@amckhayr) обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой проверить, как ВКТ использовал деньги, выделенные на соцсеть «Татар иле». Была создана специальная комиссия республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции, выявившая ряд нарушений. К примеру, председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров в ходе работы над «Татар иле» увеличил количество штатных сотрудников на 17 человек. Из них всего шестеро занимались работой над порталом, остальные занимали должности зампредседателей фонда, дворника, разнорабочего и т.д. На этих работников ВКТ в 2012 году потратил порядка 1 миллиона рублей.

В сентябре 2013 года стало известно, что развитие проекта затормаживается из-за отсутствия финансирования. Через полгода после запуска портала Гатауллин заявил, что на поддержку проекта требуется финансирование в размере 10 миллионов рублей, иначе выполнить техзадание по привлечению в «Татар иле» 100 тысяч пользователей к 2015 году будет невозможно.

Хочу, как Дуров

Соцсеть остается юридически неоформленной и не относится ни к одному министерству и ведомству, хоть и является государственным порталом. В рейтинге сайтов LiveInternet социальная сеть «Татар иле», находящаяся в категории «Знакомства и общение», соседствует с разношерстными сайтами знакомств и ресурсами, предлагающими интимные услуги. По данным LiveInternet, в среднем количество уникальных посетителей «Татар иле» из Казани составляет: за день — 378 человек, за неделю — 489 человек, за месяц — 506 человек. В статистике по второму крупнейшему городу Татарстана, Набережным Челнам, соцсеть «Татар иле» не представлена вообще.

Хочу, как Дуров


Хочу, как Дуров


Хочу, как Дуров

Хочу, как Дуров

«Думаю, что общественная востребованность этой соцсети велика — несмотря на то, что в последняя время татарская молодежь становится более русскоязычной, у многих растет национальное самосознание, — считает заместитель муфтия, председателя ЦРО-ДУМ РТ, руководитель направления социальных проектов Ильдар хазрат Баязитов — татары — многочисленный народ, социальные сети и интернет-проекты им интересны, у каждого проекта свое время, думаю, в ближайшем будущем сеть «Татар Иле» будет развиваться».

Хочу, как Дуров

«Эта соцсеть никому не нужна, кроме разработчиков — для того, чтобы писать по-татарски, в тех же «ВКонтакте» и «Одноклассниках» есть поддержка татарского языка, изолированная сеть только для татар приведет к болезни и уродству, как кровосмешение народов Крайнего севера, только в интернете, — говорит директор агентства интернет-рекламы «Реаспект» Нияз Гараев — Ни одна из соцсетей не была создана при господдержке, это искусственная, бредовая, мертворожденная идея, у которой изначально не было будущего». Что касается суммы, потраченной на соцсеть, наш собеседник считает, что 6,8 млн рублей — небольшое количество денег, можно было потратить и в 10 раз больше, но результат остался бы прежним. «Я туда заглядывал один раз, дизайн там никакой, он незапоминающийся, — продолжает Гараев — с другой стороны, для соцсетей и форумов дизайн вторичен, у «Одноклассников» он много лет был убогим, но это не мешало им привлекать миллионы пользователей».

Хочу, как Дуров

«Нишевым социальным сетям очень сложно развиваться без трафика из «больших» социальных сетей, также не стоит забывать, что общее количество людей, знающих татарский язык, — около 6 миллионов человек, — рассказали корреспонденту KazanFirst в пресс-службе Mail.Ru Group — при этом наверняка людей, использующих татарский как основной язык, еще меньше, но при такой узкой нише и агрегации информации, интересной этой аудитории, проект вполне может быть востребован в своем сегменте». В Mail.Ru Group считают, что насколько будет успешен проект — покажет время. «Конкуренция за татарскую аудиторию в интернете большая, а чтобы проект вышел на самофинансирование, потребуется привлечение в новую социальную сеть сотен тысяч человек», — резюмирует представитель Mail.Ru Group.

Игорь Тишин

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *