Кредитный рейтинг Татарстана оценили на отлично

Несмотря на непростую экономическую ситуацию
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, республике удалось сохранить курс
на устойчивое развитие. Это подтвердили рейтинговые агентства страны —
республика максимально надежный заемщик.

По итогам февраля 2023 года объем государственного долга Татарстана составил 103,7 млрд рублей. Почти весь он, на 95%, состоит из обязательств по федеральным бюджетным кредитам, а оставшиеся 5% приходятся на государственные гарантии – такие данные сообщил министр финансов Республики Татарстан Радик Гайзатуллин, комментируя подтверждение кредитных рейтингов республики крупнейшими российскими рейтинговыми агентствами. 

Действующие бюджетные кредиты были получены республикой в разное время и на разные цели. В основном на инфраструктурные проекты – строительство жилья, дорог, коммунальных сетей, а также на покрытие дефицита бюджета.

Министр также отметил, что у Татарстана нет обязательств по средствам, привлекаемым в виде банковских кредитов и выпусков государственных ценных бумаг. Отсутствие долгов по этим показателям положительно оценивается рейтинговыми агентствами, которые отмечают относительно высокие показатели развития производства и строительства. 

Присваивая кредитный рейтинг, российские рейтинговые агентства оценивают состояние государственного долга региона, а также возможность им управлять и исполнять принятые на себя обязательства. 

103,7 млрд госдолга — это много или мало?

Чтобы понять, велика ли сумма государственного долга Татарстана, сопоставим ее с объемом доходов бюджета. Без учета поступлений из федерального бюджета он составил 366,6 млрд рублей. Сумма госдолга, напомним, — 103,7 млрд рублей. Таким образом, долг составляет около 28%.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг Татарстана на уровне ruAAA (максимальный уровень надежности) с позитивным прогнозом. В числе факторов, оказавших влияние на рейтинговую оценку, в пресс-релизе указан высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года составил 968 тысяч рублей. Также позитивное влияние на рейтинговую оценку оказали высокие доходы татарстанцев – при пересчете на среднедушевые показатели жители республики зарабатывали около 3,8 прожиточных минимума в течение трех лет. Аналитики рейтингового агентства добавляют, что уровень безработицы в 2022 году вырос на 0,8% относительно уровня 2021 года, но по-прежнему остался на низком уровне и составил 3,4%

«Способность правительства республики исполнять свои обязательства не вызывает сомнений»: Кредитную нагрузку Татарстана оценили на 5+

– Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года вырос на 0,5% относительно уровня 2021 года в сопоставимых ценах и составил 774,4 млрд рублей. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. В силу высокого значения объема ВРП отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 782,7 млрд рублей, – указано в пресс-релизе.

Заметим, что сроки погашения федеральных бюджетных кредитов достаточно комфортны и по части кредитов республика производит реструктуризацию. Так, было принято решение о переносе сроков возврата части задолженности с 2022 на 2029 год. 

Также в прошлом году регионы получили возможность списывать часть задолженности по федеральным бюджетным кредитам в объеме поступивших в российский бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов. Такое изменение в условия продления до 2029 года задолженности субъектов РФ внесли в декабре 2020 года. Так, в 2022 году Татарстану списали 1,7 млрд рублей бюджетных кредитов – за счет вложений республики в производство.

Долговая нагрузка Татарстана находится на низком и комфортном уровне 

Ведущий аналитик группы суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Владислав Бухарский сообщил, что относительно регионов ПФО долговая нагрузка Татарстана с учетом инфраструктурных кредитов находится на низком уровне: всего 28,2%, в то время как в среднем по ПФО долговая нагрузка составляет почти 40%. Например, в Удмуртской Республике долговая нагрузка составляет 104%. В девяти регионах ПФО долговая нагрузка превышает показатель Татарстана и в четырех регионах – находится на более низком уровне. Хотя в среднем по субъектам РФ долговая нагрузка выше – 20,9%, в 51 субъекте РФ долгое время находилась на более высоком уровне, чем в Татарстане. 

Бухарский заметил, что в 2022 году Татарстану списали долги по бюджетным кредитам в размере 14,3 млрд рублей в результате дополнительных налоговых поступлений в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов в 2021 году. 

– Итоги 2022 года указывают на высокую вероятность повторения этой практики в текущем году: налоговые поступления в региональный бюджет увеличились на 26,7% к уровню 2021 года, объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах – на 10,5%, – рассказал аналитик. 

«Способность правительства республики исполнять свои обязательства не вызывает сомнений»: Кредитную нагрузку Татарстана оценили на 5+

Собеседник позитивно оценил ликвидность татарстанского бюджета: помимо общего доступа к казначейским кредитам в течение года в сумму 1/12 совокупных доходов бюджета, на начало года регион имел остатки средств на счетах, а в последней утвержденной версии закона о бюджете региона также заложено 6,7 млрд рублей в качестве резервного фонда. 

– В текущей версии закона о бюджете региона на 2023 год заложено снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 23,1% к уровню 2022 года, которое в целом связано со сложной экономической обстановкой, складывающейся под влиянием обострения геополитических процессов, нарастания внешних шоков, беспрецедентного санкционного давления. В случае исполнения прогнозных значений по поступлениям доходов долговая нагрузка вырастет до более чем 36%, но по-прежнему останется на комфортном уровне, – спрогнозировал эксперт.

Несмотря на сложную обстановку, татарстанские территории опережающего развития и особые экономические зоны продолжат оставаться центрами притяжения инвестиций, а планы по их развитию продолжают реализовываться, уверен Бухарский. Так, например, в 2023 году на территории ОЭЗ «Алабуга» начнется строительство крупного логистического центра, ориентированного на развитие связей с Китаем. В ОЭЗ «Иннополис» планируется запуск производства материнских плат, а также введение в эксплуатацию нового технопарка в сфере высоких технологий «ИнноПарк».

«У республики на счетах имеется значительное количество накопленной ликвидности»

Эксперт Группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин рассказал, что по показателю относительной долговой нагрузки (долг к неналоговым и налоговым доходам) Татарстан располагается на 34-м месте среди всех субъектов РФ с показателем в 28% по итогам 2022 года. Среди субъектов ПФО он занимает 5-е место. Оцениваемый показатель ниже в Республике Чувашия (24% долг к ННД), в Республике Башкортостан (21%), в Оренбургской области (19%) и в Пермском крае (13%).

– При этом стоит отметить, что по объему бюджетных кредитов, выделенных из федерального бюджета, Татарстан располагается на 2-м месте по РФ (на 1-м месте в ПФО) со значением 98,5 млрд руб. Выше показатель только у Московской области (174,5 млрд рублей), – добавил эксперт.

По мнению представителя рейтингового агентства, наличие большого объема бюджетных кредитов в структуре долга не несет для республики существенных рисков рефинансирования обязательств и не оказывает значительного негативного влияния на ее бюджет. Бюджетные кредиты, особенно выделяемые на рефинансирование коммерческих обязательств, Цыпкин описывает как меру поддержки со стороны Федерального центра. Эти средства являются долгосрочным долговым инструментом, а стоимость их использования (% по долгу) существенно ниже, чем у других долговых инструментов (облигаций, банковских кредитов).

«Способность правительства республики исполнять свои обязательства не вызывает сомнений»: Кредитную нагрузку Татарстана оценили на 5+

– У республики на счетах имеется значительное количество накопленной ликвидности. По итогам 2022 года этот показатель удалось увеличить на 14% в сопоставлении с 2021 годом. Объем остатков на счетах достаточен для финансирования ожидаемого по итогам 2023 года дефицита бюджета и одновременного покрытия планового погашения долговых обязательств. Наряду с этим республика регулярно размещает средства на депозитах в банках, что позволяет ей получать дополнительный процентный доход. За 2022 год доход от размещения средств бюджета превысил 6 млрд рублей, что эквивалентно практически 2% налоговым и неналоговым доходам региона, – рассказал эксперт. 

У бюджетных кредитов низкая ставка и они часто реструктурируются или даже списываются

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох заметил, что долговая нагрузка Татарстана невелика: менее 30% годового бюджета и около 3% ВРП. Эксперт считает важным то, что у республики, в отличие от большинства других субъектов федерации, нет «рыночного» долга, то есть обязательств по банковским кредитам и облигациям. 

– Обслуживание бюджетных кредитов обходится намного дешевле, и они часто реструктурируются, пролонгируются или даже списываются. С учетом этого способность правительства Татарстана исполнять свои обязательства не вызывает сомнений, что и отражено в кредитном рейтинге высшего уровня, – сказал Кох.

Эксперт напомнил, что бюджет республики на 2023 год запланирован с дефицитом, поэтому долговая нагрузка в этом году может увеличиться. Однако это будет зависеть от того, как бюджет будет исполняться фактически. 

«Способность правительства республики исполнять свои обязательства не вызывает сомнений»: Кредитную нагрузку Татарстана оценили на 5+

Ведущий аналитик долгового рынка «Открытие Инвестиции» Александр Шураков так же считает долговую нагрузку Татарстана комфортной. Она характеризуется очень низкой стоимостью долга и комфортным длинным графиком погашения. Прямой долг состоит исключительно из бюджетных кредитов, которые привлекались, в том числе, для финансирования мероприятий федерального масштаба (Универсиада, Чемпионаты мира).

– У бюджетных кредитов очень низкая процентная ставка. Так, эффективная ставка по долгу Татарстана составляет примерно 0,4%, что существенно ниже ставок по коммерческому долгу и ниже уровня инфляции (11,94% по итогам 2022-го). В последние годы Федеральный центр периодически проводит реструктуризацию ранее выданных регионам бюджетных кредитов, сдвигая сроки погашения, а также списывая часть долга. Поэтому не стоит пугаться размера долга Татарстана в абсолютном выражении (103,5 млрд руб. на 01.01.2023),так как это очень дешевый долг, график погашения которого растянут во времени и периодически корректируется в комфортную для региона сторону, – пояснил Шураков.

Те самые 5% государственных гарантий касаются обязательств ПАО «КАМАЗ». А учитывая высокие операционные показатели предприятия в 2022 году и в целом положительную динамику развития предприятия, вероятность «срабатывания» этих гарантий эксперт считает крайне низкой.

Шураков обратил внимание, что из 55 регионов России, которые рейтингуют Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) и «Эксперт» РА, наивысший кредитный рейтинг (ААА) имеется только у шести. Кроме Татарстана такой рейтинг присвоен Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу. У сильных соседей Татарстана – Башкортостана и Самарской области — кредитные рейтинги ниже, чем у Татарстана. У Башкортостана – на ступень ниже (ruAA+ от Эксперт РА), у Самарской области – на две ступени ниже АА(RU) от АКРА. 

«Способность правительства республики исполнять свои обязательства не вызывает сомнений»: Кредитную нагрузку Татарстана оценили на 5+

– При рейтинговом анализе агентства учитывают не только показатели долговой нагрузки (долг к налоговым и неналоговым доходам, расходы на обслуживание долга в процентах от налоговых и неналоговых доходов), но и силу региональной экономики. Учитывая, что Татарстан — один из ведущих российских регионов с достаточно сильной и диверсифицированной экономикой, подтверждение максимального кредитного рейтинга вполне ожидаемо, даже с поправкой на текущие непростые макроэкономические условия, – рассказал аналитик.

Рассуждая о перспективах роста госдолга, Шураков подчеркнул, что Татарстан не привлекает коммерческого долга, а увеличение долговой нагрузки через привлечение новых бюджетных кредитов не оказывает негативного влияния на кредитное качество региона. 

– У бюджета республики достаточно гибкости для того, чтобы управлять своими расходами и не компенсировать возможное снижение поступлений по налогу на прибыль наращиванием коммерческого долга, – резюмировал эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *