На импортной игле. Секторы экономики Татарстана не могут отказаться от поставок из-за рубежа

Импортозамещение
Импортозамещение, о котором начали говорить в начале года из-за санкций Америки
и стран Евросоюза, продолжает оставаться в числе главных новостей. Пока политики
думают, как нашей стране слезть с импортной иглы, предприятия ищут способы как
не потерять давних партнеров

Александр Жидких — Набережные Челны

Над Россией и над Татарстаном в частности реальная угроза быть во многих отраслях экономики импортозависимыми. Предпосылок к тому немало. Хотя сначала года, после введения странами Европы и Америки санкций, разговоры об импортозамещении стали главной темой многих промышленных форумов. На практике оказалось, что аналогов импорту по многим позициям просто не существует.

Первым кто почувствовал на себе проблемы из-за санкций стал автопром. «Камаз» ежегодно, начиная с 2008 года начал активно использовать импортные компоненты в производстве автомобилей. Если в 2009 году объем закупок по импорту составлял 615 млн рублей, то уже в 2014 году компания приобрела запчастей почти на 9 млрд рублей.

Компания сделала ставку на мировых производителей автокомпонентов, которым из-за санкций все сложнее стало осуществлять свои поставки на завод, говорил замгендиректора по закупкам Рустам Шамсутдинов, выступая на 10-м «Камском промышленном форуме—2015».
На импортной игле. Секторы экономики Татарстана не могут отказаться от поставок из-за рубежаПроблемными оказались 412 важных позиций, главными поставщиками по которым были преимущественно немецкие производители автокомпонентов.

«Рынок автокомпонентов в Татарстане развивается с переменным успехом. Есть немало попыток, в том числе и в Набережных Челнах заполнить рынок автокомпонентов российскими производителями», — говорил тогда председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров. Но проблема заключается в неготовности отечественных производителей быстро заполнить собой рынок, подстроившись под высокие требования автопроизводителей. Им для этого надо больше времени, чтобы перестроить мощности под выпуск с высоким уровнем качества. Но автозаводы не могут себе этого позволить.

При этом, кроме прямых поставок из-за рубежа у «Камаза» есть локализованные совместные предприятия по выпуску коробок передач, цилиндропоршневой группы, тормозных колодок и двигателей Cummins.

Продолжилось и сотрудничество с немецким концерном Daimler. Осенью 2015 года «Камаз» показал на выставке «Комтранс-2015» новый модельный ряд, где вновь заставил говорить о себе как о компании, так и не сумевшей слезть с импортной иглы. К вышеперечисленным комплектующим локализованным в Набережных Челнах, теперь добавляется оснащение грузовиков кабинами от Mercedes Axor, гипоидными мостами и двигателями от Daimler.
Председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров
Мебельное производство сегодня тоже не может обойтись без импортных станков и комплектующих. Плиты МДФ и ДСП прессуются с помощью зарубежного оборудования. Российское — только сырье. Чего-чего, а своего леса у страны в избытке.

«К сожалению, в России нет хорошего оборудования с числовым программным управлением. Но оно есть на Западе. Это беда нашей страны, мы отстаем по станкостроению от Европы, — генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта» Иван Шигин.

Поэтому при производстве корпусной мебели используются импортные станки, привезенные из Италии. Аналогов в России нет. Курс рубля по отношению к евро очень сильно сказывается на закупке импортного оборудования. Цена его из-за девальвации национальной валюты выросла фактически на 80%».

Фабрика закупает фурнитуру для мебели у немецкой Hettich. «Это очень хорошая компания, она со своей продукцией на рынке уже 125 лет. Ассоциация производителей мебели города постоянно находится с ними в тесном контакте, — продолжает Шигин. — Они дали нам хорошую цену на свою продукцию, и мы бы хотели, чтобы компания открыла в Татарстане свой завод по производству фурнитуры». Препятствий к этому не существует. На продукцию Hettich не распространяются санкции.
Генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта» Иван ШигинВ России фактически не осталось своих производителей. Те, что существуют, не дотягивают по качеству до уровня Hettich.

«Конечно, можно взращивать своих производителей фурнитуры, но этот процесс долгий. Для производителей сегодня на первом месте качество продукции, от нее зависит репутация компании. Поэтому мы делаем ставку на надежных партнеров», — продолжает Шигин. Если на рынке появится действительно качественный российский игрок в производстве станков или фурнитуры, компания будет готова использовать их продукцию в производстве мебели.

Не все просто в агропромышленном комплексе республики. Если пшеницу, рожь, кукурузу, морковь, свеклу, капусту, картофель, другие зерновые и овощные культуры выращивают на отечественном сырье, то вот с сахарной свеклой, из которой в итоге получается сахарный песок, не заладилось. Сегодня без импортного семенного материала производство сахара в стране уже просто невозможно. Его завозят в Татарстан из Италии. Сам же процесс изготовления песка на 70% зависит от импортного оборудования. Оно также завозится в Россию из Германии, Франции и Италии.

«С семенным фондом было упущено время. У нас в стране его просто нет. Если сегодня не использовать импортный семенной материал, завтра всем заводам просто не из чего будет делать сахар», — сетует генеральный директор ОАО «Заинский сахар» (входит в холдинг «Агросила Групп») Шамиль Мингазов. Такая ситуация сложилась не только на Заинском сахарном заводе, она такая в целом по стране. Это не единственная проблема.
На импортной игле. Секторы экономики Татарстана не могут отказаться от поставок из-за рубежаВ России сегодня нет заводов по производству свеклосеятельной и свеклоуборочной техники, сетует Мингазов. Целая отрасль оказалась в зависимости от импортных поставок оборудования, комплектующих к нему, запасных частей, гербицидов и удобрений. Топ-менеджер рассказал, что даже когда в 2003 году Заинский завод проходил модернизацию, оборудование для него, причем бывшее в употреблении, привезли также из-за рубежа.

«Мы были вынуждены пойти на это, поскольку у нас не было тогда больших средств для покупки нового оборудования. Но это позволило нам удержаться на рынке», — говорит Мингазов.

По его словам, до недавнего времени, сахарные заводы, которые не вкладывали деньги в переоснащение производства, становились неконкурентоспособными и закрывались: «Благо что санкции не распространяются на семенной материал и технику, однако их стоимость из-за курса рубля по отношению к доллару и евро все-таки выросла». Поэтому выросла и цена на конечный продукт — сахарный песок.

«Сегодня в стране уже начался процесс по возрождению семенного фонда сахарных гибридов. Первые попытки взращивания свекольных культур начались в Крыму. Технологии полного цикла, которые сегодня успешно применяются во всем мире, были разработаны еще в 90-е годы прошлого века. К сожалению, мы сегодня вынуждены во всем догонять остальные страны в выращивании сахарной свеклы по новым технологиям», — сетует Мингазов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *