В театр Камала вернулась «Галиябану»

Пьеса Мирхайдара Файзи отметит столетие на большой сцене в юбилейном 110-ом сезоне
Пьеса Мирхайдара Файзи отметит столетие на большой сцене в юбилейном 110-ом
сезоне

Ольга Гоголадзе — Казань

Читая повести прошлых столетий, поневоле приходишь к выводу, что красивым девушкам раньше жилось хуже всех. Потому что родители считали священным долгом продать их подороже, непременно подлому и неприятному богачу. Сама красавица, разумеется, была без ума от честного и талантливого, но бедного юноши.

Такой любовный сюжет путешествует из одной книги в другую, а развязка этой истории зависит исключительно от доброты автора. У одних любовь побеждает, и пристыженный миллионер, осознав неправоту, уезжает зализывать раны, например, в Баден-Баден. У других хороший парень оказывается очень сильным/везучим, и ему удаётся обвести соперника вокруг пальца или победить в честном бою (нужное подчеркнуть). Увы, в музыкальной драме «Галиябану»  Мирхайдара Файзи финал гораздо более плачевный. 
В театр Камала вернулась «Галиябану»

«Галиябану» — такая же классика для театра имени Камала, как «Лебединое озеро» — для оперного. Она была написана 100 лет назад, а 7 апреля 1918 года её впервые поставили в Казани. Логично, что именно эту драму (уже в 10-м прочтении!) решено было внести в афишу 110-го юбилейного сезона. Премьера состоится сегодня вечером, но журналисты как всегда воспользовались служебным положением и посмотрели спектакль заранее.

Его нельзя назвать сказкой, но на сцене, определённо, творится волшебство. Режиссёру Ильгизу Зайниеву удалось создать портал в прошлое и показать нам дореволюционную татарскую деревеньку, где живут удивительно искренние и трогательные люди. Ты наблюдаешь за их жизнью, и с каждой минутой влюбляешься в них всё больше. Они раскрываются постепенно как одуванчики поутру, заставляя умиляться и невольно улыбаться. Почти все они оказываются лучше, чем кажется вначале.
В театр Камала вернулась «Галиябану»

Например, главная героиня  Галиябану (Гузель Гюльвердиева) в первых сценах производит впечатление легкомысленной дамочки, этакая татарская версия гоголевской Оксаны. Помните её знаменитое: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть». Но очень быстро становится ясно, что из общего у этих двух девушек только внешность.

В отличие от строптивой Оксаны, которой от Вакулы нужны были только царские черевички, Галиябану — добрая и верная, и всю жизнь любит Халила (Фаннур Мухаметзянов) без каких-либо финансовых притязаний. Актрисе так точно и ёмко удалось передать её характер, что временами у меня возникало ощущение дежа-вю: я знаю точно такую же девушку с ужасно похожими мимикой и повадками. Думаю, каждый хоть раз встречал свою Галиябану: скромную, но игривую; ласковую, но с сильным характером   — воплощённый образ идеальной татарской красавицы.
В театр Камала вернулась «Галиябану»

Так же меняются и её родители. Сначала Галимабану (Ляйсан Рахимова) кажется эталонной сварливой женой, клюющей мозг своему мужу. Но потом ворчанье и взгляд в стиле Евы Грин сменяется на житейскую мудрость, бесконечную доброту и очаровательное кокетство. А Бадри (Минвали Габдуллин), который поначалу выглядит олухом, нагло сующим свой нос в личное пространство дочери, постепенно проявляет себя как прекрасный хозяин, заботливый отец и совестливый человек.

Этот актёрский дуэт можно назвать ключевым в спектакле. Галимабану и Бадри держат зал, как никто другой, и отвечают за 90% юмора в пьесе. Они совершенно неподражаемо разбирают арабскую вязь, сравнивая буквы с косой и сковородником, по-детски наивно радуются за Галиябану, а иногда не могут удержаться от нахлынувшей страсти (после стольких лет семейной жизни!). Выражения лиц артистов просто бесценны! Они проживают каждый миг на сцене, задавая тон всему действию.
В театр Камала вернулась «Галиябану»

Главный антагонист Исмагил (Алмаз Гараев) появляется только во второй части, но незамедлительно портит деревенскую идиллию раз и навсегда. Интересно, что режиссёр решил подчеркнуть его чужеродность с помощью костюма: в отличие от остальных мужчин, одетых по-крестьянски просто, он появляется в классическом сюртуке, наверняка от модного портного. В голливудском фильме этого героя сделали бы чертовски обаятельным, чтобы зрители по ту сторону экрана гневно восклицали: «Что за дура эта Галиябану? Такого упустила!». Хорошо, у нас тут не кино, а театр. Поэтому Исмагил был канонично жесток, труслив, подл и неприятен. Гараеву этот образ удался на все сто.
В театр Камала вернулась «Галиябану»
Кстати, о костюмах. В самой первой постановке 1918 года артисты выходили на сцену в аутентичных национальных платьях и украшениях, ради которых специально организовали экспедицию в село Атня Балтасинского района. В новом спектакле тоже решили придерживаться принципов исторического соответствия, поэтому в нарядах и реквизите очень много достоверных деталей.

Галиябану носит традиционную татарскую шапочку с вуалью (а не хиджаб, мода на который пришла из арабского мира относительно недавно), золотые накосники в волосах, расписные ичиги и жилетку с вышивкой. Её мама очень ловко прядёт шерсть, прикрепив ножку прялки  к донцу, вырезанному на лавке. Яркие мелочи, навсегда ушедшие из нашего быта, дают возможность побывать в татарской избе и своими глазами увидеть, как жили люди ещё совсем недавно. Нам сейчас сложно представить, что ради нового платья нужно было сначала посадить лён, потом вырастить его, а дальше дергать, расстилать, сушить, мять, трепать, чесать и прясть вручную. После чего соткать полотно, выбелить его, раскроить платье, сшить его, вышить узоры, и только после этого выйти на гулянья. Как при такой загруженности у девушек оставались силы на личную жизнь, остаётся загадкой. А Галиябану с подружками ещё и петь умудрялись!
В театр Камала вернулась «Галиябану»

Вообще, музыка в этом спектакле — отдельная тема. Сто лет назад Салих Сайдашев адаптировал для пьесы народные мотивы, а сегодня оркестр под управлением Фуата Абубакира играет их так сладко, что хочется тихонько подпевать. Артистам это официально разрешили, поэтому исполнителей на главные роли подбирали с учётом их вокальных данных. Фаннуру Мухаметзянову вообще пришлось в короткий срок научиться играть на старинной гармони, чтобы его Халил выглядел максимально убедительно.

В целом, спектакль насквозь пропитан умилением. Его хочется не смотреть, а рассматривать, как любимого ребёнка. Не портят впечатление даже грустный финал и на удивление аскетичные декорации. Я бы даже сказала, бедные. Деревня — деревней, но на студвесне и то встречаются задники поинтереснее. Зачем ходить далеко за примером? В постановке «Галиябану» в 1929 года художник  Сперанский использовал для оформления настоящую солому и выпустил на сцену живых кур! А тут будто денег не хватило, и труппе пришлось скидываться по сотне, чтобы соорудить декорации из картона и подручных средств.
В театр Камала вернулась «Галиябану»

Увы, узнать такие подробности у режиссёра мне не удалось. На пресс-подходе после окончания спектакля он решил беседовать с журналистами исключительно на татарском языке, которым я не владею. Надеюсь, не всем русскоязычным в театре Камала столь же не рады. Потому что постановка, действительно, удалась на славу. Идеальный вариант для тех, кто хочет каждой клеточкой прочувствовать национальный колорит, сыгранный в изящной и ироничной манере.

Ближайшие спектакли:

03 октября, 18:00

04 октября, 18:00

13 октября, 19:00

21 октября, 19:00

11 ноября, 19:00

28 ноября, 18:00


Стоимость билетов: 
от 150 до 1000 рублей

 В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» В театр Камала вернулась «Галиябану» 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *