Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»

Власти планируют привлечь в город до 100 инвестиционных проектов. В предварительный список возможных резидентов вошли 40 проектов.Четыре уже получили статус резидента
Власти планируют привлечь в город до 100 инвестиционных проектов. В
предварительный список возможных резидентов вошли 40 проектов.Четыре уже
получили статус резидента

Михаил Ляпунов— Набережные Челны

Почти полгода прошло с момента присвоения Челнам статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Постановление подписал 28 января премьер-министр России Дмитрий Медведев. За это время статус резидента ТОР получили четыре компании, общая сумма их инвестиций составит 13,74 млрд рублей, 3576 человек будут трудоустроены на новых предприятиях. Для сравнения — бюджет Челнов на 2016 год — всего 8 млрд рублей.

Первым в апреле статус резидента ТОР получила китайская Haier, которая запустила в Челнах завод по производству холодильников с инвестициями $55 млн. В пересчёте на нынешний курс это 3,5 млрд рублей. Оставшаяся часть инвестиций вложена в развитие предприятия с апреля по июнь — это ещё $16,5 млн или 1 млрд рублей. Здесь уже трудоустроены 120 человек, к 2017 году компания планирует увеличить число работников до 500. На аутсорсинге будет работать ещё 1200 сотрудников.

По словам представителей Haier, именно китайцы были инициаторами создания ТОР в Челнах. «Мы обратились с предложением еще в апреле [прошлого года] к [президенту] Рустаму Минниханову. Совместно с Министерством экономического развития мы проделали очень большую работу, чтобы ТОР появился в Набережных Челнах», — рассказывала в феврале глава представительства Haier в России Людмила Романова

Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»

Haier пока единственная компания, которая запустила своё производство в статусе резидента ТОР. Завод открыт в камском индустриальном парке «Мастер». Цеха больше всего поражают абсолютной белизной стен, потолков и даже полов, от неё даже начинает рябить в глазах. Тут нет проходной, к которой привыкли на российских заводах, зато есть шоу-рум, где представлены разработки Haier.

Компания планирует собирать в Челнах и другую бытовую технику: «цифровые продукты, телевизоры, возможно, стиральные машины, сейчас в стадии анализа рынка. В ближайшие годы мы фокусируемся на производстве холодильников», — ранее говорил KazanFirst управляющий директор Haier Russia Сергей Фомичев.

На предприятии будет собираться 22 модели, в будущем компания планирует расширять модельный ряд, рассказали журналистам на открытии в апреле. Также в компании намерены открыть собственный центр научно-технических разработок в Челнах, приоритетное место для него — IT-парк.

Читайте также:Китайская Haier будет выпускать в Набережных Челнах 500 000 холодильников в год. А в будущем, возможно, телевизоры и стиральные машины

Вместе с Haier в апреле статус ТОР получил сельхозпроизводитель — ПК «Камский». Компания  планирует заняться строительством предприятия по первичной переработке мяса и производству колбасных изделий. Здесь появятся 342 новых рабочих места. Объем инвестиций — более 3 млрд рублей.
Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»


Второе заседание комиссии по рассмотрению заявок потенциальных претендентов на статус резидента ТОР прошло 20 июня в Казани. Статус резидентов получили две компании — «Тэмпо» и «Техноанод». Размер инвестиций первой сравним с иностранными компаниями — в строительство металлургического комбината для производства арматуры планируется инвестировать 5,5 млрд рублей и создать 1500 рабочих мест.

Второй проект скромнее — речь идёт о создании производства по покраске алюминия за 64 млн рублей, планируется трудоустроить 34 человека. «Таких компаний, как “Техноанод” с объемом инвестиций, чуть-чуть превышающим 50 млн рублей, должно быть 100 и больше. Тогда мы будем говорить, что проект ТОСЭР состоялся», — цитировала газета «Бизнес онлайн» министра экономики Татарстана Артёма Здунова после рассмотрения заявок.

Сейчас в Челны иностранные крупные инвесторы приезжают практически каждую неделю, рассказывал 21 июня на брифинге Здунов: «Челны сейчас одни из самых подготовленных регионов для размещения инвесторов, я имею в виду и технопарк КИП “Мастер”, и другие парки».

Число заявок на статус резидента территории опережающего развития превысит 100, сейчас открыть свои производства в Челнах уже готовы 40 компаний, ранее говорил журналистам мэр Наиль Магдеев. Заявки пяти из них на очереди комиссии, её председатель — премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, а секретарь — замруководителя исполкома Челнов Наталия Кропотова.
Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»


Речь идёт о новых производствах «Кама кристалл технолоджи», «Вкусняев», «Челны фуд», «Челны агрегат», а также совместном предприятии «Камаза» и американской «Федерал могул». К последнему предприятию у комиссии будет особо пристальное внимание — инвестиционный проект не может зависеть от градообразующего предприятия более, чем на 50%. Это касается контрактов с «Камазом» и его дочерними предприятиями.

Зачем бизнесу статус резидента ТОР?

ТОР, по сути, — это аналог особой экономической зоны. Статус резидента ТОР даётся на 10 лет, компаниям предоставляются значительное снижение налогов — до 37%.

Налог на прибыль в первый год — 5%, в последующие — 10% (без статуса — 20%).

Налог на землю — 0% (Без ТОР в среднем 1,5%).

Налог на имущество организаций — 0% (Без ТОР 2,2%).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — 7,6% (Без ТОР 30%).

К проектам потенциальных резидентов есть ряд требований: в первый год сумма инвестиций должна быть не менее 5 млн рублей, за 10 лет не менее 50 млн рублей. В первый год количество созданных рабочих мест должно быть не менее 20, в последующие годы на предприятии должно работать не менее 30 человек.

Резидентом ТОР могут стать только предприятия, которые согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» работают по одному из 24 направлений, их список представлен в конце статьи

Вслед за Haier в Челны может прийти ещё один китайский производитель бытовой электроники. В конце мая в город приезжала делегация китайской компании Changhong. Производитель намерен выпускать здесь телевизоры. Также инвестор рассматривает возможность работы в ОЭЗ «Алабуга». Ранее было известно, что некая компания из Китая ведёт переговоры о строительстве завода в Челнах по производству телевизоров. Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина называла даже сумму инвестиций $50 млн, но название компании не раскрывалось.
Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»

Статус резидента также хочет получить транснациональная DSM Nutritional Products, занимающаяся производством кормов и пищевых добавок для сельского хозяйства. Корпорация уже работает в Татарстане, недалеко от Челнов, но планирует расширяться и вложить в производство ещё 5 млрд рублей. Они хотят увеличить мощность местного производства с 18 000 до 40 000 т премиксов и витаминных добавок для птицы и скота. Кроме инвестиций, это создало бы большее количество рабочих мест.

В конце марта статусная делегация корпорации приезжала в Челны, но требования к резидентам ТОР вызвали недоумение у иностранцев. Оказалось, что их нынешнее производство находится на территории Тукаевского района, а статус ТОР может получить компания, чьё производство находится в черте Набережных Челнов.

Завод находится в 1 км от города, на земле Тукаевского района. Решением проблемы могло бы стать присоединение района к городу, но и это не сможет повлиять на статус резидента — границы ТОР утверждены на 1 июля 2015 года. В этих границах предприятие DSM находится не в Челнах.

Читайте также:Транснациональная корпорация DSM хочет инвестировать в Челны 5 млрд рублей. Но сделать это невозможно из-за бюрократических процедур
Встреча в марте не обошлась без курьезов — оказалось, что для иностранцев подготовили презентации на русском языке. Начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Радмир Беляев обещал все исправить. В конце мая на презентации ТОРа на KazanSummit неприятная оплошность была исправлена и потенциальным инвесторам уже демонстрировались кадры на английском языке

Зависимость Набережных Челнов от градообразующего предприятия не уникальна. В той или иной мере все города в России, и вообще на постсоветском пространстве развивались вокруг одного предприятия или нескольких, занятых в одной отрасли, рассуждает директор по развитию бизнеса QBF Маргарита Горшенева.
Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»


По её словам, отсутствие диверсификации доходов регионов в условиях централизованной плановой экономики было вполне оправдано за счет перераспределения доходов в случае спада в той или иной отрасли. В условиях рыночной экономики, когда каждое предприятие самостоятельный хозяйствующий субъект, такая схема не работает, что и приводит к проблемам, с которыми сейчас столкнулись и Набережные Челны.

Собственно, создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, технопарков и кластеров — это также вполне стандартное решение. Как показывает опыт, в плане диверсификации доходов такое решение не всегда работает, отмечает Горшенева: «Как правило, резиденты ТОР, ОЭЗ и подобных образований выбираются исходя из принципов спроса на их продукцию непосредственно в регионе. Спрос же, как правило, формируют именно градообразующие предприятия и отрасли».

«На мой взгляд, вероятность того, что ТОР в Набережных Челнах в конечном счете будет формироваться с учетом интересов резидентов во взаимодействии с “Камазом”, остается очень высокой. С одной стороны, это будет способствовать росту числа рабочих мест и скорейшему восстановлению экономики региона по мере того, как будет расти спрос на продукцию градообразующего предприятия, с другой — никакой поддержки процессам диверсификации доходов это не окажет», — резюмировала Горшенева.

Правда, чтобы диверсификация экономики произошла, приняты определённые ограничения. Градообразующее предприятие не может быть потребителем свыше 50% продукции и услуг резидента ТОР, проекты по добыче и переработке нефти и газа также не рассматриваются.
Территория опережающего развития должна сделать экономику Набережных Челнов независимой от «Камаза»


Примечательно, что Татарстан был первым из четырех регионов, где были приняты региональные законы о налоговых льготах. Без этих законов ТОР заработать не мог.

«К нам обращаются из других регионов с просьбой рассказать, как проходит процесс отбора резидентов, как мы принимаем заявки, как пишем бизнес-планы. Кроме нас, этого никто еще не сделал, и пока даже не приступал к этой работе», — говорила замминистра экономики Татарстана Наталья Таркаева в апреле на заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета Татарстана. Она курирует развитие территории опережающего развития.

На том же заседании Таркаева привела расчёты, из которых следует, что создание ТОР поможет диверсифицировать экономику города на 18,5%, доля работающих на «Камазе» снизится на 19%. Предприятия-резиденты должны будут создать 10 000 новых рабочих мест, а ожидаемый прирост дополнительных инвестиций не менее 20%. Допдоходы в бюджет города увеличатся почти на 800 млн рублей, а республика получит 500 млн рублей, рассчитали в минэкономики Татарстана.

Резюмируя, можно сказать, что статус территории опережающего развития,несомненно, подстегнёт экономический рост города, способствует диверсификации его экономики, а также, что немаловажно, поможет создать новые высококвалифицированные рабочие места, которые в кризис и на волне оптимизации численности рабочих «Камаза» городу необходимы.

Перечень видов деятельности, которыми может заниматься резидент ТОР в Набережных Челнах

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этой области; рыболовство и рыбоводство; производство пищевых продуктов;  производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках; производство текстильных изделий; производство одежды; производство кожи, изделий из кожи; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство бумаги и бумажных изделий; деятельность полиграфическая и копирование носителей информации; производство химических веществ и химических продуктов; производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочей неметаллической минеральной продукции; производство металлургическое; производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; производство электрического оборудования; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (кроме производства грузовых автомобилей); производство прочих транспортных средств и оборудования; производство мебели; производство прочих готовых изделий; деятельность издательская

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *