Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?

в местах
Почти все трагедии произошли на водоемах в сельской местности, в местах, не
предназначенных для купания. Причинами несчастных случаев стал недостаточный
контроль со стороны взрослых

Юлия Яковлева — Казань

С начала купального сезона (он открылся 1 июня) в Татарстане на воде погибли 8 детей до 16 лет — это в два раза больше, чем в прошлом году. Об этом KazanFirst рассказала Регина Гаязова, замначальника отдела безопасности людей на водных объектах главного управления МЧС по РТ.

Что становится причиной гибели детей на воде чаще всего и как избежать несчастного случая? Эти вопросы я задаю тем, кто приходит на помощь в самых трудных ситуациях — работникам экстренных служб, на счету которых десятки случаев счастливых спасений — и не меньше случаев, когда сделали все, но не сумели или не успели помочь…

Есть истории, которые невозможно забыть, как ни старайся. 2011 год. После сдачи ЕГЭ трое подростков из поселка Старое Аракчино пошли искупаться в залив Волги, неподалеку от автобусной остановки «Актай». Двое умели плавать и переплыли на другой берег залива, а их друг не умел, но все равно присоединился к компании и почти сразу ушел под воду.

В тот день первый раз узнала, что такое «цеплять на кошки» — на языке спасателей это огромный багор, которым метр за метром прочесывают дно водоема, пока он не зацепит тело.

Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?

От берега плавно отдалялась поисковая лодка, а на берегу собралась толпа — родители, соседи и одноклассники утонувшего мальчика. Мы стояли час, и он казался вечностью. Когда ребенка подняли со дна, его мама бросилась в воду — прямо в куртке и брюках. Ее с трудом удерживали несколько мужчин.

Тело мальчика выволокли на берег. Всем было понятно, что чуда не произойдет — слишком много времени прошло. Но неожиданно спасатель Андрей Филиппов стал делать подростку искусственное дыхание и попытался завести сердце. А потом парня вдруг подхватили, положили на носилки и погрузили в «скорую». Карета с воем покинула дикий пляж. Люди стали расходиться. Я подошла к Андрею с единственным вопросом — зачем?

«Даже врач “скорой” не смог признаться родителям, что их сын умер, — ответил он. — Они повезли в больницу труп, чтобы там родителям сказали правду. Мы таким образом пытались показать, что со своей стороны сделали все возможное. Люди были на сильных эмоциях, нас могли обвинить в бездействии».

Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?

Андрей Филиппов

Я позвонила Филиппову спустя 5 лет после той трагедии в Аракчино. Спасатель вспомнил это происшествие в деталях, будто оно было вчера — очень сложно забыть несчастные случаи с детьми. Особенно теми, которым спешили помочь, но не успели…

«У моего напарника, тоже спасателя, был случай — в парке Победы утонул мальчик, — рассказывает Филиппов. — Он его достал со дна, откачал, передал в руки медикам. Потом полгода ездил к нему в реанимацию, даже ходил в церковь, ставил свечки, чтобы тот поправился. Так его задело за душу…»

Всего с начала года в республике утонули 10 детей (в 2015 году погибли шестеро). В основном все трагедии произошли на водоемах в сельской местности, в местах, не предназначенных для купания, говорит Гаязова.

Последний несчастный случай был в минувшую субботу близ села Яшевка Буинского района, где в пруду утонула 10-летняя девочка. На берегу она с 24-летним братом заготавливала сено. После работы решили искупаться. Несмотря на предупреждающие надписи «купание запрещено», они вместе попробовали переплыть на противоположный берег. От места купания до другого берега расстояние 80 м. Когда молодой человек доплыл до назначенного места, обнаружил, что его сестра тонет, однако вернуться за ней, чтобы оказать помощь, у него не осталось сил. В 10 м от берега девочка начала тонуть. Брат вызвал спасателей, которые на лодке обследовали акваторию и через два часа на метровой глубине обнаружили тело ребенка.

Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?

«Любая смерть нами переносится тяжело, особенно когда видишь, что человека действительно очень сильно любят, тем более, если ребенок», — рассказывает Эмиль Галеев, бывший врач-реаниматолог, который сейчас преподает уроки спасения в школе неотложной медицины.

По его словам, чаще всего причиной гибели на воде становится паника — человек нахлебался воды, начинает еще глубже погружаться, наступает сковывающий страх. Кому повезло выжить, еще долго ощущают на себе последствия неудачного нахождения под водой.

Чем она холоднее, тем больше шансов вернуть человека без серьезных фатальных повреждений — потребление кислорода организмом снижается. На его практике был успешный случай реанимации после 20 минут нахождения под водой — все зависит от окружающей среды. Но обычно после остановки кровообращения в теплой воде через 5-7 минут клетки мозга начинают отмирать и человек впадает в состояние клинической смерти. Чем позже человека приводят в чувство, тем больше шансов повреждения головного мозга, объясняет он. Психологическая травма на всю жизнь — самый минимальный ущерб здоровью.

Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?Эмиль Галеев

«Очень часто после синдрома утопления развивается пневмония: в легкие попадают водоросли и бактерии, дети младшего возраста это тяжело переносят, — продолжает собеседник. — В зависимости от того, как долго человек находился в состоянии клинической смерти, могут развиваться посттравматические эпилепсии, сильно ухудшиться память, появиться психические расстройства».

Яркий пример — история 3-летней Василисы Сагуновой из Набережных Челнов, которая в марте 2015 года прилетела отдохнуть на остров Пхукет с родителями. Девочка упала в гостиничный бассейн. Взрослые, заметив отсутствие ребенка, не сразу поняли, что он в воде. К этому моменту Василиса уже находилась на дне в течение 5-10 минут. С тех пор она проходит сложное лечение. К этому дню Василиса научилась только открывать глаза, но взгляд пока не фиксирует, пишет ее папа Егор Сагунов: «Остаются приступы 1-3 раза в день по 3-10 минут. Выражаются в напряжении и одёргивании головы. Пробуем очередной противоэпилептический препарат».

Много времени при спасении тонущего теряется в тот момент, когда очевидцы пытаются показать место, где последний раз видели человека, продолжает Филиппов.

Число утонувших детей в Татарстане увеличилось в два раза. Кто виноват?«Отвернулся позвать на помощь, и ты это место уже точно не покажешь, — говорит он. — На воде нет точных ориентиров, как, например, камня или ветки, поэтому очень легко ошибиться. К тому же большую роль играет течение».

По мнению сотрудников экстренных служб, причины гибели детей на воде остаются неизменными из года в год — употребление алкоголя взрослыми. В этот момент родители теряют контроль, а после не только не могут им помочь, но и рискуют утонуть сами, пытаясь оказать помощь.

«У меня был случай: мужчина бросился спасать ребенка, — вспоминает Галеев. — Тот ему в шею такой хваткой вцепился, что чуть не удушил, пока выбирались из воды». Собеседник напоминает, что к тонущему человеку, каким бы родным он не был, нельзя приближаться — лучше протянуть палку или спасательный жилет и на нем тянуть до берега. В состоянии паники риск уйти вдвоем под воду очень большой.

«Основная причина — недостаточный контроль со стороны родителей. Он должен быть постоянным, — объясняет Гаязова. — Каждый родитель должен объяснить своему ребенку, чтобы он предупреждал, когда идет с друзьями на водоем, а в лучшем случае — научить своих детей плавать».

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *