В акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ водолазы ищут затонувшие судна

В республиканских водоемах находится около ста затопленных судов
В республиканских водоемах находится около ста затопленных судов, которые
десятилетиями отравляют воду нефтепродуктами и тяжелыми металлами, и мешают
судоходству

Юлия Яковлева — Казань

Около 15 млн рублей будет потрачено на проведение исследовательских подводных работ в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, которые стали кладбищем затонувших и брошенных судов. В водоемах республики их по крайней мере  около 100. 60 судов уже были найдены. В основном это баржи, дебаркадеры и теплоходы, которые десятилетиями отравляют воду оставшимися на борту нефтепродуктами, а также тяжелыми металлами, выделяют коррозию и мешают судоходству. Кроме того, они причина заиливания водоемов, оказывают отрицательное воздействие на рыб и ухудшают качество питьевой воды.

Их самое большое скопление в Казани, в Нижнем и Верхнем Услоне — эти места можно назвать кладбищем затонувших судов, рассказывает  руководитель группы поиска «Подводречстрой-7» Владимир Казаков. По его словам, только на участке у Лесной Гавани в районе речного порта они обнаружили 12 затонувших судов.

В акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ водолазы ищут затонувшие судна

Руководитель группы поиска «Подводречстрой-7» Владимир Казаков Ι Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

«Чуть дальше отсюда на дне уже 15 лет лежит теплоход, — рассказывает он. — А рядом плавмагазин, вокруг которого мы обнаружили шесть дебаркадеров — их очень много везде и нужно доставать».

Поисковые работы начались 9 июля — экипаж из шести человек, трое из которых водолазы, вышел из Волгограда и преодолел уже 1700 км пути. Впереди последний объект исследования дна акватории — Булгары, где завершится долгий маршрут.

FNR_8265

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

Все, что находится на дне, отображается на специальном приборе, который висит в каюте капитана. На экране четко видны очертания затонувшей баржи, она лежит на боку на глубине около пяти метров.

Сначала проводится большая работа на суше — на навигаторе GPS выставляются координаты судна, а на поверхности воды — импровизированные буйки, чтобы обозначить участок. Только после этого водолазы спускаются в воду, обследуют затонувшее судно, фиксируют его на фото и видео, а после дают ему характеристику.

FNR_8258

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

Одновременно они берут пробы воды и грунта. Эти сведения отправляются на анализ в минэкологии, специалисты которого должны ответить, какую угрозу оно наносит окружающей среде и суднам, которые передвигаются по воде. К тому же последние годы уровень воды сильно упал, и даже капитан водолазного судна «В-719» Николай Штукань боится напороться на затонувшее судно.

Капитан водолазного судна «В-719» Николай Штукань Ι Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

«Акватория не только обмелела, вода стала очень мутной, — говорит он. — Например, баржа, которую мы обследуем, по габаритам 10-15 метров, но мы не знаем высоту ее бортов. Приходится рисковать, подходить поближе».

Основное скопление затопленных судов приходится на Куйбышевское и Нижнекамское водохранилища. Почти все они — бесхозяйные. За долгое время в воде стали источниками загрязнения рек и препятствием для судоходства.

«У них нет владельцев, поэтому предъявить требования некому, — объясняет заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Назим Псардия. — Невозможно обязать это сделать законодательно ни минэкологии, ни муниципальные органы, ни отдел водных ресурсов. Поэтому из-за недобросовестных бывших владельцев брошенных судов государству приходится выделять на это деньги».

В акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ водолазы ищут затонувшие судна

Заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Назим Псардия Ι Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

С 1998 года по 2014 годы из водоемов изъято более 240 судов. Сейчас остается еще около 100. Однако не факт, что все они будут подняты со дна — в некоторых случаях в этом нет необходимости, утверждает собеседник.

«Мы общались с учеными, и не факт, что все 100 [судов] есть необходимость вытаскивать, они могут никому не мешать и не представлять угрозу», — продолжает он.

________________________________________

Этой проблемой всерьез занялись лишь в 2007 году, когда правительством республики и волжской природоохранной прокуратурой была разработана и утверждена программа по очистке водоемов от затонувших судов. С 2008 по 2012 годы было поднято и утилизировано 102 судна — баржи, металлобетонные дебаркадеры, понтоны, теплоходы. Было потрачено 50 млн рублей — деньги республиканского бюджета и инвестиционные вложения.

________________________________________

FNR_8140

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

По словам Псардии, во время первой кампании они выявили владельцев затонувших судов — им были предъявлены иски, многие нарушители самостоятельно извлекли судна со дна акватории. Например, в Чистополе прокуратура смогла через суд обязать ООО «Камские круизы» освободить самовольно занятую акваторию Камы от списанного железобетонного дебаркадера, который ранее использовался для организации отдыха.

FNR_8132

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

Многие из затонувших судов долгое время находятся в воде по разным причинам — это несвоевременная реакция на судовое происшествие, бездействие муниципалитетов и нежелание собственников судов — предприятий речного транспорта — тратить деньги на подъем судна, утверждает прокурор.

Подъем со дна только одного судна, по примерным подсчетам, может стоить 100 000 рублей, говорит начальник госинспекции экологического надзора минэкологии Алмаз Закиров.

В акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ водолазы ищут затонувшие судна

Начальник госинспекции экологического надзора минэкологии Алмаз Закиров Ι Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

По его словам, в каждом случае этот вопрос будет решаться индивидуально — сумма работ зависит от габаритов судна и глубины.

«Мы берем свои пробы, чтобы выявить, какое судно негативно воздействует на окружающую среду. После подведения всех итогов самые из них опасные будут извлечены на поверхность в первую очередь».

До конца этого года на основании обследования акватории будет завершен анализ, а уже в 2017-м начнется работа по очистке дна от затонувших кораблей.

FNR_8294

FNR_8263

FNR_8153

Фото: Василий Иванов, kazanfirst.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: