Эксперты против строительства в Татарстане мусоросжигательных заводов

В Татарстане продолжается дискуссия по поводу территориальной схемы обращения с отходами. Самые ожесточённые споры по поводу строительства пяти мусоросжигающих заводов. Ни один из экспертов
В Татарстане продолжается дискуссия по поводу территориальной схемы обращения с
отходами. Самые ожесточённые споры по поводу строительства пяти мусоросжигающих
заводов. Ни один из экспертов, опрошенных KazanFirst, не поддержал эту идею
минстроя РТ

Кристина Иванова, Михаил ЛяпуновЮлия Яковлева ― Казань, Набережные Челны

В Татарстане вторую неделю продолжаются жаркие дискуссии по поводу территориальной схемы обращения с отходами. Представители отрасли критикуют документ правительства, который подготовил минстрой Татарстана. В самом министерстве считают, что документ поможет наконец-то решить проблему несанкционированных свалок.

Но самые ожесточенные споры ведутся о будущем строительстве пяти мусоросжигающих заводов, о которых мы писали на прошлой неделе. Ни один из экспертов, которых мы опросили, не поддержал эту идею.

Территориальная схема решит проблему несанкционированных свалок

Основные причины образования несанкционированных свалок — неудовлетворительная организация деятельности по обращению с отходами и сложившийся уровень бытовой и экологической культуры населения. Многим муниципальным образованиям было просто не под силу сформировать необходимую инфраструктуру и обеспечить необходимую собираемость платежей за вывоз мусора, поэтому далеко не все населенные пункты республики охвачены системой централизованного сбора ТКО (твёрдых коммунальных отходов). Такие аргументы содержатся в сообщении пресс-службы минстроя РТ на запрос KazanFirst.

Сейчас в процесс сбора отходов включены лишь 40% населённых пунктов Татарстана, показателя в 100% планируется достичь только к 2025 году. Получается, что остальные 60% потенциально мусор выбрасывают на несанкционированные свалки.

planovye_pokazateli_postanovlenia

По новым правилам, обращение с отходами переходит на межмуниципальный уровень, что позволит сформировать достаточную базу потребителей и сконцентрировать финансовые потоки для возврата инвестиций в инфраструктуру обращения с ТКО. «Закон предусматривает обязательное заключение договора между региональным оператором и всеми потребителями коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе с владельцами объектов индивидуального жилищного фонда», ― говорится в ответе минстроя РТ.

Все населённые пункты будут включены в систему централизованного сбора отходов, это в значительной степени снимет проблему несанкционированных свалок, уверены в минстрое: «Обязанность ликвидировать вновь возникающие свалки ТКО в случае, если не удастся выявить конкретное лицо, ответственное за их образование, возлагается на регионального оператора».

Один мусоросжигающий завод и четыре установки по термическому обезвреживанию отходов

Территориальная схема предусматривает строительство в Татарстане одного мусоросжигающего завода и четырёх установок по термическому обезвреживанию отходов. Специалисты утверждают, что это те же мусоросжигающие предприятия, лишь названные по-другому.

4195654

В минстрое не согласны с этим мнением. Кроме сжигания, существует много технологий термического обезвреживания отходов, классификация которых довольно сложна. Это многочисленные виды пиролиза и газификации. В территориальной схеме под термической установкой обезвреживания отходов понимается любая технология, которую можно использовать в пределах комплекса «полигон — экологический технопарк» для целей самообеспечения работы комплекса тепловой и (или) электрической энергией за счет отходов, которые не могут быть переработаны иным образом или размещены на полигоне.

Часть ТКО будет использована в целях получения электрической и (или) тепловой энергии, путём мусоросжигания, при этом планируется выпускать RDF. Установленная электрическая мощность генерирующего оборудования мусоросжигающего завода, который предполагается построить в Казани, составляет 55 МВт. Данный завод может работать в режиме когенерации (с выработкой электрической и тепловой энергии одновременно). Конкретные режимы будут устанавливаться в зависимости от потребности и экономической целесообразности, говорится в ответе минстроя.

________________________________________

Что такое RDF

RDF ― это топливо, полученное из отходов и мусора. Его теплотворная способность такая же, как и у бурого угля (незначительно уступает кузнецкому углю) и составляет 20 000±2000 КДж/кг.

1,7 кг RDF по теплотворной способности соответствует 1 м3 газа. RDF уже является продуктом, полученным из отходов, и может быть использован как на объектах малой энергетики, так и в промышленности. Спрос на этот вид топлива высок в промышленности. Например, в цементном производстве и в металлургии. Имеются обращения от представителей соседних регионов, которые готовы приобретать подобное топливо для цементного производства и экономить на ископаемом топливе.

________________________________________

Skhema_raspolozhenia_musornykh_poligonov

Когда нефть закончится, мы начнем раскапывать старые свалки

Все эксперты, с которыми удалось поговорить KazanFirst за последние две недели, выступают категорически против строительства мусоросжигающих заводов. В предыдущей публикации своё мнение высказывал руководитель токсической программы “Гринпис России” Дмитрий Артамонов и исполнительный директор Ассоциации организаций, занятых в сфере обращения с отходами в Татарстане, Марат Алтынбаев, а также несколько анонимных собеседников-участников рынка ТКО в Татарстане.

 «Эти вещи очень часто заканчиваются глубоким фиаско»: в правительстве Татарстана решились на радикальную реформу рынка твердых бытовых отходов

Татарский природоохранный межрайонный прокурор Ильсур Гильмутдинов неожиданно выступил против идеи строительства мусоросжигательного завода. Он считает, что нет смысла сжигать то, что в будущем может принести прибыль.

По его мнению, основная цель территориального плана — привлечение федеральных средств. Заложенный там план перехода к 100%-ному раздельному сбору мусора к 2035 году он считает вполне выполнимым. «Если все население переведут на раздельный сбор мусора, никакие мусоросжигательные заводы будут не нужны. За те же деньги лучше поставить хорошие сортировочные линии», — говорит он.

Собеседник признается, что очень негативно относится к процессу сжигания: «Даже не с точки зрения экологии… Как можно сжигать то, что можно использовать? Если сейчас мы его [мусор] закапываем, мы его окончательно не уничтожаем. Может быть, в будущем появятся технологии, и из этого мусора начнут делать вещи, о которых мы сейчас даже не догадываемся. Сырьевые запасы же не вечные».

zPfOoHP3Db4Татарский природоохранный межрайонный прокурор Ильсур Гильмутдинов

Сейчас из-за того, что нефть дешевая, нам проще сделать новое, чем переработать старое, продолжает прокурор: «Но придет время, когда нефть закончится. Тогда мы будем раскапывать старые свалки. Уже сейчас к этому приходим. Часто распространенное несколько лет назад нарушение — выкапывать металл на старых полигонах. Как кроты люди делали везде дырки и добывали металл, это было выгодно».

По мнению Гильмутдинова, людей нужно научить сортировать мусор — выкладывать отходы в отдельные контейнеры, обеспечить ими население. Органику можно перерабатывать, добывать биогаз, топливо, удобрения.

От сжигания мы получаем лишнее тепло. Его можно направить на отопление домов. Но вряд ли есть необходимость в таких объемах. От сжигания происходит загрязнение атмосферного воздуха. Наверное, поставят хорошие фильтры, а они стоят миллионы, обслуживание заводов будет дорогим, уверен Гильмутдинов. «Диоксины никак не утилизируются сегодня. Они попадают в почву, растения, потом в виде мяса животных к нам в организм. Говорят, существует прямая причинная связь между диоксинами и раковыми заболеваниями», — рассказывает он.

Экологи грозят Казани нетрудоспособностью населения после накапливания диоксинов от мусоросжигательного завода

Член президиума республиканского совета всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев согласен с Гильмутдиновым, что мусоросжигательный завод будет опасен для экологии и негативно отразится на здоровье населения. Однако последствия могут сказаться на следующем поколении, увеличив количество случаев заболевания онкологическими и другими опасными для жизни заболеваниями.

Как отмечается в ответе минстроя РТ на официальный запрос KazanFirst, технология, на которой основан проект мусоросжигающего завода, который предполагается построить в Казани, является технологией сжигания на колосниковой решетке.

MukhachyovЧлен президиума республиканского совета всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев

«Технология является наилучшей доступной согласно российскому и европейскому справочникам нормативно-технической документации, обладает подтвержденной многочисленными реализованными проектами экономической, экологической и энергетической эффективностью, наиболее отработана и широко применяема в мире, не требует предварительной обработки ТКО и позволяет строить крупные проекты, — утверждают в министерстве. — Расчеты показывают, что эта технология сжигания обеспечивает на границе санитарно-защитной зоны соблюдение ПДК, как по отдельным ингредиентам, так и по группам суммирующего воздействия. Диоксины и фураны разлагаются в топке за счет нахождения газов в зоне с температурой 850-1200 С более 2 секунд».

________________________________________

Диоксины — это глобальные экотоксиканты, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Они слабо расщепляются и накапливаются как в организме человека, так и в биосфере планеты, включая воздух, воду, пищу. Причина токсичности диоксинов заключается в способности этих веществ точно вписываться в рецепторы живых организмов и подавлять или изменять их жизненные функции.

________________________________________

Мухачев утверждает, что идея мусоросжигательного завода без четко выстроенной системы сортировки мусора неправильна: «Мусор — это огромное сырье. Надо рационально его использовать. А не сжечь все, и продукты сгорания выкинуть куда попало».

«Как будут сортировать мусор? Как хлорсодержащий пластик отличить от обычного, где все свалено вперемежку с пищевыми отходами? — задает собеседник риторические вопросы. — Вопросов много. Поэтому они и выбирают метод сжигания. Сожгли и сожгли — и проблем никаких нет. А к каким последствиям это может привести, не думают. Никто не хочет задумываться, что будет с твоим ребенком под старость».

Последствия от мусоросжигательного завода могут аукнуться на здоровье следующего поколения, считает Мухачев. Трудоспособного населения просто не станет. Люди будут трудиться, работать, но на простейшие действия тратить в два раза больше времени, дает он неутешительные прогнозы. А виной всему могут стать диоксины.

1 (1)

После сгорания хлорсодержащие пластики содержат диоксины. Даже если диоксины разрушаются, они потом опять соединяются в молекулы после остывания смеси, и какое-то количество их все равно остается. Так что высокие температуры (в топке) не исключают выброса диоксинов. А диоксин — это соединение, которое существует и в воде, и в почве, и в атмосфере многие десятки лет и представляет собой генетическую опасность. Будет идти повреждение наследственности, рост онкологических заболеваний, общее падение иммунитета. Это системный яд, объясняет эколог.

«Даже при сгорании при температуре 1500 градусов, часть диоксинов все равно остается, — продолжает он. — Если завод будет постоянно работать, они будут накапливаться. Это как эффект от радиации, он не устраним. То, что будут пострадавшие, это факт. Самое главное — какой мусор будет попадать на этот завод. Если весь хлорсодержащий пластик, то результат будет очень нехороший. Если мусор будут как-то отсортировывать — другой вопрос».

При нашей культуре населения раздельный сбор мусора удастся внедрить не раньше, чем лет через 30, сетует собеседник. «Когда горела Самосыровская свалка, температура, конечно, была другая (чем в топке), но уже во многих родниках Высокогорского района обнаружены диоксины. Диоксины — достаточно крупные молекулы, они поглощаются дождевой влагой, оседают, попадают в грунтовые воды, родники. Это все попадет в воду, которую пьет население. Так что не думаю, что мусоросжигательный завод — это хорошее решение», — говорит он.

Мухачев предлагает пойти по пути извлечения пластика и его повторной переработки. Из всех пищевых отходов и прочего биоразлагаемого материала нужно производить биогаз. И топливо было бы дополнительное, удобрения получались бы, рассуждает он: «Для этого нужны установки производства биогаза. Таких установок полно в Китае. Там в каждой деревне практически у любого крестьянина есть такая установка. Правда, и климат там другой, а у нас придется немного подогревать».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *