«Конкурировать с Facebook и “Вконтакте” мы не можем»: «Зиланткон» ослабляет хватку и боится лишиться пристанища из-за реконструкции ДК Ленина в Казани

26-й раз в Казани проходит международный конвент фантастики и ролевых игр. Фестиваль с бюджетом 1
26-й раз в Казани проходит международный конвент фантастики и ролевых игр.
Фестиваль с бюджетом 1,5 млн рублей на этот раз не досчитается участников

Кристина Иванова — Казань

26-й раз в Казани проходит международный конвент фантастики и ролевых игр «Зиланткон». Фестиваль с бюджетом  1,5 млн рублей на этот раз не досчитается участников — организаторы винят в этом не только кризис, но и мировые тенденции — развитие соцсетей. Участники опасаются лишиться пристанища после реконструкции ДК Ленина, в котором последние годы проводится «Зиланткон».

________________________________________

«Зиланткон» впервые был проведен в 1991 году по инициативе Казанского городского Клуба любителей фантастики «Странники» при содействии КГУ. Казанский конвент назван Зилантовым по имени дракона Зиланта, который, по легенде, когда-то жил близ Казани

________________________________________

Милая девушка в костюме принцессы стоит на крыльце ДК и курит — это первое из увиденного на «Зилантконе», который, неожиданно, стал моим первым подобным фестивалем за многолетнюю работу в СМИ. На первом этаже, где проходит ярмарка, на которой просто глаза разбегаются от всевозможных украшений, сумок, оружия, элементов одежды, здесь есть даже корсеты — все ручной работы, очень холодно.

FNR_2672

⇒ «Зиланткон» отпраздновал четверть века, приоткрыв дверь в параллельную вселенную

На втором этаже начинается «Бал Средиземья» по «Властелину колец» Толкина, и вот там уже немного теплее. Не всем на балу хватает мужской пары, поэтому некоторые девушки пляшут друг с другом. Здесь можно встретить эльфов с соответствующими ушками и вампиров с характерными зубами, всевозможных королев и принцесс. Дочке больше всего понравилась девушка в костюме дамы конца XIX — начала XX века с вуалью, наряд которой был пошит по фотографии той эпохи. На третьем этаже библиотечное пространство — здесь висит карта плоского мира, желающие читают книжки, в том числе и девушка-феечка. В соседнем зале желающие обучаются фехтованию. Там я обращаю внимание на интересное трио гостей из Москвы. Но о них чуть позже.

FNR_2344

Конкуренцию соцсетям фестиваль проигрывает

Во время первого дня турнира корреспондент KazanFirst побеседовала с председателем оргкомитета конвента «Зиланткон» Борисом Фетисовым.

— Чем этот фестиваль отличается от 25 предыдущих?

(смеется). Есть такой анекдот: как-то к одной очень известной ролевой поэтессе и писательнице подошел один очень известный сатирик и выдал ей очередную пародию на Толкина. На что она сказала: 49-й. Ну почему вы все задаете один и тот же вопрос?

А если серьезно, то 26-й фестиваль отличается тем, что на этот раз мы решили немножко помочь горожанам сориентироваться в нем. Когда мы зовем к себе гостей, мы должны о них заботиться. Обычно наша забота заканчивается тем, что мы пускаем их внутрь и говорим: «Веселитесь». А дальше человек либо находит свое чудо и счастлив, либо он попадает в калейдоскоп вращений, но вот что происходит — он не понимает. Поэтому мы сделали два тематических дня: день зрелищ, который должен свершиться 5 ноября, и день настольных игр, который проходит 4-го.

FNR_2645

В дне зрелищ мы сконцентрировали красивые вещи: турнир «Стальной Зилант» фактически за выход на чемпионат Европы по историческому фехтованию, конкурс костюмов, большой бал. Можно прийти и получать удовольствие от того, что видишь. В день настольных игр каждый может в них поучаствовать, поучиться, ожидается турнир для новичков, а также рассказы и показы новых игр. Это интеллектуальная история для семейного отдыха, детей, подростков, ну и взрослых тоже.

— К какой возрастной категории относится основная масса участников «Зиланткона»?

— Среди зарегистрированных участников средний возраст — 29 лет. Это уже не студент, но еще, в общем-то, молодой человек.

— По сравнению с предыдущими годами эта цифра как-то меняется?

— Практически никак. Последние лет 10 этот показатель держится на этой отметке.

FNR_2717

— Насколько я понимаю, по количеству участников идет тенденция к снижению…

— Да, это так. Людей догоняет кризис. Он даже не в том, что «Зиланткон» становится дороже, а в том, что сопутствующие расходы значительно дорожают. В прошлом году плацкарт Москва — Казань стоил 900 рублей. В этом уже 1600. Кризис сильно подкосил всех.

— А иногородних участников много?

— Много. В этом году зарегистрировано порядка 850-900 участников, а в прошлые годы — свыше 1000. Из них казанцев человек 150. «Зиланткон» характерен тем, что его делают-то не казанцы в основном. Его делают очень разные люди — у нас в команде люди из Москвы, Йошкар-Олы, Самары, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.

FNR_2680

— А участники откуда приезжают?

— Практически со всей страны. Самая дальняя точка — Петропавловск-Камчатский.

— Снижение количества участников вы связываете только с дороговизной или есть тенденции отхода от этого движения в принципе?

— Есть мировые тенденции. Можно было бы сказать, что причины лишь экономические, но это был бы плачь ни о чем. Скорее есть очень мощное развитие средств коммуникации, соцсетей. Идет серьезная борьба за внимание и свободное время человека. И конкурировать здесь с Facebook и «ВКонтакте» мы не очень можем в силу того, что эта индустрия — серьезный бизнес, а мы — некоммерческая, неполитическая, нерелигиозная общественная инициатива.

FNR_2549

— Люди, которые не едут на «Зиланткон», взамен просто остаются дома, смотрят все в соцсетях и общаются там?

— Очень многие люди смотрят видео с фестиваля, следят за новостями. Мы активно работаем с соцсетями, поддерживаем это облако смыслов вокруг нас, но при этом нам кажется гораздо более ценным живое взаимодействие между людьми, которое не дает ни интернет, ни соцсети. Но уж люди сами выбирают.

— Сколько в среднем обходится костюм для фестиваля? 

— Цены очень разные. Я обычно, когда езжу на разные игры, обхожусь бюджетным вариантом. На одном коммерческом проекте меня однажды «допинали» до костюма — пиджак, рубашка, брюки. Я на это сказал, что никогда столько в игровой костюм не вкладывал. А бывают люди, которые вкладывают в костюмы серьезные деньги. Есть мастерская, которая в Москве делает LARP-оружие. Они рассказывали, что под какую-то игру у них было заказано порядка 100 костюмов с ценником от 50 до 150 000 рублей.

FNR_2482

— На «Зиланткон» в таких костюмах не приезжают?

— Это в основном в Москве. Здесь все немного попроще.

— В следующем году в связи с реконструкцией ДК Ленина фестиваль будет проходить или пока есть сомнения?

 ________________________________________

Впервые о планах по реконструкции ДК Ленина объявил президент РТ Рустам Минниханов на открытии парка «Крылья Советов». Предполагается, что ремонт здания начнется после завершения «Зиланткона» и должен завершиться к сентябрю 2017 года

 ________________________________________

— Говорят, что ДК не планируют закрывать целиком, потому что это потеря культурного центра всего Соцгорода. Здание будут реконструировать поэтапно. Есть первоочередные задачи, есть задачи второй и третьей очередей и так далее. Реально объем работ здесь гигантский. Я по одной из профессий дизайнер интерьеров, поэтому представляю, сколько примерно стоит ремонт такого ДК.

FNR_2339

— И сколько?

— Я думаю, что сотни миллионов рублей. Причем ближе к следующему нулю в ценнике, нежели к 100. Это огромные площади, объемы и, главное, памятник архитектуры. Его нельзя просто взять и перекрасить дешевой краской.

Нам обещали, что ремонт закончится в сентябре следующего года. Мы рассчитываем, что так оно и будет. Но мы постараемся держать руку на пульсе и следить за новостями.

— Но если все же не ДК Ленина? Вы видите другие площадки, подходящие для «Зиланткона»?

— Таких площадок в Казани нет. По крайней мере я о них не знаю. Но если появится другая площадка, у меня есть подозрение, что и мы станем совсем другими.

FNR_2353

— В чем? В масштабе?

— Во всем. ДК Ленина — это трансформер. Мы приходим сюда и делаем то, что считаем нужным. И нам не сопротивляются а, наоборот, помогают. А в другое место мы придем и столкнемся с правилами, которые мы не устанавливаем. Мы столкнемся с тем, что шаг влево, шаг вправо — побег, прыжок на месте — провокация, это нельзя, то нельзя. И мы будем вынуждены трансформироваться сами, а не трансформировать под себя.

— То есть такого, что «Зиланткон» вообще потеряет себя, свое лицо, вы не опасаетесь?

— Я надеюсь, что этого не произойдет. Но я точно знаю, что нельзя останавливаться. Нам иногда говорят: ребята, новое возникает только на пустом месте, давайте освободим это место для чего-то нового. Мне кажется, что это лукаво. Если «Зиланткон» закончится, не будет просто ничего.

— Можно еще один, наверное, банальный вопрос? Зачем люди приходят сюда?

— Каждый сам для себя решает, зачем. Все делают то, что им реально важно, без дураков. Кому-то важно продвигать книги, кому-то — работать с детьми, другим — прокачать свою команду. Есть люди, которые приезжают сюда, потому что здесь случаются чудеса.

FNR_2500

— Какие, например?

— Есть одна девочка из Киева. Халдейка, которая уже сейчас выходит в профессиональную музыку. А в 2004 году в шоу «Турнир на песнях» она выиграла. Причем в последнем поединке в финале в противники ей попался трехголовый дракон в составе трех известных фолк-исполнителей России. Не чудо ли выйти с такими людьми на сцену, да еще и в режиме дуэли? Кто-то встречает здесь новых друзей, завязываются деловые контакты.

— Вы согласны, что людям, не втянутым в это, участники «Зиланткона» могут казаться странными?

— Хороший вопрос. Не кажутся ли людям странными нормы корпоративной культуры в некоторых компаниях? Нет одинаковых людей, как и нет нормального человека. Потому что когда люди говорят «нормальные люди», я всегда прошу показать эталон. Все по-разному чем-то увлекаются. Главное — чтобы эти увлечения не нарушали свободы других людей и их приватности.

FNR_2687

«Зиланткона», скорее всего, уже не будет в том виде 

Вернемся к московским гостям. Для экономии денег две семейные пары приехали на фестиваль на машине и на время «Зиланткона» сняли в Казани квартиру. Армидель, в мире Елена Кондакова, облаченная в наряд королевы, оказалась модельером вечерних свадебных платьев. Наряд она пошила себе сама и смоделировала костюмы своих друзей.

По ее словам, отдавать костюм на пошив обычной швее опасно (его могут просто испортить), нужно доверять такое дело либо проверенным людям, либо стоять все время над душой и контролировать процесс, либо шить самим. Последний способ, кстати, выбирает большинство участников. Для собеседницы «Зиланткон» — главный фестиваль в году. «В любом состоянии, даже если я буду как зомби, я приеду сюда. Это возможность выгулять платье, и именно эти пять дней меня не достают клиенты», — признается она. Кстати, нынешний «Зиланткон» для нее 16-й!

Чуть меньше фестивалей на счету матери двоих мальчишек (2,5 и 4 лет) Илтхэнэ, в миру Камиллы Сулеймановой. Она одета как принцесса и у нее турецкие корни, а работает она тестировщиком программного обеспечения. Сидящий рядом муж, инженер-математик, облачен в меха и необычные очки. Наряд, по его признанию, собирательно-фэнтезийный и отвечает текущему настроению. Двух детей супруги оставили на бабушку. Для Сулеймановой эти пять дней, проведенных вне Москвы, — время, когда она может не слышать бесконечное дерганье «Мама, мама».

FNR_2666

Подруги рассказывают, что предпочитают всем остальным фестивалям «Зиланткон», потому что он самый крупный, а остальные уже отпочковались от него как дочки. «Это был первый такой глобальный конвент. И все хотят приехать сюда. Вплоть до того, что с кучей народа из Москвы мы пересекаемся только здесь. В Москве на это просто нет времени, — рассказывает Кондакова. — Особая атмосфера? Само собой. Но кусок атмосферы закончился, когда закрыли ДК Гайдара. Там раньше фестиваль проходил в круглосуточном режиме». Девушки вспоминают, что в то время участники «Зиланткона» жили прямо в ДК. Пенки и спальники штабелями укладывали в зале,  даже спали в специально пошитых кружевных сорочках. Все окна и свободные пространства были завешаны костюмами. «Сейчас же вечера мы проводим в своей песочнице. Ни попеть, ни поговорить толком. А там было круглосуточное общение», — сетуют они.

«Зиланткон» после ремонта ДК Ленина? Его, скорее всего, уже не будет, — продолжаем мы беседу. — Потому что опыт ДК Гайдара показывает, что после ремонта дома культуры не возвращают. Есть пессимистичный и оптимистичный прогноз. Оптимистичный — что все будет хорошо, возможно, просто уменьшат количество площадей. Пессимистичный — нам придется искать другой конвент, в Нижнем, например, то там он меньше, кулуарнее. Даже в Москве конвент в рамках маленького 2-этажного ДК собирает человек 150-200, что несравнимо с масштабами в Казани.

FNR_2632

Новое поколение ролевиков

Девушки признают, что нередко к ним относятся как к странным персонажам. Но если в 19 лет это было обидно до глубины души, то сейчас они сами жалеют таких недалеких людей. «Эти персонажи обделены чем-то интересным в своей жизни, да вообще самой жизнью. Что они интересного в жизни видят? Компьютер, клуб, пиво? Мы же кучу городов и мест объездили, у меня есть друзья по всей стране, — говорит Кондакова. — До сих пор не понятно, почему люди, которые ходят на НЛП-практики, странными не считаются. Или те, кто посещает различные тренинги, как заработать миллионы, если ты был безработным. А мы, занимающиеся фехтованием, исторической реконструкцией, вдруг странные».

Кондакова не согласна с утверждением, что «Зиланткон» и все ролевое движение «загибается». Такие разговоры она слышит уже последние лет 10. Напротив, появилось новое поколение ролевиков — 15-17-летних ребят и девушек, чьи родители в свое время были этим увлечены. Правда, если в Москве новая волна ролевого движения ощущается явственно, до Казани она пока не успела докатиться.

⇒ Аниме-фест Fenix-2016 в Казани едва не превратился в пепел под гнётом кризиса

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *