«Яндекс такси» теперь в Набережных Челнах: как местным перевозчикам жить дальше

Крупные федеральные компании продолжают давить малых предпринимателей IT-технологиями. В ближайшее время в городе появится Gett. Местным игрокам трудно противостоять им
Крупные федеральные компании продолжают давить малых предпринимателей
IT-технологиями. В ближайшее время в городе появится Gett. Местным игрокам
трудно противостоять им

Михаил Ляпунов ― Набережные Челны

После того как в начале ноября в Челнах появился сервис онлайн-заказа «Яндекс такси», я решил его протестировать. Неделю изучал рынок таксомоторных перевозок Челнов и пришел к выводу, что местным игрокам, которые не захотят работать под эгидой крупных федеральных компаний, придется трудно. Многие из них закроются. Кто-то выживет, но ненадолго, впрочем. До появления других международных игроков.

Мне удалось переговорить со многими водителями, которые уже работают на «Яндекс такси», и с несколькими, кто задумывается о переходе на онлайн.

Федералы ― первые в Набережных Челнах, кто наладил возможность оплаты услуги банковскими картами. Среди местных компаний была только одна, которая пыталась внедрить подобный принцип работы, но через какое-то время отказалась от него, ― это такси «Татарстан». В их машинах стояли портативные терминалы оплаты банковскими картами. Естественно, что от такой формы оплаты уже отказались.

Яндекс.Такси в СамареВ начале ноября в Челнах появился сервис онлайн-заказа «Яндекс такси» Ι Фото: samaralife.wordpress.com

Уничтожит ли «Яндекс такси» местных перевозчиков?

У «Яндекс такси» иная схема работы ― банковская карта привязывается к аккаунту абонента в приложении, деньги списываются автоматически. Это удобно и для пользователя и для водителя: не надо искать сдачи.

Большой вопрос, выживут ли местные компании под натиском федеральных игроков? Не выживут, говорит мой собеседник — таксист с 10-летним стажем.

Сейчас в Челнах работает свыше 60 служб такси, известных около десяти: «Омега», «Максим», 5-99999, «Комфорт», «Везёт», «Лидер», «Камилла». Крупные компании стараются вкладываться в брендинг, в рекламу на телевидении, на стенах в лифтах, но мало кто вкладывается в ИТ.

«Большая часть бизнесменов, занимающихся перевозками в Челнах, никак не вкладывалась в развитие бизнеса, предоставляя лишь платформу и посадив несколько диспетчеров», ― рассуждает собеседник.

foto_v-kurse_ru

По его словам, машины в 90% служб принадлежат водителям, а владелец службы заказа предоставляет только диспетчерские услуги, за что берет свой процент. Только несколько служб такси пошли по пути создания своих приложений, но половина из них «сырые», в другой половине нельзя заплатить за поездку картой.

«Помните, были скандалы, когда на рынок приходили курганские службы такси». Тогда тоже был протест среди водителей, они  даже специально делали ложные заказы, лишь бы заблокировать работу приезжих. Сейчас тот же «Максим» имеет свою долю рынка и тарифы у него не самые маленькие даже среди местных перевозчиков.

⇒ Федеральные службы заказа такси разоряют перевозчиков в Альметьевске. Местные таксисты попытаются заблокировать работу конкурента

Экспансия «Яндекс такси» в Челны напоминает появление завоевателей перед туземцами. «При этом пассажиры выигрывают ― тарифы ниже, водители на качественных автомобилях как минимум не проигрывают, не у дел оказываются только владельцы бизнесов, но они сами их не развивали, когда была возможность вкладываться», ― уверен собеседник.

Sun., Sep. 28, 2014, Russia, Moscow. [English translation in progress (1)] Kommersant Photo/Anton Belitsky #RU 28.09.2014, Россия, Москва. Жанровые фотографии. велосипеды с логотипом Сбербанка. установка указателя улицы на фассаде гостиницы Экспансия «Яндекс такси» в Челны напоминает появление завоевателей перед туземцами Ι Фото: Lenta.ru

Кто из федералов может прийти на рынок Челнов?

Большая часть моих собеседников утверждает, что в ближайшее время на рынок такси придет ещё одна крупная компания ― Gett.  Это такой же сервис заказа такси через мобильное приложение. Сейчас Gett доступен в 30 городах России, в Татарстане им можно пользоваться в Казани. Учитывая, что сервис есть уже во всех городах-миллионниках и продолжает активную экспансию в регионы, версия звучит правдоподобно. На запрос KazanFirst в компании не ответили.

Gett также активно продвигает себя в аэропортах ― компания там устанавливает свои терминалы.

А вот прихода Uber ждать челнинцам придется ещё долго, пока он есть только в 14 городах-миллионниках и в двух курортных городах ― Краснодаре и Сочи. Uber работает в Казани. Им активно, наравне с «Яндекс такси», пользуются. Благодаря присутствию двух сильных конкурентов, часто поездка на такси обходится казанцам чуть дороже путешествия на автобусе.

File illustration picture showing the logo of car-sharing service app Uber on a smartphone next to the picture of an official German taxi sign in Frankfurt, September 15, 2014. A Frankfurt court earlier this month instituted a temporary injunction against Uber from offering car-sharing services across Germany. San Francisco-based Uber, which allows users to summon taxi-like services on their smartphones, offers two main services, Uber, its classic low-cost, limousine pick-up service, and Uberpop, a newer ride-sharing service, which connects private drivers to passengers - an established practice in Germany that nonetheless operates in a legal grey area of rules governing commercial transportation. REUTERS/Kai Pfaffenbach/Files (GERMANY - Tags: BUSINESS EMPLOYMENT CRIME LAW TRANSPORT)Прихода Uber ждать челнинцам придется ещё долго Ι Фото: 112.ua.jpg 

Чем «Яндекс такси» отличается от других служб заказа: первый взгляд

Оплатить поездку можно либо наличными, либо привязав банковскую карту к приложению. Тогда деньги будут списываться автоматически. Средняя стоимость поездки на 20-30 рублей ниже, чем у местных служб такси, что вполне понятно ― «Яндекс такси» на этапе захода на новый рынок доплачивает водителям за заказы.

Но если пассажиру нравится качество обслуживания, он может в приложении оценить по 5-балльной шкале работу водителя и оставить ему до 15% стоимости поездки чаевыми ― тоже через приложение.

До прихода «Яндекс такси» безналичный расчет был лишь у нескольких служб.  Но сейчас такой возможности нет даже у разрекламированного курганского оператора такси «Максим» ― там деньги необходимо заранее положить на лицевой счет, который присваивается клиенту в приложении, что довольно муторно.

«Яндекс такси» в среднем приезжает в течение 5-7 минут, местные службы  приходится ждать порой до получаса. Местоположение клиента сервис определяет с помощью GPS, но часто ошибается из-за близкого расположения домов друг к другу. Приходится координировать работу вручную, выбирая на карте нужную точку, что, впрочем, не составляет труда.

Лишь однажды мне пришлось подождать назначения машины 15 минут, потом ещё 7 минут ждать приезда, но произошло это в час-пик, когда большая часть горожан возвращалась с работы.

normal-1r57

«Яндекс такси» на этапе захода на новый рынок доплачивает водителям за заказы Ι Фото: driver.yandex

Оплата в «Яндекс такси» происходит по непривычному для челнинцев таксометру. До этого ни одна служба такси полноценно у себя эту функцию не внедряла. Первые два километра обойдутся пассажиру в 49 рублей, каждый последующий километр ― 10 рублей.

Одна из неприятных неожиданностей ― это время ожидания: всего две минуты, когда большинство таксопарков предлагают от 5 до 10 минут. Каждая последующая минута ожидания обойдется в четыре рубля.

Почему «Яндекс такси» быстрее

«Яндекс такси» ― это не таксопарк, а всего служба, соединяющая водителей и пассажиров. К ней подключаются таксомоторные компании, но при этом у сервиса свои правила работы с ними. На машине водителя должна быть обязательная реклама, шашечки на крыше, машина не старше трех лет, чистый салон, рассказывает ещё один собеседник KazanFirst, который сейчас работает в сервисе.

По его словам, низкое время ожидания достигается невозможностью водителя отказаться от заказа ― сейчас программа назначает заказы самостоятельно: «у нас есть строго регламентированный рабочий день».

«В других службах такси водитель часто не хочет ехать в соседний комплекс, потому что надо преодолеть расстояние и ничего за это не получить», ― продолжает собеседник. Таксисты сами выбирают, на какие заказы брать заявки, а от каких отказаться. В «Яндекс такси» такое невозможно.

yandexvr01Низкое время ожидания достигается невозможностью водителя отказаться от заказа Ι Фото: ammo1.livejournal.com

В скупом пресс-релизе компании отмечают, что сейчас в Челнах к сервису подключено 100 автомобилей из семи партнёрских таксопарков. Но на официальном сайте сервиса я нашёл информацию лишь о пяти таксопарках: «Престиж», «Мерси», «Автолюкс», «Олимп», «Ю-такси».

Таксисты, с которыми удалось пообщаться корреспонденту KazanFirst, называют разные цифры ― от 50 до 70 автомашин.

________________________________________

Сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах России, а также в Минске, Тбилиси, Алматы, Ереване и Киеве. В общей сложности к нему подключено около 70 000 машин из 1000 таксопарков и диспетчерских

________________________________________

Разные водители называют разные суммы зарплат. Кто-то говорит, что на время акционного периода обещали фиксированную оплату, которая составит около 3000 рублей в сутки после вычета всех расходов. Другие утверждают, что водитель будет получать около 45 000―50 000 рублей в месяц, сейчас действуют добавочные коэффициенты ― за каждую поездку водителям доплачивают от 50 рублей.

⇒ Международный сервис такси Uber заявил, что будет бороться с казанскими схемами обмана

Comment section

Добавить комментарий

Войти: