В прошлом году в России из 1 000 жителей купить себе новый автомобиль смогли лишь девять

Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало
Аналитическое агентство «Автостат» подсчитало, сколько в разных странах Европы
граждан смогли приобрести себе в пользование новый автомобиль в пропорции на 1
000 человек. Россия в этом списке далеко не самая благополучная страна

Александр Жидких — Набережные Челны

Тягаться с европейскими странами в приобретении новых легковых автомобилей российскому потребителю сложно. Аналитическое агентство «Автостат» сравнило соотношение приобретенных автомобилей на 1 000 жителей в странах Европы и пришло к выводу, что россиянам еще долго придется поднимать свой уровень доходов, прежде чем достичь таких же темпов продаж, как в развитых европейских странах. В нашей стране в прошлом году лишь каждый девятый из 1 000 смог купить себе новый автомобиль.

Для сравнения: в таких странах, как Люксембург, Исландия, Бельгия, Великобритания, Германия этот показатель в несколько раз выше. Лидер рейтинга — Люксембург, где в 2016 году на 1 000 жителей продавалось 89 новых автомобилей, что почти в 10 раз превышает российский показатель. Наша страна находится только на 25-м месте европейского рейтинга. В Исландии (56 автомобилей) этот показатель более чем в шесть раз превышает российский, в Бельгии — в пять раз (48 автомобилей), в Великобритании и Германии — в четыре раза, где динамика составила по 41 авто на 1 000.

Впрочем, к подобным сравнениям можно относиться лишь с определенной долей иронии, поскольку даже при более благоприятных условиях развития российской экономики россиянам все равно бы не удалось выйти в лидеры. Все дело в том, что численность граждан той или иной страны очень сильно влияет на подобного рода сравнения.

Взять, к примеру, Люксембург, который и стал в итоге лидером. В этом крохотном государстве проживает всего 115 227 граждан. В Германии же, где в прошлом году продали больше всех автомобилей — 3,3 млн, — проживает 81,2 млн человек. Но даже при таком огромном количестве легковушек страна заняла в рейтинге лишь четвертое место, поделив его с Великобританией.

Поэтому даже если бы, к примеру, и в Германии, и в России было продано одинаковое количество новых автомобилей, у немецких покупателей все равно было бы преимущество, поскольку в нашей стране проживает 146,8 млн граждан, а не 81,2 млн, как в Германии. Стоит заметить и другой аспект: авторынки развитых европейских стран неуклонно и уже четвертый год подряд показывают устойчивый рост продаж автомобилей. В России же в течение последних пяти лет динамика, наоборот,  шла по накатанной вниз, опустившись в итоге с 2,8 млн автомобилей в 2012 году до 1,42 млн к 2016 году. Но даже в 2012-м на 1 000 россиян машин продавалось раза в два больше, чем в прошлом году.

Поэтому ближайшие к России соседи по рейтингу — Хорватия и Венгрия, которые опережают нашу страну всего на 1 автомобиль. Хуже российских продажи автомобилей были в Латвии, Греции, Литве, Румынии, Болгарии, Белоруссии и Украине, где так же, как и в России, наблюдается экономический спад. Причем в Украине зафиксирован самый низкий в Европе показатель продаж новых легковых автомобилей на 1 000 жителей, равный всего одной легковушке.

В последние два года российский авторынок переживал обвал, причем в 2015 году падение для дилеров оказалось самым ощутимым, так как рынок по сравнению с 2014 годом потерял сразу 1 млн автомобилей. А 2016 год стал продолжением затянувшегося в России кризиса, с низкой покупательской способностью граждан из-за снижения доходов. Если бы не программы государственной поддержки автомобильной отрасли, не удалось бы продать ни 1,3 млн в 2015-м, ни 1,4 млн в 2016 году. И даже в 2017 году, которому предрекают рост в продажах автомобилей на 10%, правительство со второй половины  вновь запустит программы поддержки автопрома, выделив на эти цели 62 млрд рублей.

Кроме того, в России в отличие от стран Европы реализация автомобилей в разных ее уголках крайне несбалансированная. Больше всего их продается на европейской части страны, где в лидерах три федеральных округа: Центральный, Северо-Западный и Приволжский. Хуже всего машины продаются в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральном округах. Не стоит также забывать, что промышленно-экономический уровень того или иного региона тоже влияет на динамику продаж автомобилей.

В этом плане Татарстан по количеству реализованных легковушек считается благополучным регионом. Республика по итогам прошлого года традиционно заняла четвертое место, уступив лишь Москве, Московской области и Санкт-Петербургу, и первое среди нестоличных регионов, продав 59 436 машин. При этом доля рынка республики среди всех российских регионов осталась одной из самых высоких — 4,7%. Выше этого показателя только Москва (16,3%), Московская область (7,7%) и Санкт-Петербург (6,8%), где численность проживающих значительно больше, чем в Татарстане, а уровень зарплат — выше.

⇒ Татарстан продолжает лидировать среди регионов России по продажам новых автомобилей

Среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, Татарстан также в числе лидеров. К примеру, доля Самарской области составляет 3,5%, Башкортостана — 3,4%, Нижегородской области — 2,5%, Пермского края — 2%. У остальных регионов округа доля едва превышает 1% (Оренбургская область, Удмуртия — доля 1,3%) или вовсе ниже 1% (Ульяновская, Пензенская области и Чувашия — доля рынка 0,7%)

Автодилеры в Татарстане в этом году продали меньше легковушек, чем годом ранее. Падение на рынке республики составило 4%, что сопоставимо с общероссийским падением, но все же меньше, чем во многих регионах Поволжья. Например, в Пензенской области дилеры продали на 12% меньше машин, чем годом ранее, в Оренбургской области — на 15%, в Чувашии — на 14%.

 ⇒ Более 60% зарегистрированных в Татарстане новых легковых автомобилей в прошлом году были куплены в кредит

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *