«Я предупреждал, что оркестр поедет в Европу и мне нужно представлять Татарстан красивой татарской музыкой. Ее нет!» — дирижер Сладковский о проблемах репертуара для главного оркестра республики

За почти семь лет в Казани руководитель Государственного оркестра не добился от татарских композиторов яркой бисовки: «Сейчас нет сочинения
За почти семь лет в Казани руководитель Государственного оркестра не добился от
татарских композиторов яркой бисовки: «Сейчас нет сочинения, которое может
взорвать»

Кристина Иванова — Казань

За шесть с половиной лет работы в Казани народного артиста России Александра Сладковского в качестве главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Татарстана (ГСО) ни один из молодых или более опытных татарских композиторов не откликнулся на его просьбу написать яркое и красивое произведение, которое маэстро надеялся представить в Европе как образец красивой татарской музыки, способной взорвать зал. Вернувшись с гастролей по Испании с ГСО Татарстана и известным пианистом Денисом Мацуевым, Сладковский рассказывал на пресс-конференции в Казани о встрече с королевой Испании, которая даже пританцовывала на концерте оркестра, самом смертоносном оружии для любого зала и татарских композиторах, которые пока не способны занять пустующую нишу.

«За все время моей работы здесь у меня нет ни одного сочинения, которое я могу представлять на международном уровне» 

Львиную долю пресс-конференции Сладковский сокрушался, что за шесть с половиной лет, которые он стоит за дирижерским пультом, ни один татарский композитор не принес ему достойное произведение, которое можно было бы исполнить на бис. «Ни один из композиторов [Татарстана] на мою просьбу написать какую-то яркую, красивую бисовку не откликнулся. За все время моей работы здесь у меня нет ни одного сочинения, которое я могу представлять на международном уровне, — говорит маэстро. — Самое важное, чтобы молодые ребята [татарстанские композиторы] поняли сегмент, который сейчас пустует, и заняли эту нишу. Я предупреждал их, что оркестр сейчас поедет в Европу и мне нужно представлять Татарстан красивой татарской музыкой. Ее нет!».

Пока татарстанские композиторы не могут предложить оркестру произведение, которое сможет вызвать у публики должный эффект и нужные эмоции: «Мы обязаны приводить зал в состояние восторга. Я знаю, как правильно довести людей до такого состояния, когда они хлопают стоя». Сейчас главный бис ГСО — «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Этого «джокера» Сладковский использовал и в испанском туре: «В «Тамерлане» мы кричали «Алга. Алга. Алга» (с татарского «Вперед» — KazanFirst). Этот бис — беспроигрышный вариант. Это самое смертоносное оружие для любого зала. Реакция всегда и везде одинаковая. Даже если там что-то такое… были какие-то сомнения, то после этой пьесы зал просто начинал кричать, свистеть, вскакивать, хлопать и просить еще. Всегда приятно уходить со сцены не под стук собственных каблуков».

3

Об оркестре, о татарской музыке мало кто знает на Западе, продолжает Сладковский: «Часто путают названия городов, республик, всё путают. Это очень длительный процесс. Даже на бис я не знаю, что мне играть из написанного в Татарстане. А я за это время переиграл огромное количество татарской музыки. Сейчас просто нет сочинения, которое может взорвать. Почему? Это вопрос к татарским композиторам». По мнению маэстро, проблема заключается еще и в том, что если за пультом будет стоять другой дирижер, а не он, то на концерте с произведениями татарских композиторов просто не заполнится зал.

Надежда на Низамова

________________________________________________

15, 18 и 22 февраля в Государственном большом концертном зале имени Сайдашева пройдут концерты II фестиваля татарской музыки имени Жиганова «Мирас». Фестиваль был создан в 2015 году Сладковским

________________________________________________

Сладковский подтверждает, что бережно и внимательно относится к наследию — в Казани открывается фестиваль «Мирас»: «Мы не просто собираем его формально и играем татарскую музыку. Это раньше были пленумы, которые никому ничего не приносили: ни славы, ни денег. В насильственной форме были исполнены тихие семейные радости — сочинения, которые написали композиторы, все друг друга поздравили и положили их в стол. У меня задача совершенно другая — оживить этот сегмент. Мне важно возбудить творческую фантазию наших молодых композиторов».

Он отдельно выделяет казанского композитора Эльмира Низамова, чье сочинение «Небесное движение» играл с оркестром в Монте-Карло. 28 апреля в Москве у Сладковского запланирован концерт с филармоническим оркестром: «У меня первый раз спросили, что бы я мог татарское предложить. Я предложил Низамова, сочинение, которое в Европе уже прозвучало. И я его с удовольствием исполню снова в Москве». Маэстро говорит, что Низамов пишет бисовку для оркестра: «Пока еще не видел, что именно, но надеюсь, у него получится что-то глобальное».

5

Королева начала пританцовывать

________________________________________________

4 февраля испанское турне оркестра Татарстана началось с выступления в концертном зале «Дворец Эускальдуна» в Бильбао. 5 февраля музыканты выступали в зале «Аудиторио Риохафорум» в Логроньо, 7 февраля татарстанских музыкантов встречал Мадрид, а 8 февраля — зал «Театро Принсипаль» Виктории. Последний концерт турне ГСО РТ дал в залах аудитории и Конгресс-центра Виктора Вильегаса города Мурсия. Во время концерта в Мадриде с Мацуевым и Сладковским встретилась королева София

________________________________________________

«На концерте в аудитории Мадрида присутствовала королева София. Я имел честь быть принят ею в антракте между первым и вторым отделением вместе с Денисом Мацуевым. Она пригласила нас в специальное помещение. Королева очень величественна, но чрезвычайно скромна. Встреча была очень короткой, но, самое главное, что она состоялась», — вспоминает Сладковский. Он признается, что королева даже начала пританцовывать во время исполнения оркестром сочинения на бис.

В Испании футбол любят больше, чем классическую музыку

Тур в Испанию планировался за четыре года. Все расходы взяла на себя принимающая сторона, за исключением транспортировки, рассказывает спикер. «Я вам объясню секрет успеха любого мероприятия такого уровня: либо дирижер очень известен, либо оркестр. А если всего этого нет, то известным должен быть солист. Я вам честно скажу, что репутация оркестра на Западе еще в декабре прошлого года была равна нулю и что никто не знал о Tatarstan National Symphony Orchestra. Мацуев достаточно серьезно рисковал, потому что выступать с оркестром, который не имеет имени (такой nona me orchestra), всегда очень сложно. Но благодаря тому, что мы очень много лет дружим и он знает, что на нас можно положиться, он рискнул. По сути, и европейское турне в декабре, и испанское турне он взял на себя», — говорит маэстро.

4

Сладковский восторгается акустикой концертных залов в крупных городах Испании: «Все они сделаны по типу японских залов, в основном — трансформеры. То есть зал может использоваться как музыкальный или драматический театр (предусмотрено пространство для оркестровой ямы) или как концертный зал».

При этом посещаемость концертов хуже, чем в Казани, сетует он: «Мне сказали: тут футбол нравится людям гораздо больше, чем классическая музыка. Они так и говорят не стесняясь: «Футбол нам нравится больше». Несмотря на то, что залы были не битком, принимают в Испании очень горячо». Публика реагировала хорошо, потому что оркестр играл шикарно, добавляет он.

«Вы помните, не так давно «Рубин» победил «Барселону». Они помнят, что такое «Рубин», они знают, что такое Казань, и были очень приятно удивлены, что помимо «Рубина» в Казани есть такой коллектив, который на самом высоком интернациональном уровне представляет нашу республику, нашу столицу и Россию в целом. Я всегда говорил, что наш оркестр – это «подводный крейсер стратегического назначения». Так оно и есть. Мы сейчас, без преувеличения, представляем Российскую Федерацию, входим в пятерку лучших оркестров страны».

Япония и США — не за горами

Сладковский рассказывает о грандиозных планах оркестра на 2020-2021 годы. Цель— покорение Азии (Китай, Япония), а также Германии, Англии, Франции и США. «Это все не за горами», — утверждает он.

Один из журналистов повеселил Сладковского и коллег своей неосведомленностью, задав вопрос, кто он такой и откуда взялся: «Почти семь лет назад я приехал из Москвы на машине с вещами по приглашению Рустама Нургалиевича Минниханова и остался здесь. Ни детей, ни театр я не оставлял сиротами и не собираюсь этого делать. В тот момент я работал в оркестре у Башмета. В год моего приезда сюда пришлось отказаться от предложения Галины Вишневской быть музыкальным руководителем оперы «Борис Годунов», которую она ставила как режиссер в своем оперном центре».

1

Музыкальный коллаж для Мацуева

Сладковский говорит, что сам музыку не сочиняет: для этого нужен особый дар. Максимум, на что он способен в этом плане, — сделать оркестровку. На 40-летний юбилей Мацуеву он подарил музыкальный коллаж. В него вошли темы, близкие пианисту: «Славное море — священный Байкал» (Мацуев родился в Иркутске и проводит фестиваль «Звезды на Байкале»), «Марш футболистов» (Мацуев известен любовью к футболу и стал послом ЧМ-2018) и другие сочинения.

Фото: tatar-inform.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *