Свобода слова по-Навальному: Казань дружелюбно приняла политика-оппозиционера, а Навальный казанских журналистов — нет

Во время встречи с журналистами выяснилось
Во время встречи с журналистами выяснилось, что соратники оппозиционера плохо
подготовили Навального к встрече: у него не было актуальной информации по
банковскому кризису в стране и политической программы по нацвопросу

Ильнур Ярхамов — Казань

Зачем будущему кандидату в президенты России и оппозиционеру Алексею Навальному разъезжать по национальным регионам, если у него нет предвыборной программы по национальному вопросу? Накануне он оставил в недоумении казанских журналистов.

До приезда в Казань Навальный посетил столицу Башкирии — Уфу. Там он столкнулся с «горячей» встречей на вокзале — был закидан яйцами, рядом мельтешили (с намеком) американские флаги и плакаты с надписью «агент Госдепа». Казань же приняла Навального дружелюбно, провокаций никто не устраивал. Более того, оппозиционера ждали — инициативная группа пострадавших вкладчиков Татфондбанка и Интехбанка. Они вели несколько дней переписку с его штабом, так как хотели попросить Навального заняться расследованием хищения в банках.

________________________________________________

Оппозиционер пожаловал в столицу республики, чтобы открыть предвыборный штаб. В Казани у него цель — набрать 7 500 подписей, а по России — 300 000, что позволит ему выдвинуться на выборах-2018. Его штаб собирается подготовить 100 000 наблюдателей

________________________________________________

Несмотря на все условия цивилизованного приема в столице Татарстана, с местными журналистами Навальный общался грубо, опускался до прямых оскорблений.

Во-первых, на своей странице в Facebook Навальный опубликовал пост про пострадавших вкладчиков. Он написал, что «части из них [вкладчиков] деньги вернут по программе страхования вкладов (но нескоро, и придется поработать, чтобы их получить)». Журналист издания «Реальное время» назвала это высказывание Навального «неправдой». Она заявила ему, что многим вкладчикам, в том числе ей самой, вернули деньги еще в начале января.

Журналисты, которые лучше знают эту тему, начали поправлять Навального, что он, скорее всего, ошибся и должен был бы упомянуть не «физиков» (физлиц), которым деньги уже вернули, а «юриков» (юрлиц), чьи вклады застряли в банке, или на крайний случай «превышенцев» (вкладчики, чьи вклады превышали размер страховой суммы в 1,4 млн рублей) или «дробильщиков»(вкладчики, которые накануне введения Центробанком моратория в банках начали дробить свои вклады, чтобы уложиться в страховую сумму). Навальный начал наступать на журналистку, видимо, заподозрив, что она провокатор.

«Это вы говорите неправду! Если бы все “физики” уже получили, то сюда бы не ломились люди. Вы пришли сюда и обманываете! Вы снова пытаетесь показать на черное и сказать, что это белое! И я знаю точно, что вы лжете! АСВ дает деньги страховые, но это длительный процесс. И каждый раз приходят представители власти и говорят: “Вы все обманываете, мы все получили”. Тем не менее улицы наполнены людьми, которые обкрадены, и мы будем против этого выступать», — утверждал Навальный.

Предвыборный штаб подвел Навального. Справка, предоставленная ему, оказалась неактуальной. АСВ с момента введения в банке моратория по 1 февраля 2017 года выплатило вкладчикам ТФБ 42,3 млрд рублей, или 91,3% всех вкладов, а ИТБ — более 12 млрд рублей (94,1% всех вкладов).

Тем не менее Навальный обозвал журналистку «дочерью офицера». «Раз у нас есть “дочь офицера”, которая все деньги получила, то, может быть, сама по себе эта встреча вынудит власть, чтобы дольщики не бежали к оппозиции, то есть ко мне, эти деньги отдать», — заявил Навальный.

«Дочь офицера» — распространенный в блогосфере мем, которым обычно обозначают авторов купленных комментариев. Он появился во время Крымской весны в 2014 году

Редактор издания «События недели» Кирилл Шлыков потребовал у Навального извинений в адрес журналистки «Реального времени».

«Извините. Я назвал вас “дочерью офицера” и сразу подумал, что нужно извиниться. Меня удивило, что вы одновременно и журналист, и обманутый вкладчик, и счастливый обманутый вкладчик, которому вернули все деньги», — сказал Навальный.

17156077_1276508699091591_2340435577065890450_n

Во-вторых, журналист из «Ватаным Татарстан» поинтересовался у Навального, собирается он каким-то способом помогать клиентам погоревшего банка или просто будет на их бедах зарабатывать политические очки. В чем была сложность Навальному ответить, что к нему уже обратились вкладчики с просьбой расследовать хищения в Татфондбанке?

Но оппозиционер вновь позволил себе оскорбления в адрес журналистов. Дело в том, что после пресс-конференции в 17.00 у Навального началась «незапланированная» встреча с группой вкладчиков. На ней вкладчики и Навальный начали обвинять  журналистов в искаженной подаче информации, в зашоренности и желании замалчивать проблему. Вкладчиков понять можно, так как ими движут сильные негативные эмоции и усталость. Но Навальный занялся дешевым популизмом, поддакивал им…

«Сегодня все подконтрольные власти издания и газеты напишут, что Навальный решил набрать себе очки на проблеме обманутых вкладчиков. Здесь на конференции сидел какой-то чучундр, который вовсе не журналист. Он спросил у меня, не решил ли я набрать политические очки», — ответил Навальный на вопрос «Ватаным Татарстан».

В-третьих, грубым отношением к журналистам выделилась и сама команда Навального. На пресс-конференцию надо было регистрироваться. В ответ пришло письмо, в котором сообщалось, что на встрече с ним «запрета на фотографирование и видеосъемку нет. Даже наоборот». Корреспондент KazanFirst вел онлайн-трансляцию пресс-конференции в Facebook. Когда она завершилась, организаторы попросили журналистов уйти, а остаться только тем, кто договаривался на интервью с Навальным.

Оппозиционер во время выступления обмолвился, что в 17.00 будет встреча с вкладчиками. Несколько журналистов попросили разрешения остаться, чтобы осветить их встречу с Навальным. Корреспондент KazanFirst обратился к координатору предвыборного штаба Эльвире Дмитриевой, чтобы получить разрешение остаться на встречу с вкладчиками и вести трансляцию в соцсети. Кстати, во время пресс-конференции Навальный и глава штаба Леонид Волков вообще забыли про неё.

Дмитриева разрешила остаться. Несколькими минутами ранее я опубликовал сообщение в Facebook. В нем было выражено несогласие со словами Навального, что он, став президентом, легализует националистические партии, позволит им участвовать на выборах и выражать публично «любую повестку». Кстати, на вопрос о национальностях, языках и ношении мусульманских платков Навальный отвечал как в Уфе, так и в Казани одно и то же: «Это для меня деликатный вопрос».

Через 10 минут после начала встречи один из организаторов попросил меня прекратить трансляцию без объяснения причин и покинуть встречу. Но я настоял и остался на встрече, ведя ее запись уже на диктофон.

Навальный и Татарстан

Из ответов Навального на вопросы журналистов сложно собрать его политическую программу во что-то единое. На все проблемы у него практически всегда есть один ответ: «Власти украли деньги». Я задал ему вопрос: придя к власти, по какому принципу он будет отбирать людей в свою команду, «отчищенную от коррупции».

Навальный ответил, что собирать людей будет по принципу «меритократии». Расшифровывать политологический термин он не стал, возможно, у него есть своя трактовка этого понятия. Но в науке это «принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка».

17155934_1276509105758217_8477796953234640621_n

Сегодня представитель любой системной или несистемной политической партии заявит, что исповедует ценности и принципы меритократии. В чем инновационность подхода Навального к рекрутингу своих соратников, непонятно. Ситуацию с нынешней властью в России Навальный описал забавно: везде на руководящих должностях сидят друзья Владимира Путина и их дети. Навальный пообещал, что в его правительстве не будет коррупции.

Оппозиционер напрочь отрицает какую-либо пользу от введения в Татарстане «Электронного правительства», в том числе при борьбе с коррупцией.

«И что, помогло вам в Татарстане? Тех же самых воров завернули в электронную оболочку. Ничего не изменилось. Власть коррумпирована по сути. Чтобы получить любое разрешение, бизнесмену надо заплатить взятку. Государство, по сути, контролирует 84% экономики», — говорил Навальный. Многие журналисты остались в недоумении: «А как же система “Народный контроль?”», «А как же решенные проблемы с очередями в детсады?». Эти вопросы они так и не смогли в ответ задать Навальному.

Навального также попросили прокомментировать договорные отношения между Казанью и Москвой и состояние федеративности в России. Для Навального договор между субъектами не нужен. Он готов задобрить Татарстан тем, чтобы в регионе оставалось больше денег. Процентное соотношение по отчислениям в федцентр и регион оппозиционер так и не назвал. Также Навальный считает, что больше всего денег нужно оставлять в городах, «чтобы конкурировали не регионы Татарстан и Башкортостан, а Казань и Уфа».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *