«Это позволит сэкономить бюджетные средства»: пересадят ли чиновников Татарстана со служебного транспорта на Uber?

В Казани представили исследование Uber городов-миллионников: пользоваться такси вдвое выгоднее
В Казани представили исследование Uber городов-миллионников: пользоваться такси
вдвое выгоднее, чем содержать личный автомобиль

Кристина Иванова — Казань

Почему пользоваться услугами такси выгоднее, чем содержать личный автомобиль, убеждали сегодня представители компании Uber на пресс-конференции в Казани. Столица Татарстана стала первым городом, где представили результаты «Экономического исследования рынка городского передвижения и влияния Uber на развитие рынка в России». Представители Uber также рассказывали, когда станет доступной услуга выбора такси с детским креслом, смогут ли пассажиры координироваться, чтобы поездка стала дешевле, и будут ли татарстанские чиновники разъезжать на такси вместо служебного транспорта для экономии бюджетных денег.

_________________________________________________________

Компания Uber, создатель одноименного мобильного приложения по вызову автомобилей с персональным водителем, начала работать в 2009 году. Сейчас заказать машину с помощью приложения можно в 450 городах 73 стран, при этом 1,5 млн человек являются водителями Uber. Совершается около 5 млн поездок в день. Компания присутствует в 16 российских городах. В Казани сервис начал работать в сентябре 2015 года

_________________________________________________________

Пересядут ли чиновники РТ со служебного транспорта на такси?

Пресс-конференция получилась очень продолжительной и шла полтора часа. Однако журналисты все равно не смогли услышать ответы на возникающие вопросы, так как зачастую представители Uber ограничивались общими словами и фразами «мы работаем над этим», без указания конкретных сроков реализации. Синхронный перевод обеспечивали «тертые калачи», задействованные обычно на топовых мероприятиях республиканского уровня.

Министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов назвал Uber самой быстрорастущей компанией мира, меняющей парадигму цифровой экономики. Сотрудничество Татарстана и Uber перешло на новый уровень после прошлогоднего визита президента РТ Рустама Минниханова в штаб-квартиру компании в Сан-Франциско. Шайхутдинов обозначил три ключевых совместных проекта, которые планируется реализовать в Татарстане:

  1. Локализация деятельности Uber в особой экономической зоне «Иннополис».
  2. Размещение вычислительных мощностей, то есть базирование дата-центра в IT-парке.
  3. Корпоративное обслуживание чиновничьего аппарата — органов госвласти и муниципальных органов власти. Этот проект помимо экономии бюджета способен также разгрузить городскую транспортную систему.

Пока конкретных сроков и договоренностей по этим пунктам нет — запланированы дополнительные встречи по их проработке. Больше всего журналистов интересовал проект организации перевозок государственных и муниципальных служащих, работающих в Казани, при помощи такси. Uber оказывает содействие в технической разработке проекта. Шайхутдинов называет примерные сроки начала его реализации — два месяца. Сейчас идет изучение возможности замещения служебного транспорта использованием сервисной модели, чтобы чиновники могли пользоваться платформой Uber для осуществления перевозок по своей служебной деятельности, поясняет он.

g2692

Запуск такой системы позволит экономить бюджетные деньги на транспортные расходы, продолжает вице-премьер. Этот проект может быть реализован не только на платформе Uber, уточняет он. «Требуется соответствующий функционал на этой платформе. Сейчас в чистом виде для корпоративных клиентов вот так в лоб это пока невозможно. Это связано с тем, что Uber сравнительно недавно пришел на рынок, а для организации корпоративного обслуживания требуется ряд организационно-правовых действий. Так что сроки зависят от адаптивности платформы в юридическом смысле, чтобы была возможность подключать корпоративных клиентов. Сейчас это только физические лица», — говорит он.

Позже на запрос KazanFirst в пресс-службе минсвязи РТ пояснили некоторые детали проекта. «В ближайших планах министерства — тестирование и реализация пилотного проекта в пределах Казани. Если в процессе тестирования проект покажет свою эффективность, то возможна его дальнейшая реализация и на всей территории республики. Информация о том, какие конкретно чиновники будут пользоваться этой возможностью, находится в стадии проработки, конкретных решений еще нет. Оценить стоимость проекта тоже пока сложно, так как в данный момент проходит его оценка». В процессе технической реализации проекта будут максимально использоваться уже существующие методы с необходимой степенью защиты, утверждают в минсвязи.

В Uber отрицают отток машин, но не раскрывают цифры

Гендиректор Uber в России Дмитрий Измайлов утверждает, что в Казани среднее время подачи машины составляет четыре минуты и постоянно снижается. Для сравнения: в Москве оно выше — пять минут. Измайлов называет Казань одним из самых быстрорастущих рынков не только в России, но и в регионе и отрицает информацию об оттоке клиентов и водителей в Казани. Конкретные цифры он раскрывать отказывается, говорит: «По статистике видно, что сервис в Казани растет достаточно динамично как со стороны клиентов, так и водителей».

⇒ «Убер» умер? Водители сервиса такси начали уходить из-за низких тарифов

Отвечая на вопрос KazanFirst о перспективах введения в приложении функции выбора машины с детским креслом, Измайлов признает: «По исследованиям мы знаем, что это очень важная функция для клиентов. Мы уже несколько раз проводили такие исследования и видим, что клиенты очень этого хотят, и активно работаем над такой возможностью. Но когда и в каких городах будем запускать, пока не уверены. Но понимаем, что это востребованная функция».

В ближайших планах компании в России — покрыть города с населением более 500 000 человек — таких около 40, говорит Измайлов.

Он затруднился прокомментировать обманные схемы, используемые водителями Uber: «Если есть ситуации, когда возникает недобросовестное поведение, мы разбираемся. Но крайне редко уличаем водителей в таких ситуациях».

Пользоваться такси вдвое выгоднее, чем содержать личное авто

Результаты исследования представил проректор Казанского федерального университета Марат Сафиуллин. Исследование проводилось в пяти крупнейших городах: помимо Казани задействованы Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург. В этих мегаполисах опросили 1 600 водителей Uber и столько же пользователей сервиса. Исследование проводилось по заказу Uber Центром перспективных экономических исследований Академии наук РТ совместно с КФУ, Европейским университетом в Санкт-Петербурге при участии экспертов Высшей школы экономики (Москва).

Основные выводы исследования:

— Стоимость всех транспортных услуг повышается, за исключением такси. Если в 2014 году проезд на такси в расчете на 1 км пути составлял 23 рубля, то в 2016-м — 22,6. Стоимость поездки в метро выросла с 27,2 до 32,7 рубля, в автобусе (самом востребованном общественном транспорте в Казани — 73,5% от общего объема перевозок пассажиров) — с 17,1 до 20,6 рубля.

— Потенциал роста рынка такси в России составляет порядка 1,7-3,8 раза. Сейчас обеспеченность такси российского населения — 3-7 такси на тысячу человек населения. А в Нью-Йорке и Лондоне показатель равен 12-ти.

Директор по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Кристофер Бургхардт подмечает, что сегодня на поездки в такси приходится лишь 4% всех поездок на автомобилях, а к 2030 году доля возрастет до 25%.

— Большой объем теневого рынка такси. В Казани доля теневого рынка в общей выручке такси превышает 57% — это одно из самых высоких значений по стране, где средний показатель составляет 26,4%. При легализации теневого сектора потенциальный объем налоговых поступлений может составлять почти 7 млрд рублей в год.

— Монополизация — тревожный тренд, который может привести к угасанию конкуренции, ухудшению качества и повышению стоимости услуг такси. В Казани, например, на рынке такси всего 37% частников, ведущую роль начинают играть крупные компании.

6856565

— Пользоваться такси вдвое выгоднее, чем содержать личный автомобиль. Минимальные средние расходы на содержание личного автомобиля составляют 587 рублей в день, тогда как ежедневные затраты на поездки с Uber — 200-300 рублей. Исследователи брали в пример ситуацию, при которой человек ездит из дома на работу и обратно.

Портрет пользователя и водителя Uber в России

Сервисом пользуются мужчины и женщины в достаточно равной пропорции — 52,5% мужчин и 47,5% женщин, продолжает Сафиуллин. Средний возраст составляет 30,3 года, две трети клиентов не имеют детей. Почти 70% пользователей имеют высшее образование.

45% опрошенных пользуются такси в случаях, когда совершают поездку в вечернее время. 34% — когда не могут лично сесть за руль и каждый третий — когда не хватает времени, чтобы вовремя добраться до пункта назначения.

Исследователи также составили социальный портрет водителя Uber в России. Это мужчина 36 лет, 71% имеют на иждивении двух и более человек. Сюда приходят из следующих сфер: транспортные услуги, строительство, производство и бизнес. 4% водителей являются студентами, 2% — пенсионерами.

Сафиуллин приводит очень впечатляющие суммы заработков водителей Uber в столице Татарстана: «63% опрошенных водителей Казани сказали, что их средний доход с приходом в Uber, а для меня это была удивительная сумма, составляет от 30 000 до 70 000 рублей».

Уберизация приведет к созданию 280 000 рабочих мест к 2020 году

Исследователи оценили потенциал развития Uber, продолжает проректор КФУ. Совокупное влияние по пяти городам только по приросту налоговых доходов составляет 3,7 млрд рублей. К 2020 году компания создаст в этих городах свыше 24 000 рабочих мест. Дополнительный вклад в экономический рост по этим мегаполисам составит 62 млрд рублей. По Казани это порядка 230 млн дополнительных налогов, 2 700 рабочих мест, 3,8 млрд дополнительного валового продукта.

00565

В исследовании оценили влияние уберизации на всю российскую экономику до 2020 года, говорит Сафиуллин. «Уберизация ведет к тому, что к этому времени появятся 282 000 рабочих мест, 195 млрд рублей ВРП. Это адекватно созданию нового быстрорастущего города, по населению и показателям равного нашему Нижнекамску».

В России может стать доступным сервис совместных поездок

 Бургхардт рассказывает о вкладе компании в снижение пробок и загрязнения атмосферы в городах за счет более рационального использования автомобилей.

Личные автомобили простаивают большую часть времени — 95%. В мире около 2,5 млрд автомобилей, но проблема не в самих машинах, а в рациональности их использования, говорит он. Директор по вопросам политики и коммуникаций Uber в Европе, на Ближнем Востоке и Африке рассказывает о новой услуге, пока недоступной в России. Она позволяет забирать сразу несколько пассажиров в одном такси. Клиентам такая совместная поездка обходится дешевле, в Америке уже 50% клиентов обслуживаются по этой схеме. Благодаря совместным поездкам только за семь месяцев 2016 года машины Uber проехали на 502 млн км меньше — это больше, чем расстояние от Земли до Марса, сэкономлено 23 млн литров топлива, которым можно залить девять олимпийских стадионов.

Отвечая на вопрос KazanFirst, Измайлов говорит о заинтересованности внедрения сервиса совместных поездок в России, который позволит удешевить стоимость поездок для клиентов. «Это требует определенной плотности: система работает эффективно, когда большое количество людей едут в одном и том же направлении и в одно и то же время. Мы хотим запустить такой сервис в России, но конкретных сроков назвать не могу».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *