Без иностранного оборудования нет развития. Секторы экономики Татарстана продолжают закупать импортное из-за отсутствия российского

В агропроме республики и в производстве транспортных средств все еще велика доля импортных компонентов. В производстве тракторов и комбайнов локализация полностью отсутствует. Оборудование завозят из-за рубежа
В агропроме республики и в производстве транспортных средств все еще велика доля
импортных компонентов. В производстве тракторов и комбайнов локализация
полностью отсутствует. Оборудование завозят из-за рубежа

Александр Жидких— Набережные Челны

Импортозамещение на промышленных площадках Татарстана идет с переменным успехом. Многие отрасли республики за все три года, сколько существует проблема замены иностранных производителей отечественными, так и не смогли избавить себя от импортной зависимости. Особенно заметно это проявляется в агропромышленном комплексе и в производстве автомобильной и тракторной техники.

Готовящийся к запуску мясоперерабатывающий завод в агрохолдинге «Агросила групп» — наглядный пример того, сколь остро стоит вопрос с производством специального оборудования в России. Импортным образцам просто нет альтернативы. В комплексе установлено оборудование производителей из Италии, Франции и Германии: Karl Schnell, Handtmann, Guenther, Alpina, Travaglini, Webomatic, Bizerba. Завод будет оснащен автоматическими линиями по приготовлению полуфабрикатов полной степени готовности, линиями производства охлажденных полуфабрикатов.

Общий объем инвестиций в строительство нового комплекса превысит 3 млрд рублей, из них более половины будет затрачено на технологическое оснащение объекта. В прошлом году, когда компания начинала строительство завода, расходы на приобретение оборудования уже превысили 1,4 млрд рублей. Максимальной же загрузки комплекс достигнет к концу 2017 года.

Генеральный директор «Челны-бройлер» (входит в «Агросилу групп») Дилшат Ситдиков говорил, что все вложения окупятся не ранее 2020 года. А появление новых мощностей по переработке куриного мяса позволит компании войти в пятерку крупнейших федеральных производителей куриного мяса и куриных полуфабрикатов.

TBw1tYCNU40

Генеральный директор «Челны-бройлер» Дилшат Ситдиков

⇒ На импортной игле. Секторы экономики Татарстана не могут отказаться от поставок из-за рубежа

Невозможен в силу специфики производства процесс импортозамещения и в компании «СиЭнЭйч Индастриал Руссия», сборочное производство тракторов и комбайнов которой расположено на бывших площадях «Камаза». Мощности рассчитаны на выпуск 2 500 тракторной техники и 1 500 комбайнов. Завод был спроектирован в 2010 году совместно с «Камазом» в равных инвестиционных долях — 50 на 50. Он выпускает тракторы и комбайны мировых производителей сельхозтехники Case и New Holland. В 2015 году из-за экономического кризиса компания смогла выпустить около 150 единиц техники. В 2016 году ситуация с производством была лучше —коюмпания произвела более 200 образцов сельхозтехники.

«В производстве одного трактора используется порядка 5 000-6 500 компонентов, комбайна — 7 500 компонентов. В технологическом плане их выпуск значительно сложнее, чем, к примеру, выпуск легкового или грузового автомобиля», — сказал директор «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» Анфис Садриев.

0CSTFfEj_GM

Директор «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» Анфис Садриев

По мнению топ-менеджера, из-за низких объемов производства заниматься локализацией в сложившихся условиях рынка экономически нецелесообразно. Для этого должны сформироваться существенные предпосылки к росту производства и востребованности агротехники. Есть особенности и в производстве самой техники. Все крупные узлы трактора представляют из себя несущую раму, поэтому заменить их российскими поставщиками невозможно. Единственное, что удалось производить исходя из собственных возможностей завода — это кабины для тракторов. Для этого компания CNH поставила в Набережные Челны специальное сварочное оборудование.

«К сожалению, в России нет производителей, способных заменить импортные аналоги. Они были утрачены после распада Советского Союза. Кроме того, в советский период были совсем другие требования и подходы к производству тракторной техники. Существующие сегодня в России заводы по производству двигателей и трансмиссий, увы, не могут обеспечить тех требований, которые существуют на современных сборочных заводах по производству тракторов и комбайнов», — сказал Садриев.

Однако есть и положительные примеры. Например, Ford Sollers уже в течение двух последних лет, начиная с 2015 года, ведет активную работу по повышению уровня локализации в России, чтобы снизить издержки и зависимость от колебаний валютных курсов. В 2016 году уровень локализации превысил 50%.

Представитель пресс-службы Ford Sollers Индира Салимгараева рассказала, что число локальных поставщиков у компании состоит из 70 российских производителей, которые поставляют более 300 локальных компонентов. Из них около 50 находятся в Татарстане. Это не только существующие поставщики, но и новые предприятия, которые организовали бизнес в регионе благодаря наличию автомобильных производств. К примеру, турецкая компания «Джошкуноз холдинг» открыла свой завод на территории ОЭЗ «Алабуга» в августе 2014 года. И сегодня производит штампованные детали для автомобилей Ford в России. В декабре 2016 года было создано предприятие «СМЦ Алабуга», которое обеспечит локализацию стальных заготовок для последующего производства деталей кузова автомобилей Ford заводом «Джошкуноз Алабуга».

292BagVNZkk

Сборка двигателей на заводе Ford Sollers в Елабуге

Кроме того, локализация двигателей Ford Sollers достигла 45% в рекордные сроки. Завод по производству двигателей был открыт в сентябре 2015 года и располагается в непосредственной близости с автомобилестроительным заводом в Елабуге. С момента старта производства все выпускаемые на заводе двигатели получают основные компоненты от российских поставщиков и производятся из локального сырья.

Начиная с января 2016 года российские автомобили Ford Fiesta, Focus и EcoSport серийно оснащаются двигателями 1,6 л Duratec мощностью 122 л. с.

В 2017 году Ford Sollers продолжит работу по расширению базы локальных поставщиков и увеличению доли местного сырья в производстве автокомпонентов. Осенью 2017 года начнутся поставки передних бамперов из локального сырья, которые будут использоваться для производства Ford Transit. Это позволит полностью замкнуть в Татарстане цепочку создания добавленной стоимости от добычи, переработки нефтехимического сырья и производства компаундов до производства комплектующих, сборки, реализации и послепродажного обслуживания автомобилей Ford, произведенных в России.

NKsx0kUS5fQ

Сборка двигателей на заводе Ford Sollers в Елабуге

Фото: Александр Жидких

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *