— о своей новой книге «Казанские часовни XVI—XX вв.» и о том, почему уделил им
отдельное внимание
Юлия Яковлева — Казань
История часовен Казани до сих пор остается малоисследованной темой. Поэтому председатель городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев, автор 40 книг и брошюр по православной истории Казанского края, впервые предпринял попытку воедино собрать разрозненные сведения о городских и пригородных часовнях. Автор дал ей название «Казанские часовни XVI—XX вв.» — это уже десятый выпуск из серии автора «Казань православная – Подвижники Духа».
Председатель Казанского городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев
Раньше этой теме, описывающей историю казанских церквей с XVI века, уделяли внимание дореволюционные исследователи, но до сих пор нет ни одного труда, в котором бы имелось полное описание часовен, а ведь только в 1917 году в Казани их насчитывалось тридцать семь. Тридцать три из них были каменными, а четыре — деревянными. Так представил публике свой труд Елдашев.
Автор осветил историю 106 городских и пригородных часовен со второй половины XVI века и до начала 1900-х годов, существовавших до революции в Казани и пригородах в радиусе 120 км. Объем книги — 168 страниц. В ней содержатся более тридцати фотографий и приводятся ссылки на редкие архивные материалы.
«Это еще мало, — утверждает автор. — Во время научно-исследовательской работы вскрываются новые факты. Так, я упустил часовню на улице Батурина при бывшей пересыльной тюрьме (ныне институт истории Академии наук Татарстана), она находится в ее помещении, через которую прошли многие тысячи узников в XIX-XX веках».
На вопрос, почему их массово уничтожали в то время, историк отвечает:
«Большевики, прядя к власти, видели в церкви конкуренцию (однако коммунисты других стран так варварски к ним не относились — ни в Болгарии, ни в Греции, ни в Грузии). Но в нашей стране история заточена на находящейся у власти личности, в данном случае это были Ленин и Сталин».
В книге, состоящей из нескольких частей, освещается история часовен Казанского кремля, монастырских и прицерковных часовен, в том числе и сохранившихся до наших дней. Пригородным посвящена отдельная глава. Один из разделов книги повествует о часовнях-склепах, сохранившихся с дореволюционных времен на Арском православном некрополе, и тайнах, связанных с его 245-летней историей.
«Часовни Казани до сих пор почти не изучены — это «Атлантида», утраченная страница нашего края, они должны найти свое освещение, — рассказывает историк. — Трудность заключалась в том, что по ним не вели реестр».
Только двенадцать построек сохранились до наших дней, лишь половина из них используется по назначению.
Одно из самых старых строений — реконструируемая часовня-моленная старообрядцев поморского согласия, построенная в 1870-х годах, — сохранилось до наших дней. Она находится на Арском кладбище. Недалеко стояла еще одна старообрядческая часовня. От нее остались только руинированные остатки часовни австрийского (или белокриницкого) согласия.
Реконструируемая часовня-моленная старообрядцев поморского согласия, построенная в 1870-х годах и сохранившаяся до наших дней, находится на Арском кладбище
Архитектором небольшого строения, возможно, мог быть Константин Романов, но точно это не определено. В 2013 году члены общины и представители общественности обратились к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой оказать «личную поддержку в деле спасения старообрядческих святынь». В результате были даны поручения по сохранению и благоустройству построек и захоронений в Казани. Через два года были освящены и установлены новый купол и крест на уникальную часовню в честь поминания всех усопших, расположенную близ склепа купца-старообрядца Якова Филипповича Шамова.
Небольшое строение сейчас в строительных лесах: восстановлением и ремонтом занимается Казанская старообрядческая община. Однако старообрядцы хорошо ухаживают за своей частью кладбища, не оставляют без должного внимания. Реставрация протекает медленно, но должна завершиться уже этим летом, говорит Елдашев.
⇒ Музей под открытым небом. Арское кладбище может стать туристическим объектом
Еще одно строение Казани относится к концу XIX века — это часовня в память 900-летия Крещения Руси на улице Клары Цеткин при въезде в Адмиралтейскую слободу. Сейчас она используется как церковная лавка Зилантова монастыря. Часовни XVII-XVIII веков до наших дней, увы, не сохранились.
Часовня в память 900-летия Крещения Руси на улице Клары Цеткин при въезде в Адмиралтейскую слободу
Другое строение, которое заслуживает не меньшего внимания, находится на улице Московская — это часовня, построеннная в 1898 году в древнерусском стиле в память императора Александра III. С нее несколько лет назад началось на этом месте возобновление богослужений. Она также используется сейчас как церковная лавка при казанском подворье Раифского монастыря.
Часовня в память императора Александра III при казанском подворье Раифского монастыря 1898 года постройки
Ждет реконструкции часовня при Адмиралтейской больнице на улице Кызыл Армейская 1885 года постройки. После восстановления в старинном здании появится алтарь и будут проводиться литургии. До революции часовню использовали как морг местного родильного дома, после ее переоборудовали в котельную. Тогда были разобраны полы, заменены перекрытия, построена печь, котлы, заложены и пробиты проемы, устроены вытяжки. Часовня входит в состав комплекса 4-й городской больницы. Она была открыта в 1885 году, но до конца XIX века не имела собственного помещения и участка, поэтому располагалась в наемных домах.
Часовня при Адмиралтейской больнице на улице Кызыл Армейская 1885 года постройки
В 1888-1890 годах больница переезжает на новый участок по улице Макарьевская (Столярова – Милицейская), где на специально отведенном для нее участке отстраивается комплекс городской адмиралтейской больницы (архитектор — Руш).
Сейчас часовня в удручающем состоянии — лепнина и детали фасада отвалились, на стенах огромные трещины. Однако несмотря на почтенный возраст — 131 год с начала основания, храм при больнице не находится в аварийном состоянии. Такую оценку ему дала историко-культурная экспертиза. Но техническое состояние здания ухудшается, его не эксплуатируют в полной мере, заморожены работы реставрации, оно не отапливается — все это приводит к увеличению физического износа.
Часовня при Адмиралтейской больнице на улице Кызыл Армейская 1885 года постройки
«Я поставил цель: если мы знаем, где находились те или иные церкви, почему такой необходимый атрибут, как часовни, выходит из поля нашего исследовательского дела», — рассуждает Елдашев.
Сохранившиеся в Казани часовни:
- Моленная казанской старообрядческой общины старо-поморского согласия (беспоповцев) на «стекольном заводе» (первая четверть XIX века) — лодочная станция.
- Часовня старообрядцев австрийского согласия («Коровинская») (1840-е годы) — кафе.
- Часовня-морг старой университетской клиники, перепрофилированная в годы Первой мировой войны в часовню при лечебнице Красного Креста (середина XIX века) — учебное подразделение КФУ.
- Часовня-усыпальница при Богородицкой церкви земской больницы (1854) — спецклиника.
- Часовня при Александровской больнице (1878).
- Часовня при Адмиралтейской городской больнице (1886) – приписана к Макарьевскому монастырю.
- Часовня в память 900-летия Крещения Руси (1888) – церковная лавка — приписана к Свято-Успенскому Зилантову монастырю.
- Никольская часовня при Николо-Низской церкви (1893) — трансформаторная будка.
- Часовня в память императора Александра III при казанском подворье Раифского монастыря (1898) — церковная лавка.
- Часовня при церкви Живоносный источник (1898) — вошла в расширенное помещение церкви.
- Часовня святителя Гурия Казанского при Борисоглебском приделе Благовещенского собора (1906).
- Часовня (ротонда) на Казанском пороховом заводе (1927).
Фото: Василий Иванов
Comment section