История татарской семьи: жена старше мужа, нешекспировские страсти и первые фамилии

рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»
Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали
пьющих жён в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени
Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч»

Каких невест предпочитали в традиционной татарской семье и как перевоспитывали пьющих жен в Казани в XIX-XX веках, рассказала эксперт института истории имени Марджани Эльмира Салахова во время очередной лекции «Тарихи бранч».

 

Ильнур Ярхамов — Казань

В татарской литературе, показывающей быт татарских семей до революции 1917 года, устоялось представление о татарке как о бесправной и несчастной женщине. Благодаря ярким образам тукаевских персонажей не одному поколению татар в память врезалась юная девушка, которая влюблялась в парня из соседней деревни. Против их союза выступала родня с обеих сторон. Поэтому они сбегали, преодолевали несколько сотен километров, заселялись в другую деревню и заключали «тайный никах» у имама местной мечети.

Однако история татарских сёл в XIX и XX и веках говорит совершенно о другом. Тогда люди больше руководствовались здравым смыслом и рациональностью, чем сильными порывами нежных чувств, как нам рассказывают современные писатели и поэты. Этой проблеме вчера в историческом клубе «Тарихи бранч» посвятила лекцию старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова. Встреча с казанскими любителями истории прошла в новом здании Госкомитета РТ по архивному делу.

Читайте также: «Младотатары» Казани создали первый городской исторический клуб «Тарихи бранч»

Лекция Салаховой называлась «Татарская семья на страницах метрических книг: браки, разводы и дети». По её словам, в современной исторической науке ещё только продолжается процесс раскрытия информационного потенциала такого исторического источника, как метрические книги.

Лектор изучила метрику Казанской, Уфимской губернии и татарских сёл нынешней Астраханской области. Она рассказывает, что впервые мусульманское население Российской империи начали записывать в метрику после указа Сената 1828 года («О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому Духовному Магометанскому управлению»). Поэтому нынешние функции ЗАГСов — запись рождения, смерти, брака и разводов — поручили имамам в мечетях.

ф4

Старший научный сотрудник института имени Марджани Эльмира Салахова Ι Фото: Facebook

Подробная запись главнейших событий в татарской семье велась мусульманским духовенством практически до 1930-х годов. С приходом к власти большевиков весной 1918 года, естественно, был издан декрет, по которому функция ведения метрических книг изымалась у имамов и передавалась в местные органы Советов.

Однако во время гражданской войны властям было не до этого — надо было воевать с белыми. Поэтому мусульманское духовенство продолжало вести учет родившихся, умерших и так далее в границах каждой отдельной махалли — мусульманской округи вокруг одной мечети.

 

Фамилии и имена

Традицию носить фамилии татары переняли у русских. Впервые сведения, сообщает Салахова, о необходимости упорядочения фамилий среди татар появляются в 1916 году (разгар Первой мировой войны). Соответствующая запись об этом есть в специальном журнале Оренбургского Духовного управления. И татарам фамилии нужны для определения в рекруты. Если родовой не было, то рекомендовалось её образовать от имени отца или деда.

Необязательность фамилий среди татар была массовой и распространялась в основном среди крестьян. Купцы, мещане, знатные рода, конечно же, фамилии носили. Для этого был свой резон — передача собственности по наследству, заключение долгосрочных торговых договоров и другой документооборот.

В семье обычно имя давал отец, в некоторых случаях — дед. К началу XX века среди казанских и уфимских татар в основном преобладали мусульманские имена. Они были двухкомпонентными и имели предлоги, связанные с исламом «Абдул-», «Мухамед-», «Ахмед-». Хотя, например, в одной из деревень нынешнего Сармановского района РТ были обнаружены имена с тюркскими компонентами — Асылкош, Бахетгарай, Гульжимешь, Гюлистан. У астраханских татар в начале имени мусульманского компонента почти не наблюдается. Салахова это объясняет тем, что татары Астрахани отошли от кочевого образа жизни лишь в середине XIX века, поэтому ислам ещё не успел пустить глубокие корни.

— Местные татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»(Хаҗи), чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад и женские имена Хажибиба, Хажиханым, — перечисляла лектор.

Популярность такого компонента объясняется просто — народ помнил времена Астраханского ханства, когда город носил название Хажитархан. Для астраханских татар считалась нормой частица «Ак-», что также не было распространено среди казанских и уфимских татар.

Например, Акбиба, Актази(Актаҗи), Акгульсум, Акбаба и другие. Наличие имени Акбаба скорее результат огузского влияния. («Баба» в данном случае носит содержание «отец»). Также компонент имени «-хан» у казанских татар употребляется только в мужских именах (Тимерхан, Миннехан), а у астраханских татар он использовался и в женских именах — Аминахан, Бэбэхан (не Бибихан).

 

Рождение и смерть

Детская смертность, по словам лектора, в татарских деревнях Российской империи была несравнимо высокой относительно сегодняшнего дня. Например, в астраханских метрических документах часто встречается обозначение возраста умершего ребенка — «1 җомалык». «Җома» – это сокращенный в просторечии вариант слова «җомга», которое в дословном переводе означает «пятница». У мусульманских народов неделя заканчивается именно этим днем. Поэтому ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык» (у казанских татар это было бы написано как «1 атналык»), прожил одну неделю.

Среди родившихся девочек и мальчиков преобладают представители мужского пола, но и большее количество смертей приходится на их долю. Салахова во время изучения метрик практически не сталкивалась с записями о «незаконнорожденных детях».

ф2

Также по метрическим данным одной из деревень в Астрахани, за 1905 год родились 10 девочек и 18 мальчиков, а умерли 27 женщин и 12 мужчин. И такие цифры — обычное явление в татарских деревнях.

В основном люди, по данным метрик, умирали в младенчестве от инфекционных болезней или женщины — при родах. У астраханских татар была особенность — из-за высокой климатической жары быстро портились продукты.

— Особенности местной кухни — рыбная пища, употребление плодов в большом количестве и питье некачественной холодной воды в жаркое время — провоцировали развитие желудочных расстройств и отравлений. При разливе Волги и до того времени, пока река не входила в свои берега, в Астрахани и по всей губернии свирепствовала перемещающаяся лихорадка, — добавила Эльмира Салахова. — В астраханских степях несколько комфортнее себя чувствовали народы, всё ещё сохраняющие кочевой образ жизни, — калмыки и юртовые татары. Но и их одолевали «желчные горячки» и «натуральная оспа».

Определение причин смерти в метриках, продолжает эксперт, было делом относительно субъективным. Тогда не существовало квалифицированных врачей, поэтому причину смерти определяли либо родственники, либо местный мулла. В перечне названий болезней, от которых скончался человек, есть и любопытный момент. О татарине, умершем в возрасте 55-60 лет, писали, что он скончался «от старости».

 

Брак и развод

Анализ метрических книг татар показал, рассказывала лектор, что мужчинам разрешалось вступать в брак с 18 до 80 лет, девушкам — с 16 лет при наличии обязательной специальной выписки из метрической книги. При этом фактически самый ранний возраст у девушек — с 17 лет, в Астрахани — с 16 лет.

— Определенный интерес представляет то, что встречающиеся в художественной литературе сюжеты о выдаче татарок замуж в очень раннем возрасте в метрических книгах не находят подтверждения. Проанализировав ряд метрических записей, можно констатировать: не зафиксировано ни одного случая тайного брака, — утверждает Салахова.

В современном обществе очень прочно укоренился стереотип, что жена должна быть младше мужа. Однако метрические книги говорят об обратном — приветствовалась жена старше возрастом.

— Во-первых, в крестьянских семьях женщина воспринималась прежде всего как рабочая сила, поэтому брать в жены очень молодую — не так предусмотрительно и лишний голодный рот. Во-вторых, при большой смертности среди мужчин среднего возраста возникала проблема вдов. Случаи, когда муж намного старше своей жены, наблюдаются лишь в некоторых семьях духовных лиц и мещан, но их доля очень мала, — рассказывает лектор.

Из-за высокой смертности мужчин среди татарок были нередки случаи, когда никахи проводились несколько раз, а то и три-четыре раза.

ф3

Ученая также изучила метрику татар, которые буквально вчера переехали из деревень в Казань, например, чтобы устроиться на работу в мыловаренный завод. В записях Азимовской мечети встречаются случаи, когда одни и те же мужчины и женщины заключали никах повторно. Основная причина — мужчины перевоспитывали жен, которые злоупотребляли алкоголем и вели «непорядочный образ жизни». По словам лектора, при повторном никахе обговаривалось условие: если жена будет вести себя аморально, то она лишается при разводе махра. Это имущество, которое муж дарит жене при заключении брака и которое обычно остается с ней после развода.

Как правило, махр состоял из двух частей: одна часть выплачивалась во время никаха (бракосочетания), остальная часть называлась «ожидаемой» и выплачивалась постепенно. Сумма махра была немалой и в основном выплачивалась деньгами или имуществом и доходила в среднем до 150-200 рублей. Для примера: в середине XIX века одна лошадь стоила 60 рублей, корова — 30.

По метрическим книгам татар многоженство не фиксируется. Скорее надо говорить о «двоежёнстве». Как правило, вторую жену муж брал, если первая болела или была бесплодна и при условии обязательного её согласия. Также вторую жену брали, если погиб старший брат. Тогда младший через брак на себя брал обязательство содержать семью старшего.

Разводы среди татар встречались редко. Обычно на 10 никахов — один талака. Бракоразводным процессом занимались муж и отец женщины или же ее представитель, но это отнюдь не указывало на ее бесправие. Объясняется это следующим образом: по канонам ислама женщина должна всячески оберегаться от стрессовых ситуаций, к которым относится и развод. Она была вправе потребовать через отца все, что ей полагается.

Среди причин разводов в метрических книгах встречаются формулировки, которые можно отнести к современным «не сошлись характерами», часто встречалось понятие «остывание чувств друг к другу». Хотя есть и курьезные случаи. Салаховой встретилась история, когда бывшая жена долго не называла имаму настоящей причины развода. Тогда он записал в метрике в графе причина — «очень долго плакала».

— Муфтият обычно убедительно просил имамов по возможности указывать действительную причину, — говорила Салахова.

В то же время если при разводе у семьи был малолетний ребенок, то обычно он оставался у мужа или его родни. Мать совершала такой морально непростой поступок, чтобы лишь обеспечить хорошие условия жизни своему ребенку. Сама она в тогдашних условиях не смогла бы прокормить его, говорила лектор.

Читайте также: Из-за большого числа разводов в семье не формируется модель поведения мужчины

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *