«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

В понедельник
В понедельник, 10 апреля, от огня пострадал Вселенский храм — архитектурное
сооружение в поселке Старое Аракчино, возведение которого было начато еще в 1994
году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем
Ильдаром Хановым. МЧС называет наиболее вероятной версией пожара поджог.
Предполагаемый виновник – смотритель храма, который погиб в огне

В понедельник, 10 апреля, от огня пострадал Вселенский храм — архитектурное сооружение в поселке Старое Аракчино, возведение которого было начато еще в 1994 году художником, архитектором, скульптором, целителем и общественным деятелем Ильдаром Хановым. МЧС называет наиболее вероятной версией пожара поджог. Предполагаемый виновник – смотритель храма, который погиб в огне.  


Кристина Иванова, Юлия Яковлева — Казань

Ранним утром, в 4.35, экстренные службы получили сообщение от очевидцев, что в поселке Старое Аракчино горит Храм всех религий. По прибытии первых расчетов полыхала крыша одного из зданий архитектурного комплекса. Пожарным пришлось потратить время на вскрытие закрытых дверей на замках, а после протянуть рукава к Волге через оживленную трассу, воду для тушения забирали с реки. Ради этого примерно на час дорога была перекрыта для движения. Кроме того, работу пожарным усложняло сильное задымление.

В 06.51 открытое горение было ликвидировано. На месте происшествия работали 10 единиц техники. В 6.32 пожарным удалось локализовать возгорание на площади 200 кв. метров. Открытое горение ликвидировано в 6.51. Обрушений конструкций внутри здания удалось избежать — службы ГУ МЧС России по РТ сработали очень оперативно.

— Главная задача, стоявшая перед пожарными, — не допустить открытого огня, в противном случае для Вселенского храма все могло закончиться более серьезными последствиями, — комментирует инцидент Фердинанд Тимурханов, начальник Управления гражданской защиты Исполнительного комитета Казани.


Наша справка

Храм всех религий (Вселенский храм) представляет собой группу сооружений, состоящую из православной и католической церквей, мечети, буддистского храма, китайской пагоды, синагоги и даже алтарей исчезнувших религий. Автор храма — известный общественный деятель, художник, архитектор и целитель Ильдар Ханов. Идея построить храм появилась в 1994 году после того, как ему, по его словам, во сне явился Иисус. Он начал строительство в родном поселке на участке, где находился его дом. После смерти Ханова в феврале 2013 года храм находился в подвешенном состоянии — у него было пять собственников. С владельцами шли переговоры о переходе объекта в собственность государства. До сегодняшнего дня Вселенским храмом управлял Мансур Зиннатов, который работал с Ильдаром Хановым при его жизни. 


Смотрите также: Экскурсия по Храму всех религий 


В ходе разбора завалов сотрудниками ГУ МЧС России по РТ было обнаружено тело мужчины. Позже удалось установить его личность — им оказался Мансур Зиннатов — бывший прораб строительства храма, близкий соратник архитектора Ильдара Ханова. По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрея Родыгина, тело обнаружили в 5.40 на втором этаже. Собеседник издания также рассказал, что работать спасателям пришлось в непростых условиях.

— Сложная планировка, многоуровневое здание, которое соединяется между собой галереями. На большой площади пришлось вскрывать кровлю. В 6.51 произошла ликвидация открытого горения. Были задействованы более 50 сотрудников МЧС, экстренные службы, администрация Кировского и Московского районов. Внутри работают дознаватели Госпожнадзора, правоохранительные органы, следственно-оперативная группа МВД, — сообщил Андрей Родыгин.

«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

Мансур Зиннатов

Когда корреспондент и фотограф KazanFirst приехали на место пожара (около 9 часов) к Храму всех религий (находящемуся по адресу город Казань, ул. Старо-Аракчинская, 6а), он уже был потушен. В это время на месте пожара работали порядка пяти пожарных машин, дежурили скорая помощь, полиция. Огнеборцы проливали место возгорания, откуда еще шел пар.

Версии пожара — от криминала до проводки

По словам представителя ведомства, в первые часы рассматривался весь комплекс причин, которые могли привести к пожару.

— Неосторожное обращение с огнем, поджог, может быть вскрытие криминальных проявлений, электротехнические причины. Газ, вроде, не был подведен. Объект в эксплуатацию не сдан. Он же в перманентной стадии строительства всегда, участок под индивидуальное жилищное строительство. Культовым учреждением не является, — сказал он.

Ближе к обеду в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ основной версией назвали поджог. По данным ведомства, дознаватели обнаружили на месте несколько очагов, есть следы горючей жидкости.

— Все равно все мы однажды выйдем на пенсию и придем туда [к вере], — рассуждает Фердинанд Тимурханов. — Если это поджог, Бог таких людей не простит. Все мы думаем, что вечно будем жить на этой земле, но, к сожалению, это не так. Все равно за что-то придется отвечать. У меня это в голове не укладывается, тем более произошло в таком месте. На все храмы спасателей не поставишь, поэтому те люди, которые там работают, должны знать пожарную безопасность.

Два клана

Людей, оказавшихся после пожара у Храма всех религий, можно условно разделить на два клана. Одни — друзья Мансура Зиннатова, которые отзываются о нем как о продолжателе дела Ильдара Ханова, и вторая группа — соратники нового владельца храма Ильгиза Ханова. На месте событий ходит сестра Флюра Галеева. В ее собственности — 1/5 храма. Остальные 4/5 доли Ильгиз Ханов выкупил у племянницы в конце прошлого года и официально оформил все необходимые документы.

Обе стороны сходятся в одном — Мансуру был дан срок до 12 апреля, чтобы собрать вещи и выселиться из храма, освободив его для новых хозяев. Друг Мансура, который предпочел не называть своего имени, убежден, что у мужчины в связи с этой ситуацией просто сдали нервы и он сам поджег храм.

— Ситуация должна была разрешиться. Не хватило, видимо, времени, чтобы дипломатия сработала. Просто у человека нервы сдали. Спрашиваете, поджег ли он сам? Да, конечно, никаких сомнений, — рассказывает он KazanFirst.

Ходит на месте пожара и известный бард, один из учредителей фонда Ильдара Ханова Дмитрий Бикчентаев.

«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

Флюра Галеева

— Я сегодня должен был приехать и вывозить Мансура, его вещи. Мы договорились на 11 часов. Но не успел, — вздыхает музыкант.

Сестра Хановых Флюра Галеева вспоминает погибшего не самыми добрыми словами.

— Он бандит, с ним разве можно было договориться? Вчера приходила в храм, вроде бы, все было нормально. Мне нужно было забрать старые фотографии Ильдара, — сбивчиво рассказывает женщина. — Буддистский зал, где хранились все картины Ильдара Ханова, сгорел, — сокрушается женщина, указывая на место, наиболее пострадавшее от пожара. В непосредственной близости от этого места находилась комната, где жил Мансур.

По соседству с Храмом всех религий стоит небольшой домик. Здесь с 1957 года живет слепая соседка Нурзия, которая обитает тут с самого рождения.

— 23 года Мансур здесь жил. Не пил, не курил, — со слезами на глазах вспоминает она. Соседка подтверждает, что Мансура вызывали в следственные органы и дали срок — до 12 апреля выселиться из храма. — Он ходил, очень переживал. Но я ему говорила, чтобы он не расстраивался, ведь родственники есть, на улице не останется. Храм всех религий был Мансуру очень дорог — еще четыре года после смерти Ильдара Ханова он продолжал его строительство.

По словам женщины, последний раз она общалась со смотрителем Храма всех религий накануне пожара.

— Я ему сказала, чтобы он крепился. Ведь был обижен, что отдал 23 года своей жизни этому храму. Но в то же время понимал, что официально не имеет на него прав, тут не прописан, — продолжает она.

Еще один друг погибшего — Андрей — убежден, что идея, которая шла от Ильдара Ханова и которую после его смерти подхватил Мансур, может исчезнуть с новыми хозяевами. В последний раз он общался с ним в конце марта по поводу музея Хановых, который создавался в Храме всех религий, и Андрей привозил сюда вещи, пожертвованные людьми.

— Жалко человека, здесь все было для людей. Проводились концерты, Мансур лично обзванивал всех, приглашал (звонил он и корреспонденту KazanFirst, чтобы пригласить на концерт. — Ред.). И что, бандит такое будет делать? Здание при Мансуре дышало, жило. Он был человек крепкий, но любой может сойти с ума от такого — он рассказывал, что недоброжелатели ходили под окнами и вопрошали, когда он сдохнет, — вспоминает Андрей.

Брат Ханова убежден, что Храм всех религий подожгли

Брат основателя Храма всех религий Ильдара Ханова Ильгиз Ханов, находящийся сейчас в Москве, в телефонном интервью KazanFirst рассказал, что причиной пожара считает поджог.

— Мансур всем обещал сжечь этот дом, и он его сжег, — утверждает Ханов. — Это он все поджег. Причем сгорел буддистский зал, где хранились все картины моего брата — великого художника. Человек, убивший Джона Леннона, хотел прославиться. Мансур уничтожил картины Ильдара последних лет, чтобы прославиться. Для чего тогда брат писал все эти картины? Он хотел прославить татарский народ. Я в возмущении от произошедшего, но поделать ничего не могу.

Ильгиз Ханов призывает провести экспертизу тела погибшего на пожаре и удостовериться, что это действительно Мансур.

— Может быть, это вообще не он, а улетел на Мальдивы со своей красавицей-любовницей, — выдвигает Ильгиз версии. — Если там все-таки Мансур, нельзя говорить, что он пострадал. Он просто получил наказание. Зачем уничтожать картины великого художника? Это какое-то мракобесие.


Читайте также: «Я писал иконы для Путина и Патрушева, но татарские корни тянут меня», — Ильгиз Ханов о себе и творчестве 


По словам Ханова, который обладает правами на храм, он пребывает в шоковом состоянии и пока не намерен возвращаться в Казань.

— Я же не могу бороться в одиночку. Посвятить жизнь борьбе с ветряными мельницами. Я уже привез в Казань все необходимое, чтобы дописать его картины и подарить их городу. Но сейчас все уничтожено, они сгорели, — сетует он.

На вопрос о том, что теперь будет с Храмом всех религий, Ильгиз отвечает эмоционально: «Да ничего хорошего! Мы с братом построили такое уникальное сооружение. А теперь…». Со слов Ханова, сооружение может приносить порядка 50 млн рублей в год только от туристов.

«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

Ильгиз Ханов

Не культовый объект, но туристическая фишка

— На памятник архитектуры Храм всех религий не тянет — это частный проект, но в ментальном смысле этот объект очень важный для города — он несет позитивный посыл, что все люди едины перед Богом, суть у религии одна, — делится своим мнением известный казанский краевед Леонид Абрамов. По его мнению, необычное сооружение было своеобразной «туристической фишкой» для города и привлекало к себе внимание необычной архитектурой. С точки зрения ценности для городской среды объекту нет равных, он уникален в своем роде.


Смотрите фоторепортаж: Пожар в Храме всех религий в Казани


— Мы все бывшие советские люди и помним, что подложка у нас у всех общая, Храм всех религий несет хороший посыл, чтобы мы не расходились по «национальным квартирам». В Татарстане мы живем рука об руку. Те, кто приезжает к нам, видят важный посыл — смотрите, мы едины, целы и люди божьи. Для широкой обычной публики интересная идея — сочетание всего несочетаемого. Мы можем утратить важный туристический объект, который несет позитивный смысл.

Дочь известного казанского скульптора Бориса Зыкова журналист Евгения Чеснокова рассказывает KazanFirst, что в конце прошлой недели 53 работы ее отца были вывезены из Храма всех религий в музей Константина Васильева. Такая договоренность с погибшим на пожаре прорабом Мансуром Зиннатовым была достигнута еще несколько месяцев назад, но реализовать ее удалось лишь в минувшую субботу.

Выставка работ ее отца открылась в Храме всех религий в конце осени 2016 года довольно стихийно. Из-за ремонта в квартире работы Зыкова пришлось распределить по разным местам — часть скульптур по договоренности отправилась в храм, некоторые работы забрали друзья семьи на хранение в свои загородные дома. Однако когда Мансура начали выселять из храма новые хозяева, скульптуры решено было вывезти.

«Мансур всем обещал сжечь Храм всех религий, и он его сжег»

Леонид Абрамов

— Пока Мансур рулил в храме, вопросов не было. Но уже после Нового года я услышала, что из-за тяжбы (с братом Ханова. — Ред.) у них начали отключать свет, воду. Мы созванивались с Мансуром в январе-феврале, он обещал придумать, куда перевезти работы, — рассказывает собеседница. На прошлой неделе Мансур сообщил Чесноковой о достигнутой договоренности с музеем Васильева, куда работы Зыкова и были вывезены.

— Мансур тогда сказал мне, что тоже будет куда-то выезжать, но куда — пока не знает, — говорит Евгения Чеснокова.

Что касается храма, то, по мнению Леонида Абрамова, его дальнейшую судьбу должны решать республиканские власти, ведь его восстановление, скорее всего, будет оценено в огромную сумму, которая вряд ли найдется у частника. Историк считает, что объект находился в относительно хорошем состоянии до пожара, поэтому был привлекателен с точки зрения сторонних инвестиций, а теперь его дальнейшее строительство под вопросом.

— Восстанавливать частники храм уже не будут. Откуда у брата Ханова на это такие деньги? Если нет, то он долго будет стоять в таком виде. Посмотрите, что сейчас в мире творится!Объединяющий смысл [религий] необходим.


Читайте также: Храм всех религий в пригороде Казани прирастет реабилитационным наркоцентром за 5 млрд рублей и после смерти Ханова перейдет государству 


FNR01998

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *