Кремом намазано: как татарстанцев дурят «косметические лохоконторы»

Положить конец вакханалии в сфере оказания медицинских услуг мешает слишком лояльное отношение властей к малому и среднему бизнесу
Положить конец вакханалии в сфере оказания медицинских услуг мешает слишком
лояльное отношение властей к малому и среднему бизнесу, убеждены в
Росздравнадзоре по РТ. Издание KazanFirst публикует две реальные истории
пострадавших от Desheli и советы, как не попасться на уловки мошенников. Если же
это все-таки произошло, куда бежать в первую очередь.

Положить конец вакханалии в сфере оказания медицинских услуг мешает слишком лояльное отношение властей к малому и среднему бизнесу, убеждены в Росздравнадзоре по РТ. Издание KazanFirst публикует две реальные истории пострадавших от Desheli и советы, как не попасться на уловки мошенников. Если же это все-таки произошло, куда бежать в первую очередь.


Кристина Иванова — Казань

Массовым недоразумением в умах татарстанцев называют в Росздравнадзоре по РТ участившиеся случаи навязывания различных медицинских услуг после приглашений по телефону в «косметические лохоконторы». И указывают конкретные учреждения, от которых надо бежать подальше, чтобы не остаться с кредитным договором на сотни тысяч рублей при пенсии10 000 и непонятной баночкой крема или ненужным наколенником.

Человек приходит домой, читает договор, а там — огромный кредит

В 2015-2016 годах в адрес территориального органа Росздравнадзора участились жалобы татарстанцев на работу частных медицинских учреждений, которые навязывают услуги по мобильному телефону со ссылками на различные основания. Об этом рассказала заместитель руководителя Росздравнадзора по Татарстану Любовь Шайхутдинова. А поводом для приглашения на прием становятся ссылки на мнимое участие в федеральных программах, якобы оказание медуслуги по программе ОМС. Некоторые же фирмы и вовсе позиционируют себя как официальные дистрибьюторы определенных раскрученных в России программ, в частности, «Диета Елены Малышевой». Одним из обязательных условий записи на бесплатную услугу становится предъявление паспорта и полиса ОМС. В конечном счете они нужны, когда «готовенького клиента» склоняют к составлению кредитного договора, убеждена она.

Спикер приводит список ООО, на которых однотипные обращения с жалобами поступают наиболее часто — это своеобразный пул частных организаций, работающих по вышеуказанному принципу. Это «Виталия», «Созвездие», «Медицина плюс», «Орион» (брендовое название «Живи здорово»), «Сафар», «Идеалия», «Образ» (Набережные Челны), «Амадей».

Большинство из этих организаций имеют лицензию на ведение медицинской деятельности по косметологии, диетологии, мануальной терапии и т.д. Спикер рассуждает, что происходит частичная подмена с переводом медицинских услуг в сферу бытовых.

— В какой-то степени пациент вводится в заблуждение, потому что рассчитывает, что ему окажут медицинскую помощь при заболевании суставов, а его плавно-плавно направляют в сторону лечения ожирения. Это достаточно стандартная схема: пациент приходит с болезнью, а его начинают направлять на оздоровительные процедуры, — рассказывает Любовь Шайхутдинова.

По ее словам, эти организации стараются заключить договоры, где прописываются определенные процедуры. Но когда человек приходит домой, он понимает, что подписал документ на предоставление дорогой или ненужной процедуры. В большинстве случаев и денег у пациента для оплаты всего комплекса предложенных процедур нет. К сожалению, часто клиентами оказываются пенсионеры, люди малоимущие, которые ищут панацею от своего заболевания. У таких фирм рядом находится «приближенный» банк, который мгновенно выдает кредиты, направляемые в пользу этого ООО.

— Когда пациент приходит домой, открывает глаза, начинает читать договор внимательно, может быть, ему помогают родственники, то там обнаруживается огромная кредитная сумма. А то, что прописано в договоре, не очень пациенту и нужно, — сетует собеседница.

Недавно пострадала пожилая женщина, заключившая договор на 180 000 рублей. Фактически же она купила наматрасник, подушку и наколенник, которые при внимательном рассмотрении ни коем образом не были медицинскими изделиями и вряд ли могли бы оказать серьезное лечебное действие. Пациенты часто жалуются на оказываемое психологическое давление при составлении подобных договоров. Но доказать это сложно даже с позиции медиков.

— Возможно, какие-то психологические маркетинговые методы действительно применяются, чтобы уговорить пациента воспользоваться их услугой. Многие также утверждают, что их поят чаями, которые вызывают определенное смущение в голове, в результате человек принимает не совсем адекватные решения, — говорит Любовь Шайхутдинова.

desheli_gelendzhik0100

Откуда берут телефоны потенциальных клиентов? Руководитель Росздравнадзора по Татарстану сожалеет, что существует проблема свободного доступа к базе данных. Не каждый человек может сопротивляться напору и приходит на пробный диагностический курс, который действительно является бесплатным. Но дальше человека убеждают, что у него все плохо, надо принимать радикальные меры, и предлагают полечиться, пройти процедуры, приобрести продукцию.

Начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по РТ Ирина Ахметшина подтверждает, что в последние два года непрерывно поступают жалобы граждан на косметологические фирмы, которые оказывают услуги по омоложению, лечению ожирения и т.д.

— Как правило, приглашают по телефону посетить эту фирму и попробовать принять некоторые процедуры бесплатно. Женщины идут, поток не кончается. Как бы мы ни предупреждали о действии таких фирм, все равно женщины туда обращаются. Потом 80% потребителей говорят, что видят то, что они действительно подписали, только придя домой, — рассказывает она.

На днях в ведомство обратилась 82-летняя женщина, которая оформила подобные услуги в кредит на 168 000 рублей из-за желания омолодиться, это при ее пенсии в 11 000 рублей в месяц.

Количество обращений по вопросу нарушения законодательства по защите прав потребителей организациями, осуществляющими деятельность по оказанию платных медуслуг, в Роспотребнадзор по РТ за 2014-2017 годы увеличилось в три раза. Причем 60% обращений касается именно оказания косметологических услуг. Только в 2016 году было 240 пострадавших, которые заключили договоры на сумму свыше 2 млн рублей. Эксперты уверены, что эту цифру можно смело умножать на 10, потому что далеко не все обращаются за помощью.


Читайте также: Очередная финансовая пирамида под названием «Сберегательный союз» причинила 400-миллионный ущерб своим вкладчикам


Смягчение законодательства в отношении МСБ препятствует закрытию таких фирм

Любовь Шайхутдинова сетует, что ослабление давления на малый и средний бизнес мешает закрывать такие «косметические лохоконторы».

— Мы понимаем, что проблема межведомственная. Мы бы хотели к ее решению подключить и представителей МВД, потому что элементы серьезных нарушений законодательства имеются. На уровне страны сейчас защищают малый и средний бизнес. Это правильная политика, безусловно, защищать его надо, убирать административные барьеры. Но порой этой защитой начинают пользоваться до неприличия. Они понимают: чтобы мы вышли на организацию, должен быть нанесен ущерб здоровью получателю услуг. Прокуратура только в этом случае может разрешить нам выход на организацию. Если же ущерба здоровью нет и речь идет только о моральных и материальных издержках, возможности надзорного органа ограничены — беспрепятственно выйти и положить конец вакханалии мы не можем, — признает она.

Такие организации легко уходят от проверок. Ведь после регистрации в течение трех лет госорганы не могут проверять субъекты малого и среднего предпринимательства. Поэтому они перерегистрировались, попали в это замечательное поле, когда к ним особо претензий предъявлено быть не может, а потом или ситуация складывается, или время проходит. Перерегистрировались — и с белого листа опять начинают свою жизнь. Так фирмы идут на всевозможные ухищрения — закрываются, перерождаются, перерегистрируются. Ликвидировать их в судебном порядке очень сложно. Несмотря на разъяснительную работу, татарстанцы все же — лакомый кусочек для мошенников.

— Еще недавно нам казалось, что народ начал понимать, что надо смотреть на лицензии, специалистов. Но последние два года — это какое-то массовое недоразумение в головах. Или, может быть, специальные маркетинговые ходы применяются, чтобы ввести в заблуждение, — говорит руководитель Росздравнадзора по РТ.

Эксперт пока не верит, что такие фирмы удастся смести с рынка. Они возрождаются, как Феникс. Например, из продажи косметики уйдут в лечение суставов.

Советы, как не попасть в такую ситуацию или расторгнуть договор

Расторгнуть заключенный договор можно. Фирмы соглашаются на эту процедуру, если дело идет к суду, утверждает представитель Роспотребнадзора по РТ.

— Для начала надо бежать в фирму, с которой вы заключили договор, и писать заявление на отказ от оказания услуг, а затем уже обращаться в банк, — советует Ирина Ахметшина. — До суда доходят единицы. Когда мы доказываем своими действиями, что эти фирмы нарушают законодательство о защите прав потребителей и суд встанет на сторону пострадавшего, обычно заключается мировое соглашение. Только за прошлый год около 4 млн рублей было добровольно возвращено косметологическими фирмами.

Когда вам по телефону предлагают услугу, старайтесь задавать много встречных вопросов. Обычно на 5-6 вопросе — кто вы, есть ли лицензия, а что за квота, что за учреждение, которое участвует в программе госгарантий — человек на той линии западает, понимает, что вы начинаете выяснять тонкости, и уже может даже трубку положить. Кстати, на днях на сайте Росздравнадзора по РТ опубликовали перечень медорганизаций, участвующих в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Татарстана. С ним можно ознакомиться по ссылке.

Эксперты также настоятельно советуют внимательно читать договор перед подписанием и не брать с собой на такие процедуры паспорт. Без него кредитный документ составить будет невозможно. С доказательной базой могут помочь сторонние специалисты: если у пациента, воспользовавшегося кремом, появилось раздражение, это надо зафиксировать у врача-дерматолога. В таком случае ведомству будет гораздо легче принимать меры и доказать, что был нанесен ущерб здоровью.

— Если уж человек попался на такую удочку, вчитался в договор и понял, что взятое в кредит не нужно, необходимо немедленно писать заявление о расторжении договора и требовать, чтобы кредит закрыли. В течение определенного времени банк перечисляет исполнителю услуг деньги. Чем быстрее вы придете, тем лучше — банк может не успеть это сделать. Отказаться от кредита можно в течение 14 дней без каких-либо последствий, — резюмируют эксперты.

Многодетная мать из Челнов взяла кредит на чемоданчик и теперь ее донимают коллекторы

О масштабе проблемы в Татарстане говорят хотя бы многочисленные группы «ВКонтакте». В российской группе «Пострадавшие от фирм DeSheli SOLEIMER Мон Платин» состоят более 11 000 человек. Есть и менее масштабные, например, «Челны против Дешели и других лохотронов» со скромными 350 участниками. Одна из ее участниц — мама троих детей из автограда. На условиях анонимности она согласилась рассказать KazanFirst свою историю.

Наша собеседница — женщина в возрасте за 40, сейчас находится в декретном отпуске по уходу за третьим ребенком. Зарплата мужа составляет 22 000 рублей в месяц (это единственный доход в семье), и 31 января этого года собеседница поддалась на телефонные уговоры посетить бесплатную косметическую процедуру в ООО «ДЛеталь групп», на двери которого написано Сальвадор Дали. Офис располагается на пятом этаже торгового центра «Палитра» в центре Набережных Челнов рядом со зданием мэрии и занимается продажей косметики Desheli.

— Меня сразу спросили, с собой ли паспорт. Это меня не насторожило, потому что на руки его никто не просил, — рассказывает многодетная мама.

В офисе пострадавшая провела около двух часов. В каждом кабинете звучала зомбирующая одинаковая музыка без слов. Собеседница была записана на шейно-воротниковый массаж. После странных процедур косметолог завела ее в другой кабинет и наложила косметику на одну половину лица. Позже женщине с помощью компьютерной программы продемонстрировали разницу в состоянии кожи до и после нанесения косметики. И стали давить на самое больное:

— Косметолог мне начала говорить, что я выгляжу как бабушка. Она говорила: представьте себе, в садик придете, а ваши маленькие дети будут вас называть бабушкой. И на меня это сильно повлияло, — признается собеседница.

В сухом остатке получается следующее: женщина согласилась на бесплатную процедуру, подписала кредитный договор на 84 000 рублей на косметические услуги при условии, что фирма берет ее на подработку, пришла домой — договор оказался на косметику, сдать которую нельзя. Подработки нет, денег платить по кредиту нет, еще и коллекторы донимают, что делать — непонятно.

semya4466

— Я подвела всю семью, нам и так нелегко, даже прожиточного минимума на каждого члена семьи не выходит, а тут еще этот кредит, — плачет пострадавшая.

За помощью женщина обратилась к юристу, совместно с которым написала заявления в УВД, прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Их судьба пока непонятна.

Сильная аллергическая реакция на косметику помогла вернуть деньги

У другой героини материала KazanFirst — Людмилы Данилиной из Челябинска, история с более счастливым концом. В их городе Desheli работает под названием ООО «Ренессанс Бьюти» с 2012 года и по сей день. Раньше фирма занималась только косметикой, а сейчас перешла на массаж, лечение варикоза и другие процедуры.

Собеседница рассказывает, что их схема работы оказалась довольно хитрой — девушке позвонили в день ее день рождения и сказали, что подруга (назвали фамилию) оплатила ей подарок в их салоне.

— Я долго сопротивлялась, но их было трое. Ушла с чемоданом косметики на 45 000 рублей, который они мне впарили, оформила кредит, — рассказывает Людмила Данилина.

В какой-то мере девушке повезло — от косметики у нее развился отек Квинке, она встала на учет к аллергологу, сделала аллергопробы.

— В косметике оказалась такая гремучая смесь, что, когда мне делали пробы, в течение 10 секунд рука вздулась как проба Манту и держалась в таком состоянии два часа. Выяснилось, что в состав косметики входили запрещенные наркотические вещества в малых дозах. И если наносить последовательно все 10 кремов, определенный наркотический расслабляющий эффект от них есть. Он подавляет волю. В таких фирмах применяют и психологические методы воздействия, — делится Людмила.

Уже после того, как девушка выплатила кредит за косметику, ей удалось выиграть суд, который присудили 152 000 рублей — и за моральный вред, и проценты. Однако фирма затянула с выплатой, потом ее реорганизовали — в итоге долг девушке до сих пор постепенно выплачивают частями.

«Ренессанс Бьюти» работает до сих пор. Офис Людмилы Данилиной находится прямо напротив, и они старается отговаривать собирающихся туда женщин обходить его стороной. Случая с Людмилой на семью оказалось мало — в руки мошенникам попала и 66-летняя тетя собеседницы. После похода в салон на нее оформили два кредита в разных банках каждый по 60 000 рублей — один на услуги, другой на чемоданчик косметики. По одному кредиту сразу же удалось остановить платеж в банке. Во втором случае деньги уже ушли, но женщины оказались очень настойчивыми — написали заявление в полицию, вызвали участкового, пошли вместе с ним в фирму, и пока договор не расторгли, не уходили. В итоге тете удалось отказаться от обоих кредитов по 60 000 рублей каждый, вернув фирме всю косметику.

Наши героини категорически не рекомендуют соглашаться на посещение таких учреждений. Но если все же договор заключен — бежать в банк и останавливать деньги, чтобы они не ушли этой фирме. Обязательно также составить заявление в двух экземплярах об отзыве оферты.

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: