Операция по перемещению: как в Казани перевозили Ту-144

Уже в следующем году
Уже в следующем году, к 50-летию первого полета «тушки», в салоне самолета
планируют открыть интерактивный авиамузей, реализация проекта оценена в 30 млн
рублей. Ну а до того надо было еще перебросить авиалайнер к зданию КАИ на
Четаева. Как под покровом ночи все это происходило, следили и журналисты издания
KazanFirst

Уже в следующем году, к 50-летию первого полета «тушки», в салоне самолета планируют открыть интерактивный авиамузей, реализация проекта оценена в 30 млн рублей. Ну а до того надо было еще перебросить авиалайнер к зданию КАИ на Четаева. Как под покровом ночи все это происходило, следили и журналисты издания KazanFirst.


Кристина Иванова — Казань

В ночь с пятницы на субботу проходил сверхсложный финальный этап операции по перебазированию 90-тонного «учебного пособия» — самолета Ту-144 — из Авиастроительного в Ново-Савиновский район Казани. Махину предстояло провезти от 6-го здания КНИТУ-КАИ на Дементьева ко 2-му зданию вуза на Четаева, где даже пришлось срезать часть забора. Осенью прошлого году там предварительно забили сваи и перевезли носовую часть, крылья и двигатели самолета. «На закуску» оставили самое сложное — фюзеляж весом 50 тонн и длиной 60 метров.

FNR41659

3 млн выделил президент, остальные расходы посчитать трудно

Самолет планировали доставить на Четаева еще в 2013 году к 125-летию со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева, имя которого носит КНИТУ-КАИ. Но лишь в 2015-м руководству вуза удалось добиться финансирования проекта. По словам проректора по научной и инновационной деятельности вуза Сергея Михайлова, сложно оценить, во сколько обошлась операция по передислокации летательного аппарата с учетом всего комплекса работ. Непосредственно на перевозку самолета решением президента Татарстана Рустама Минниханова 3 млн рублей выделили из резервного фонда. Ответственность за реализацию проекта была распределена между вузом, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом. Авиазавод разбирал и в последующем будет собирать самолет, вуз помогал авиастроителям и готовил новую площадку для машины — сваи были вбиты на глубину 12 метров, а НИИ подготовил проект установки и продумал схему перевозки.

Сам процесс переезда самолета начался лишь осенью 2016 года. А до основной «тушки» дело дошло только накануне Пасхи. Журналисты собрались на Дементьева задолго до намеченного на полночь старта провоза самолета. Ректор вуза Альберт Гильмутдинов назвал сегодняшний день «историческим» и позировал перед конструкцией, раскинув руки, как делают это дети, изображающие самолет.

FNR51862

Самолет должны были провезти по следующему маршруту за полтора-два часа: ул. Дементьева — ул. Миля — Авторынок — ул. Амирхана — ул. Гаврилова — ул. Ямашева — кольцо у «Казань Арены» и через улицу Чистопольская заезд в «КАИ-Олимп». Однако процесс растянулся до самого утра. Сама спецоперация началась с часовым опозданием, а загнать махину в первый поворот удалось и вовсе в третьем часу ночи. Колеса платформы, на которую был водружен фюзеляж, никак не хотели вылезать из углубления, где находились. После подкладывания листов фанеры удалось это сделать раза в 6-го, затем наконец-то сдвинуть Ту-144 с места. Выход на поворот с Дементьева на Миля занял чуть ли не большую часть всего времени — листы фанеры пришлось укладывать и на поребрики, чтобы вписаться в поворот. В этот момент самолет опасно накренился, но Сергей Михайлов заверил, что «тушка» надежно прикреплена к платформе (лафету) металлическими тросами.

FNR52002

Большие проблемы возникли и на финише маршрута. Для того, чтобы самолет прошел в поворот, пришлось срезать часть забора КАИ.

Сотни технических сложностей: киль не отсоединялся, крылья не отстыковывались

В интервью KazanFirst Сергей Михайлов признает, что перевозку «тушки» планировали на начало года, но процесс осложнился.

— Демонтаж систем был очень затруднительным при практически полном отсутствии документации, — говорит он.

Благодаря отстыковке от самолета всех возможных деталей удалось снизить высоту махины до 6 метров, а вес — до 50 тонн. Самолет сопровождали службы, которые при необходимости поднимали троллейбусные линии, чтобы лайнер мог проехать под ними. Также по мере необходимости на пути следования перекрывалось движение автотранспорта. Для погрузки привлекли два 150-тонных крана.

— Если бы мы так его не разобрали, то перевозка потребовала бы съема большого числа коммуникаций по пути следования. Это было бы очень затратно для города, электротранспорта и всех участников движения, — говорит проректор.

FNR51924

Над проектом работали около 50 человек. На финальном этапе большой проблемой стало снятие шасси.

— Машина 32 года стояла, все системы приказали долго жить. Мы вызывали специалистов из Жуковского, которые занимались установкой самолета в немецком Зинхейме (он был продан в частный музей техники. — Ред.). Они запустили гидросистему на ручном приводе, вклинились в нее в зоне шасси. Были вопросы и с электрозамком, который пришлось отключать, — перечисляет лишь некоторые из этапов работы Сергей Михайлов.

Со съемом четырех двигателей проблем не возникло — процесс занял около двух недель. А вот судьба этих частей самолета довольно любопытна. Один двигатель длиной 8 метров и весом в 4,5 тонны планируется установить рядом с будущим авиамузеем, который расположится в Ту-144, — он будет своеобразным натурным экспонатом. Второй отправят на кафедру двигателей. Два оставшихся ждут своей участи — вопрос по ним пока не решен.

Идея передислоцировать самолет и открыть в нем интерактивный музей принадлежит ректору КНИТУ-КАИ Альберту Гильмутдинову. Он признается, что в процессе демонтажа возникали сотни технических моментов.

— Когда мы пытались отсоединить киль, он не отсоединялся. Потом крылья не отстыковывались. Когда все это отсоединили, были сложности с разборкой шасси. Но мы преодолели все эти трудности, — не без гордости говорит ректор.

FNR52125

Музей в самолете станет не имеющим аналогов проектом

После передислокации самолета и сборки всех деталей вместе на новой площадке предстоит реализовать второй этап плана. Непосредственно внутри самолета Ту-144 планируется открыть технический интерактивный музей для детей. Сделать это хотят в 2018 году: к 50-летию первого полета Ту-144 (31 декабря 1968 года самолет впервые взлетел. — Ред.). Предварительная стоимость проекта — 30 млн рублей. Вуз надеется на финансовую помощь Минобрнауки России.

— Музей будет показывать подрастающему поколению, что быть инженером — это очень-очень круто, — заявляет ректор в интервью журналистам. — Планируется восстановить кабину пилота, штурманское место, выставить красивые экспонаты. У самолета нос опускается, передние крылья выпускаются — постараемся, чтобы дети могли этим управлять из кабины.

QFM0r_XsAyw

Альберт Гильмутдинов надеется, что музей будет работать ежедневно по 15 часов. Ректор затруднился сказать, будет ли вход в музей бесплатным.

— Посмотрим. Надо сначала открыть. Мы пока над этим не думали. Мы бы хотели, чтобы он был бесплатным. Смысл музея в том, чтобы он был доступен для детей. Но в любом случае он будет доступным.

Площадка под самолет выбрана между 2-м и 8-м корпусами университетского комплекса не случайно.

— Мы посчитали это самым правильным местом для самолета — ровно посередине между двумя зданиями. Вы знаете, что эмблема нашего вуза — распахнутые крылья, а на обоих зданиях изображен герб. Вот между ними и установим самолет с распахнутыми крыльями. Нам показалось это очень красивым, — объясняет ректор.

В кампусе КАИ самолет хотят собрать к 11 мая, когда будут проходить основные торжества в честь 85-летия вуза.

— Мы очень надеемся, что к этой дате борт будет стоять в собранном виде между двумя зданиями. Наверное, он будет не в лучшем виде — обшарпанный, чумазенький, непокрашенный. Но в дальнейшем мы восстановим первозданную красоту этой машины, — уверен Альберт Гильмутдинов. — Поверьте, самолет будет жемчужиной Казани. Люди будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть Кремль и Ту-144.

Ректор убежден, что, несмотря на все сложности, проект стоил того.

— Наши отцы подняли эту машину в небо, а мы уж его на постамент должны поставить. Конечно, сложно, но нет ничего нерешаемого. Надо просто работать.

Сегодня на территории России осталось порядка семи самолетов Ту-144. Но в Казани будет первый в России самолет, где создадут музей. В Германии (Зинхейме) подобный объект есть, а вот в России до недавних пор не было. В некоторых городах эти самолеты стоят как памятники, но чтобы создать внутри машины музейную экспозицию — такое будет впервые. eBhfzbtRuLg

Фото: пресс-служба КАИ


Наша справка

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет. Первый и один из двух в мире тип сверхзвукового авиалайнера, который использовался в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров. Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов. 1 июня 1978 года руководство компании «Аэрофлот» приняло решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144.

Ту-144 стоит в Казани уже 32 года. В 1985 году КАИ присвоили имя Андрея Николаевича Туполева. Поэтому было решено передать один из самолетов Ту-144 Казанскому авиационному институту. В мае 1985 года Ту-144 последний раз приземлился на аэродроме 22-го завода (ныне — Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»). Всего было произведено 16 самолетов. Наш Ту-144 прилетел в Казань своим ходом, потом гусеничными тракторами его транспортировали к 6-му зданию КАИ, где он находился до 14 апреля 2017 года.


CANBGr1s2pA

Фото: пресс-служба КАИ

Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *