Факты на стол: дело о мошенничестве директора Елабужского детдома дошло до суда

Следствие насчитало 11 преступных эпизодов и 2
Следствие насчитало 11 преступных эпизодов и 2,2 млн рублей ущерба, защита
отмечает, что все обвинения надуманы, а факты извращены, чтобы «освободить
место» для нового руководителя

Следствие насчитало 11 преступных эпизодов и 2,2 млн рублей ущерба, защита отмечает, что все обвинения надуманы, а факты извращены, чтобы «освободить место» для нового руководителя.


Даниил Ляпунов — Набережные Челны

Спустя почти полгода разбирательств дело экс-директора Елабужского детского дома Елены Гырдымовой дошло до суда — следствие насчитало 11 преступных эпизодов и 2,2 млн рублей ущерба. Ее подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничестве и присвоении средств. Сама Гырдымова вину не признает, адвокат Андрей Петров также настаивает на том, что его подопечная преступлений не совершала. По данным с сайта электронного образования Татарстана, место экс-директора уже заняла некто Галия Шарипова (поисковые сети подсказывают, что в детском саду №30 «Улыбка» в Елабуге работал учитель-логопед с ровно такими же инициалами). Журналисты издания KazanFirst попытались разобраться в фактах, представленных следствием и стороной защиты.

Обвинение №1. Завышенные премии с  «откатом»

Одно из основных обвинений — экс-директор в течение нескольких лет (с 2012 по 2014 год) выдавала сотрудникам премии из фонда премирования детского дома. Вроде бы ничего криминального, но следователи утверждают, что экс-директор сознательно завышала суммы премий и убеждала получивших бонусы сотрудников делиться. И таким образом получала в разные годы от 180 000 до 270 000 рублей.

2y4xd6Cc7XE


Читайте также: «Кому-то очень сильно понадобилось мое место»: директора детского дома в Елабуге подозревают в мошенничестве на сумму более 500 000 рублей


В детдоме есть специальная комиссия по назначению премий, которая и назначает бонусные выплаты, отмечает Андрей Петров. Потерпевшими от «дележа» следствие признало как раз сотрудников этой комиссии.

— Получается довольно своеобразная ситуация: работники детского дома сами подтверждали завышенные суммы выплат, а затем давали согласие на то, чтобы часть средств отдавать Гырдымовой, — недоумевает адвокат. — Да и потерпевшим в таком случае должен быть признан сам детдом, ведь деньги выделялись из его фонда, но никак не из средств сотрудников организации. Почему в ходе расследования такие существенные детали были упущены — вопрос открытый.

Обвинения №2. Фиктивные договоры и «мертвые души»

Следующие обвинения касаются уже 2015 года — по указке Гырдымовой якобы было изготовлено несколько приказов, по которым фиктивно на работу были устроены дочь экс-директора и педагог-психолог, утверждают следователи. Первый приказ (по дочери) появился в августе 2015 года, но почему-то зарплату по этому приказу получали с июля по сентябрь. Второй — об устройстве на полставки воспитателем педагога-психолога — возник в январе 2015 года. Выплаты по нему шли с февраля 2015-го по октябрь 2016 года. В обоих случаях работу никто не выполнял, а сумма якобы похищенных средств — 40 000 рублей и 138 500 рублей соответственно. Примечательно, что дело здесь касается педагога-психолога — он еще появится в материалах следствия.

Самая крупная махинация, которую обнаружило следствие, касалась обучения «мертвых душ». С 2012 года на базе детского дома существует и работает Школа приемных родителей — прежде чем взять (или не взять, если поймут, что не готовы) в семью ребенка, паре необходимо пройти определенное обучение. Руководила школой Гырдымова, а саму работу организовывали два человека — педагог-психолог Курбангалиева А.А. и юрист Чураева А.А. (данные с портала электронного образования республики).

h2aXUSkgrPE


Читайте также: В Елабуге по подозрению в мошенничестве более чем на 500 000 рублей задержали директора детдома


В 2015 году Министерство образования и науки республики заключило с детдомом госконтракт на проведение этой работы. Гырдымова, чтобы искусственно завысить количество обученных людей, «дала незаконное устное указание» своим подчиненным — передать копии документов (надо полагать, паспортов), чтобы их включили в список лиц, прошедших обучение. То же самое было проделано и с документами существующих опекунов, родственников и других лиц. Откуда у директора детского дома такая обширная база данных, следствие не уточняет (сведения об опекунах должны храниться как минимум в органах опеки). В итоге — присвоенные 679 000 рублей за якобы обученных 124 человека. Фиктивные документы снова были изготовлены «по указанию» Гырдымовой третьими лицами.

— Работы по госконтракту велись двумя сотрудницами, — рассказывает адвокат. — С ними были заключены договоры. Именно они (если соотнести с данными с портала электронного образования — некто Курбангалиева и Чураева) занимались обучением и подбором родителей. И следствие уже установило, что именно они взяли в органах опеки пустые бланки направлений на обучение в Школу приемных родителей.

По показаниям главного бухгалтера сразу было понятно, что подготовить такое количество людей в оговоренные госконтрактом сроки невозможно. За год курс школы должны были пройти более 300 семей. И большая часть прошла — из 2,5 млн рублей не были освоены лишь около 700 000 рублей (на каждую семью выделялось по 8 000 рублей). Документы с двумя сотрудницами бухгалтер все-таки подготовила и перечислила деньги на расчетные счета социального педагога и педагога-психолога, рассказывала ранее официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. Директор же только подписала готовый отчет по итогам проделанной работы, говорит защитник. В результате сотрудниц считают потерпевшими по делу.

Версия Гырдымовой: Оговорили, чтобы посадить кого-то на место директора

Практически в каждом пункте обвинения следователи повторяют формулировку — «дала незаконное (устное) указание». Сделать такие выводы можно только исходя из показаний свидетелей, лично присутствующих при «выдаче указания», то есть бывших сотрудников Гырдымовой. А в нескольких моментах даже фигурируют одни и те же лица, например, «педагог-психолог».

В разговоре с изданием экс-директор отмечала, что ее же подчиненные ее и оговорили.

— Двое сотрудников, которые вели Школу приемного родителя и которым я очень доверяла, подсунули мне липовые документы и обучили «мертвых душ». Да, это мой промах, что не проконтролировала. Они предоставили списки, а я подписала. Я как директор много подписей ставлю. Но отвечать за то, что они подсунули мне такие документы, не должна.


Читайте также: Опекун детей из Елабуги заявляет, что в местном детдоме родных братьев и сестер отдали в разные руки с нарушением закона


Вполне возможно, что на сотрудников детдома было оказано давление, рассуждает она, ведь в полицию их вызывали не один раз.

RpsiCKMIZIM

Обвинение №3. Нажива на «маленьких принцессах»

Последний пункт обвинения — в марте 2016 года экс-директор присвоила деньги, которые пожертвовали на участие в конкурсе «Маленькие принцессы Татарстана-2016». Сумма не такая крупная, как прежние, — 60 000 рублей. Денежные средства перечислили на счет воспитанницы, а затем Гырдымова отказалась от участия в конкурсе и присвоила их, считает следствие.

На подобные конкурсы дети довольно часто ездили с 2011 года — после того, как кресло директора заняла Гырдымова. В 2012 году воспитанница Елабужского детдома Наталья Агафонова стала «Маленькой Мисс мира» — была организована поездка в Турцию. В 2014 году среди «Маленьких принцесс Татарстана» оказались две воспитанницы детдома — Юля Гречнева и Алина Акпарсова (после Казани они тоже представляли республику в Турции на следующем этапе конкурса). Другими словами, практика выездных мероприятий была весьма обширной. Финансировали поездки спонсоры, соответственно и суммы должны быть весьма серьезными — гораздо больше, чем 60 000 рублей. Если заглянуть в положение фестиваля 2016 года, о котором говорят следователи, то кроме нескольких нарядов для каждой участницы необходимо оплатить и регистрационный взнос — 19 000 рублей. Собранных средств явно не хватало на поездку трех девочек в Казань.

VS98BCewcmY

— Обвинение в этой части явно надумано, — отмечает адвокат. — В деле же есть свидетельские показания, что одна из сотрудниц детдома (снова кто-то из двух организаторов Школы приемных родителей) взяла у работников магазина товарные чеки на платья для девочек, хотя ничего в действительности не покупала.

Виновна или нет Елена Гырдымова — решит суд, первое заседание которого назначено на 28 апреля.


Наша справка

Елабужский детский дом

Детский дом в Елабуге был основан в 1858 году, его постройку спонсировал почетный гражданин города купец первой гильдии Федор Чернов. Приюту было присвоено звание Александрийского в честь императрицы Александры Федоровны, говорится на сайте детдома. В 2009 году было введено в эксплуатацию новое здание детского дома семейного типа. В 2013 году детский дом отмечал юбилей — 155 лет со дня основания. Сейчас здесь воспитываются 23 ребенка.


Фото: vk.com/club39580560, detdom-elab.ru.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *