Открытие Нуриевского: итальянская роскошь, слезы и брависсимо от искушенной публики

В Казани открылся XXX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Он традиционно проходит на сцене Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. За все время существования в рамках фестиваля было поставлено 287 спектаклей. Если ставить по одному в день
В Казани открылся XXX Международный фестиваль классического балета имени
Рудольфа Нуриева. Он традиционно проходит на сцене Татарского театра оперы и
балета им. Мусы Джалиля. За все время существования в рамках фестиваля было
поставлено 287 спектаклей. Если ставить по одному в день, то получится девять
месяцев непрерывных ежедневных показов

В Казани открылся XXX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Он традиционно проходит на сцене Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. За все время существования в рамках фестиваля было поставлено 287 спектаклей. Если ставить по одному в день, то получится девять месяцев непрерывных ежедневных показов.


Мария Рудакова — Казань

В театр люди не опаздывают. Здесь публика иная. Зрители начали приходить еще за час до начала. — Билетика не найдется? — с надеждой у входа интересовался мужчина у тех, кто неспешной походкой направлялся в сторону входа. Лишних билетов ни у кого не было. Такое сокровище самим нужно.

Галантные джентльмены любезно придерживают двери дамам, которые явно уделили немало времени внешнему виду. Заметно, что зрители готовились к Нуриевскому. Все, кто попал на открытие юбилейного фестиваля, приобрели билеты еще за два месяца до его начала.

FNR_0911

За 20 минут до первого звонка большинство зрителей уже на своих местах с нетерпением ждали начала и делились предположениями, какой на этот раз получится премьера. Хотя традиция сложилась не так давно, но все же по ней фестиваль открылся третьей версией спектакля «Ромео и Джульетта».

Либретто к балету в двух действиях создали балетмейстер Леонид Лавровский, режиссер Сергей Радлов и композитор Сергей Прокофьев по одноименной драме Уильяма Шекспира. Премьеру балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева в СССР пять лет откладывали и запрещали. Впервые он прошел на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр) в 1940 году. В наши дни балет-симфонию ставят на самых известных театральных сценах мира, а отдельные произведения из него звучат на концертах классической музыки.

Хореография фестивального спектакля принадлежит Борису Мягкову и Владимиру Яковлеву. Художник-постановщик — Андрей Злобин (Киев). Художник по костюмам — киевлянка Анна Ипатьева.

Очень много ролей станцевал на сцене Рудольф Нуриев, но партия Ромео в знаменитом балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» стала для него судьбоносной. Нуриев только в 1965 году смог станцевать эту легендарную роль в хореографии МакМиллана в паре с Марго Фонтейн. Премьера «Ромео и Джульетты» МакМиллана, 9 февраля 1965, была встречена сорокаминутными овациями.

FNR_1317

Вчера на сцене не было ни модерна, ни постмодерна, ни еще какого-либо эстрадного искусства — только классический балет. Во всем мире до сих пор Россию ассоциируют именно с ним – балетом, который уже много лет остается нашим достоянием.

Так как это авторский спектакль, в премьере «Ромео и Джульетты» в новой редакции была задействована казанская балетная труппа.

В постановке приняли участие: Джульетта — Кристина Андреева; Ромео — Михаил Тимаев; Меркуцио — Олег Ивенко; Бенволио — Алессандро Каггеджи; Тибальд — Артем Белов; Парис — Ильнур Гайфуллин; Кормилица — Диана Зарипова, Капулетти — Алина Штейнберг, Айсылу Мирхафизхан, Глеб Кораблев — все танцовщики из ТАГТОиБ им. М. Джалиля.

— К своему стыду, впервые попала на балет.  Но я уже влюбилась в этот театр! Столько эмоций за полтора часа я, наверное, никогда не испытывала. Такие шикарные декорации. Здесь все чувства и переживания, которые только может испытывать человек, страдающий от безграничной любви и страсти. Артисты балета настолько ярко и открыто передают эмоции, что невольно становишься участником этой истории. Восторг от увиденного! Браво! — делится впечатлениями Наталья Юсупова.

FNR_1169

Главное — художественная ценность спектакля. И организаторы вложили немалые деньги в декорации, а они произвели хорошее впечатление. «Как же они так быстро успевают все менять?», «Вот это красота!», «Настоящая итальянская роскошь!», «Верона есть Верона», — восторженно переговаривались зрители, выйдя в антракте в фойе. Для «Ромео и Джульетты» декорации изготавливались в лучших мастерских Москвы.

— Очень понравилось! Я под впечатлением. Не в первый раз смотрю этот балет, но сегодня даже музыку воспринимаю совсем иначе. Она звучит для меня по-другому, потому что богатство красок, танцы. Станцевать так безумие, станцевать так любовь. Андреева просто бесподобна. Мы счастливы! Когда мы были на постановке в Пушкинском театре в Москве, там классика отсутствовала — были современные костюмы — Ромео вышел в джинсах, и это не воспринималось как настоящий балет. А это классическая постановка — красота, праздник! Мы собираемся каждый год на Нуриевский и на Шаляпинский фестивали, так что у нас с друзьями уже традиция. Еще мы успели купить билеты на «Эсмеральду» и ждем ее с нетерпением, —  рассказывают подруги Зинаида Афанасьева из Казани и Любовь Ильина, специально приехавшая на фестиваль из Москвы.

Хотя сюжет пьесы уже давно всем известен, но смерть юных влюбленных зрители восприняли как личную трагедию — зал плакал. Может, тому виной великая сила искусства?

После спектакля восторженные зрители еще долго не переставали аплодировать и выкрикивать «Браво!».

Сегодня на сцене Татарского академического театра оперы и балета снова покажут «Ромео и Джульетту», но уже немного другим составом. А в понедельник, 15 мая, всех ждет «Анюта» в хореографии Владимира Васильева.

FNR_1377


Читайте также: «Рудольф Нуриев — единственный татарин, который прославил татар»


Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *