Кричит — значит, любит: чем «поливают» детей в образовательных учреждениях Татарстана

Попавшие в интернет записи нескольких уроков
Попавшие в интернет записи нескольких уроков, на которых учителя не слишком
ласково обращаются с детьми, вызвали большой общественный резонанс. KazanFirst
вспоминает самые громкие случаи и спрашивает мнения экспертов — насколько
подобное поведение преподавателей позволительно и опасно для учеников

Попавшие в интернет записи нескольких уроков, на которых учителя не слишком ласково обращаются с детьми, вызвали большой общественный резонанс. KazanFirst вспоминает самые громкие случаи и спрашивает мнения экспертов — насколько подобное поведение преподавателей позволительно и опасно для учеников.


Даниил Ляпунов — Набережные Челны

«Дети — цветы жизни». Это выражение часто используют, когда хотят подчеркнуть важность бережного воспитания будущих поколений. Кем вырастет ребенок (и вырастет ли), зависит от того, как за ним ухаживать. Недавние скандалы в образовательных учреждениях Татарстана показали — преподаватели подчас «поливают» детей совсем не тем, чем следовало бы.

Школа №18. Учитель начальных классов оскорбляет первоклассников

В конце апреля в челнинской школе №18 неизвестный оставил включенной скрытую камеру на «продленке» 1-го класса. Позже запись оказалась в соцсетях и многих шокировала — поведение учителя было далеко не педагогическим.

Ролик длится около 10 минут, и почти все это время преподаватель отчитывает детей — кто-то затянул с ответом, кто-то отвлекся. Поведение в целом не слишком удивительное для человека, которому едва исполнилось семь лет. Но вместо того, чтобы объяснить ученикам непонятые задачи, учительница все повышает тон, срывается на крик и даже оскорбляет детей.

— Что вы сидите на уроке?! Зачем вы пришли в школу? Если вы на уроке не работаете, зачем вы пришли сюда?! Зачем вы место занимаете? Я бы других детей взяла учить, — кричит она, утверждая, что у кого-то совсем «не соображает голова», а другие вообще «читать, писать, по математике сложить не умеют, ничего хорошего от них нет».


Читайте также: Родителей первоклашек в Челнах шокировала запись со скрытой камеры в классе


Налево и направо разлетаются «двойки», а напуганные дети шепчут ответы. Затем занятие вовсе превращается в прилюдную «порку» — пятерых школьников выставляют к доске и продолжают унижать на глазах у всех.

— Конечно, повышать голос на детей нельзя, но, наверное, бывают такие моменты. Мы поговорили с учителем, выразили пожелание быть добрее и вежливее. Родители некрасиво поступили, конечно, потому что если есть какие-либо вопросы, их надо решать не таким образом. Вообще снимать детей и выкладывать видео куда-то без разрешения родителей не имеют права, — говорит директор школы №18 Наиль Гайнуллин.

Заинтересовалась видео и прокуратура — учительницу начальных классов потребовали привлечь к дисциплинарной ответственности, ведь подобное поведение могло нанести малолетним учащимся психологическую травму, а администрация школы никак не контролировала происходящее.

shkola_1

Учитель английского угрожает лишением родительских прав

Не прошло и месяца после предыдущего случая, как ситуация повторилась в школе №60. Учитель английского языка Светлана Трубникова во время урока оскорбляла и кричала на ученицу 4-го класса. Видео попало в сеть 16 мая.

Короткий ролик записан, по-видимому, на камеру сотового телефона. Съемка велась то ли из-под парты, то ли из сумки. Но главной темой обсуждений стала аудиосоставляющая.

— Ты че, пьяная была? У тебя тут сколько предложений? Она еще и «четверку» хочет за четверть! Родителей оштрафуем и лишим родительских прав! Это что за домашнее! Ты работала? У тебя семеро детей? Муж пьющий? Жрать готовить надо? Убирать? Стирать? — такими фразами преподаватель пыталась выяснить у девочки, почему та не выполнила домашнее задание.


Читайте также: В школе Челнов снова скандал: учитель накричал на ребенка


Директор школы №60 Оксана Шевченко подтвердила, что инцидент действительно произошел в учебном заведении в конце марта или начале апреля. Причиной того, что Трубникова вышла из себя, руководитель назвала «систематическое неисполнение ребенком домашнего задания».

— Этот педагог из плеяды «старых» учителей, которые переживают, что систематически работы не делаются. Молодые как-то легко к этому относятся. Учителя той закалки хотят, чтобы их предмет знали досконально. Девочка «не успевает» по английскому языку, — объяснила руководитель образовательного учреждения.

Трубникова уже извинилась перед мамой девочки, после чего в школе решили, что вопрос решен.

Преподавателя осудили за избиение учеников

Иногда криками дело не заканчивается. 24 мая в суде Зеленодольского района признали виновным в жестоком обращении с учениками бывшего воспитателя Васильевской кадетской школы-интерната имени Героя Советского Союза Николая Волостнова Олега Анемподистова. В 2015-2016 годах во время занятий преподаватель наносил удары ученикам 6-го класса рукой по затылку, в живот, бил карандашом по голове и коленом по ягодицам, а также называл их в присутствии одноклассников «дураками» и «дебилами». Свою вину педагог не признал.

— Если я и касался головы и тела детей, то имел цель лишь привлечения внимания к себе. «Трепал» по голове последних в положительном смысле слова, — говорил он на допросе.

Анемподистову назначили наказание в виде одного года исправительных работ с удержанием 15% заработка в доход государства. Он также не сможет работать в образовательных учреждениях в течение трех лет.

qrRu14Wjlrc

Подобное обращение ничем нельзя оправдать

Удивительно, но в комментариях под новостями высказываются совершенно разные мнения. Далеко не все посчитали поведение учителей плохим, а утверждали, что «и на нас в свое время так же кричали, и вот в каких людей мы выросли».

Екатерина Матвеева, член антикоррупционной комиссии при Министерстве образования и науки РТ

— Ребенок — это личность, и обращаться с ним должны соответственно. Лично я, как и многие родители, за то, чтобы во всех классах установили камеры, чтобы вот такие инциденты не повторялись. И я вам скажу — это ещё не предел. Слышу, что учителя и воспитатели некоторые бьют детей, выбрасывают их личные вещи, отнимают. И детям никто не верит, пока родители либо сами не положат диктофон в ранец, либо не купят умные часы с прослушкой.

matveeva

Так получается, что родители часто боятся обратиться в правоохранительные органы, так как опасаются в будущем предвзятого отношения к своему ребенку. Но это тоже можно приравнять к безразличию к своему ребенку и нанесению травмы его психике.

Считаю, что надо напоминать педагогам о профессиональной этике, проводя какие-то разгрузочные тренинги. Если есть прецеденты оскорблений учеников, рукоприкладство, считаю, таких педагогов не стоит допускать в школу или в сад для работы с детьми.

Владимир Рубашный, психолог:

— Никакому эксперту звонить не нужно, чтобы ответить на вопрос — можно ли повышать голос и физически воздействовать на детей. Не важно, от родителей это исходит или от педагогов — это в любом случае идет в минус. Но подобные воздействия от чужих людей во много раз опаснее.

Ребенок может многое простить близкому человеку. Это несомненный факт. Мама в сердцах накричит, отец сделает замечание -ребенок это переживает более безболезненно, нежели если это будет делать посторонний человек. А учитель — всегда посторонний человек. Не важно, сколько лет ребенок провел с этим педагогом.


Читайте также: Стечение обстоятельств и разрушенный институт семьи — основные причины участившихся смертей среди детей


В семье может происходить что угодно, и застраховать ребенка от этого нельзя. Но педагог в школе или детском саду — это нанятый специалист, выполняющий определенные профессиональные задачи. Ребенка приводят, чтобы он развивался, получал знания и навыки.

Когда педагог переходит вот эту рамку — открывает рот и орет на ребенка — это всегда беда. Этому никакого оправдания нет. Это невозможно исправить вообще. Слава богу, что так получается в нашей стране, что дети наши все-таки как-то выкарабкиваются из этой ситуации, превозмогают вот эти проблемы. Но на самом деле это ужасно.

Рекомендую родителям всегда вставать на защиту своего ребенка — это лучшее, что можно для него сделать.

Речь идет не только о школе, это начинается с детского сада, с больницы, куда ребенок с родителями попадает. У нас не уважают личность. Нигде. Это самая главная проблема.

Булат Мухамеджанов, руководитель правозащитной организации «Акцент»:

— С юридической точки зрения в большинстве подобных случаев идет речь о нарушении Федерального закона «Об образовании». Преподаватели переходят грань и фактически нарушают права учеников. Но в любом случае за все, что происходит в школе, отвечает администрация образовательного учреждения.

mukhamedzhanov

Обезопасить детей от подобных воздействий довольно сложно — это скорее философский вопрос из категории, почему люди умирают. Подобные случаи происходят, происходили и будут происходить. Но те, кто фиксирует подобные нарушения, однозначно поступают правильно.

Если есть нарушение, оно должно быть зафиксировано посредством видео-, аудиозаписи, могут быть показания одноклассников. Если есть нарушение закона и оно выявлено, то виновный должен быть привлечен к ответственности. Думаю, это станет уроком для преподавателей в любом случае.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *