Сергей Столбун: Пока выступал за границей, в Казани всё сформировалось на свой лад

Легенда СК им. Урицкого
Легенда СК им. Урицкого, лучший бомбардир в истории казанского хоккея и
обладатель абсолютно уникального достижения результативности всех первенств СССР
и России во всех дивизионах — 91-й заброшенной шайбы в сезоне — сейчас
занимается собственной академией, где передает опыт хоккеистам-любителям и детям

Легенда СК им. Урицкого, лучший бомбардир в истории казанского хоккея и обладатель абсолютно уникального достижения результативности всех первенств СССР и России во всех дивизионах — 91-й заброшенной шайбы в сезоне — сейчас занимается собственной академией, где передает опыт хоккеистам-любителям и детям.


Эмиль Алиев – Казань

В эксклюзивном интервью KazanFirst он рассказал о том, как не пригодился родному «Ак Барсу», невыполненных обещаниях о создании в Казани женской команды и методике работы с игроками.      

— Вы недавно вернулись из Сочи, куда ездили вместе с командой «Казанские Драконы». Что это был за турнир?

— Это был любительский турнир Ночной хоккейной лиги. Сейчас это движение в России довольно развито — в каждом городе имеется много команд. Ребята приходят после работы, тренируются, играют. Кто-то после 30-40 лет только впервые на коньки встает, но у них есть большое желание. Кто-то раньше где-то играл, но далеко не пробился, а сейчас снова есть возможность себя показать. Каждый год команд на турнире становится все больше. Из Казани ездили «Торнадо», они играли за главный приз — ледовый дворец, заняли 6-е место. А мы с «Драконами», которым я начал помогать только в этом году, выступали в дивизионе «18+». Они уже выигрывали турнир три года назад — ледовый дворец «Золотая шайба» как раз построили после победы «Драконов».

— Как в этом году выступили?

— У нас ведь не бывает всё просто. Казань выигрывала, Екатеринбург выигрывал, Питер выигрывал, а москвичи — нет. И в этом году приняли положение, что от составов, которые ранее занимали первые места, должно остаться только четыре человека. Ну как так?! Команда тренируется, выигрывает дворец, а их почти всех надо убирать. Я и многие другие думают, что все это сделано под москвичей. Поэтому в этот раз «Драконы» выступали в «18+», хотя раньше всегда играли в «40+». А там и скорости другие, и правила другие — щелчки разрешены, силовой борьбы больше. Но все равно уровень игры мы показали хороший, играли на равных. Команда тоже заняла 6-е место, но ни в одном матче мы не выглядели намного слабее соперника. Конечно, ошибки были, хотелось бы их исправить. Сами понимаете, что в любительском хоккее ребят сложнее мотивировать, чем в профессиональном. Все же любят играть впереди, забивать. Хотя все равно они слушают, стараются. И, я считаю, команда удачно выступила.

foto2

«Казанские Драконы». Фото: vk.me

Там же был гала-матч с участием Путина и ветеранов нашего хоккея. Играли там, правда, в основном бизнесмены (смеется). Его показывали по центральному каналу, полные трибуны — развитие идет. Мне еще было интересно посмотреть за женским хоккеем, который там тоже недавно ввели. Я же 12 лет ему посвятил.

— Помнится, несколько лет назад вы хотели, чтобы своя женская команда появилась и в Казани. Что-то изменилось с тех пор?

— Я давно продвигаю эту идею, но пока кроме обещаний ничего нет. Приятно, что хоть на любительском уровне девочкам разрешили играть. Я их многих знаю, поэтому интересно было на них посмотреть. Но мы уже уезжали, когда они приезжать начали, поэтому не удалось всех застать. Разговаривал с представителями Федерации Москвы. Они помогают командам материально, оплачивают проживание, дорогу. Я считаю, это здорово. Конечно, везде есть свои сложности, но заинтересованность огромная.

— Как у вас возникла идея создания собственной хоккейной академии?

— Перед отъездом в Югославию в Казани мне говорили, что, мол, закончишь играть — будешь работать в системе клуба. Но пока я выступал за границей, здесь всё сформировалось на свой лад. Я приехал, а никто ничего уже не предлагал. После этого я ушел в женский хоккей — в Казани его еще не было, ездил в Сабы. Всё-таки не зря мои рекорды еще не побиты, значит, что-то умел. Хотелось передать свое мастерство, чему-то научить. Я всегда считал, что теоретически — это одно, но когда тренер сам может что-то показать — это намного полезнее для игроков. Я всегда относился к своему организму с уважением и до сих пор нахожусь в хорошей форме, поэтому на тренировках вместе со всеми девочками катался, делал упражнения.

foto3

Фото Василия Иванова

Я ждал — женскую команду все-таки обещали, но пока ее нет. А академия — это давняя мечта делиться своим опытом. В ее создании и организации мне помогли и помогают мой сын Евгений и его друг Артур (на фото). Молодежь — она ведь инициативная. Мне-то проще просто что-то показать, тренировку подготовить. А они и на льду мне помогают, потому что сами играют на хорошем уровне, и в организационном плане все делают. И вот мы с ними решили попробовать.

— Как устроена работа в академии и кто в ней занимается?  

— Хотелось бы охватить как можно больше людей, но очень сложно найти лед. Его не хватает. И он дорогой. Пока мы начали с пробных тренировок. У нас есть сайт, где все подробно написано. В самом начале в основном приходили люди постарше, но сейчас мы работаем как с детьми, так и со взрослыми. Мы думаем, что наша работа будет больше направлена на любителей, которые захотят улучшить свое мастерство. Клубных команд у нас много, но, понимаете,  когда на тренировке 30-40 человек, сложнее достучаться до ребят. А тут мы сможем уделить им персональное внимание: кому-то нужна подкатка, кому-то — улучшить владение клюшкой, кому-то — объяснить, как открываться. Кроме этого в командах ставятся определенные задачи, надо пробиться в состав, а мы больше учим отношению к делу.

Посмотрим, какую категорию мы сможем охватить. Пока мы не разделяем тех, кто к нам приходит. В перспективе мне хочется, чтобы и девочки приходили заниматься.

foto4

Сергей Столбун с женской командой «Арктик-Университет». Фото: goroduhta.ru

Мы со своей стороны стараемся делать интересные и эффективные тренировки. Со временем, если будет необходимость, создадим несколько групп по возрастам. Сейчас появилась определенная стабильность – занятия проходят каждую субботу в «Татнефть Арене». Детям это особенно интересно — они видят майку с фамилией Столбун, которая висит под сводами, спрашивают: «А это правда вы?». И после этого у них загораются глаза. В такой игровой форме они лучше усваивают, что им говоришь.

— Сейчас для детей есть какие-то базовые требования, чтобы заниматься хоккеем?

— Это в командах выбирают, а для нас не имеют значения рост, вес и прочие критерии. Я однажды с внуком пришел потренироваться с одной командой, смотрю — некоторые тренера показывают на мальчиков 6-7 лет и говорят: «Вот этот будет играть, этот — не будет, а этот — точно не будет». Я им говорю: «Как вы решаете-то?!».

Я пришел в спорт в 13 лет. Значит, сейчас меня бы вообще не взяли? А мои рекорды до сих пор не побиты. Понятно, есть какие-то методики, но я считаю, что шанс надо давать всем. Если у игрока большое желание, то при индивидуальном подходе он будет расти. Все должно быть в комплексе: помимо тренировок и индивидуальных занятий нужно и правильное питание, и своевременный отдых. Все это надо им объяснять.

— Вам во времена карьеры игрока кто из тренеров больше всего дал? Может быть, вы что-то сейчас применяете в своей практике?

— Знаете, когда я играл, то всё старался конспектировать: как я играю, как команда играет, какие были ошибки. Во-первых, я это делал для себя. А во-вторых, я почти 10 лет был капитаном, и тренеры иногда советовались со мной, какой план на игру выбрать. Они знали, что я серьезно отношусь к хоккею. А я учился на их опыте. Каждый что-то мне дал. В любом человеке надо искать лучшие качества. Один тренер мне говорил, что я должен только играть и учеба его не интересует. А другой — наоборот: «Вот получишь травму, что будешь делать? Иди учись!» Буквально выгонял с тренировки на учебу. Кто-то ставил на физподготовку, кто-то — на технику. Подход у каждого разный, поэтому интересно, когда ты все это через себя пропускаешь.

foto5

Геннадий Цыгуров, главный тренер «СК им. Урицкого» 1984-1987 гг. Фото: hcchelmet.ru

При этом я ко всем своим тренерам относился с уважением. С некоторыми были какие-то споры, но это нормально. Обижайся не обижайся, а у тренера такие задумки — ты должен их выполнить. А потом со временем понимаешь, что он был прав. Другое дело, как это преподносится.

— У вас есть еще педагогическое и юридическое образование. Не думали после карьеры пойти по этим специальностям?

— Да, когда я заканчивал играть, мне говорили, что, если я собираюсь становиться адвокатом, надо уже потихоньку начинать практиковаться, нарабатывать клиентуру. Но так везде. А если я чувствовал в себе силы еще играть или кому-то помогать, зачем мне что-то другое? Я когда поехал за границу, был играющим тренером. Помогал разным командам: от детских и юношеских до взрослых. Один год тренировал молодежную сборную Словении. А сейчас смотрю — почти все они играют в главной сборной на чемпионате мира. А против тренера словенцев Ника Зупанчича я сам на лед выходил. В «Фэйсбуке» многие из тех, с кем тогда работал, пишут. Но тот опыт, который я там набрался, здесь почему-то не пригодился. И все равно мне есть что вспомнить.

Во второй части интервью Сергей Столбун расскажет о жизни спортсменов в советское время, вспомнит о своем зарубежном этапе карьеры и скандальном переходе в куйбышевский СКА. Следите за нашими публикациями. 


Читайте также: Руслан Нигматуллин: Возвращение Бердыева — идеальный вариант для «Рубина»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *