Мусульмане Татарстана в дни Рамадана ночь определят по Астрахани, а размер садаки — в рублях

Глава ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин рассказал о деталях исполнения священного долга мусульман — уразы в этом году. Одним из основных новшеств станет переезд республиканского ифтара из «Казань Арены» на стадион поменьше у Академии тенниса
Глава ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин рассказал о деталях исполнения священного
долга мусульман — уразы в этом году. Одним из основных новшеств станет переезд
республиканского ифтара из «Казань Арены» на стадион поменьше у Академии тенниса

Глава ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин рассказал о деталях исполнения священного долга мусульман — уразы в этом году. Одним из основных новшеств станет переезд республиканского ифтара из «Казань Арены» на стадион поменьше у Академии тенниса.


Ильнур Ярхамов — Казань 

В этом году проведение Кубка Конфедераций в Казани внесло существенные изменения в планы верующих мусульман. На протяжении последних лет традиционным считалось проведение большого ифтара по окончании священного месяца Рамадан на «Казань Арене». Стадион собирал, как правило, 13 000-15 000 мусульман. В этом же году ифтар будет проходить на стадионе Академии тенниса, который сможет вместить не больше 10 000 человек. Об этом рассказал Камиль хазрат Самигуллин.

FNR_2358

Лидер татарстанской уммы посетовал, что уже началось распространение билетов для «Казань Арены». Поэтому их придется отменить. Но к 15 июня — дню большого ифтара — будут розданы новые билеты для территории Академии тенниса.

Муфтий поведал, что первую ночную молитву — таварих-намаз прочтут сегодня, 26 мая. Мусульмане во время этого намаза исполняют 20 ракаатов (порядок слов и действий при молитве). От этого принято отсчитывать начало уразы. Последним его днем станет 24 июня, а 25-го числа верующие отметят Уразу-байрам.

В этом году, отметил глава ДУМ Татарстана, Совет улемов и казыев республики уделил пристальное внимание одному из самых спорных моментов проведения поста — определению суммы садака. В муфтиятах доходили обращения и жалобы верующих, которые путались в этой системе. Потому было принято решение полностью перевести сумму пожертвований в российские рубли. Ранее все измерялось в ячмене, изюмах, серебре и золоте.

Итак, если глава семейства располагает суммой к началу Рамадана в 198 000 рублей (нисаб), то он считается богатым. Поэтому сумма закята для него составит 600 рублей (фитр-садака). Ранее состоятельность измерялась в золоте, а размер садаки — в изюмах.

Небогатым же человеком, но обязанным выплатить садаку, считается тот, у кого 18 200 рублей. В таком случае он выплачивает пожертвование в размере 100 рублей. Они измерялись в серебре и ячмене.

Размер фидия-садаки, который выплачивается в случае, если человек не может держать пост, — 200 рублей за каждый пропущенный день.

— Духовной задачей во время Рамадана для человека становится отстранение от еды, питья и интимной близости. Ночью можно есть и пить. В это время человек должен задумываться о великом, о благих делах, не сквернословить и не лгать, не совершать зло, — рассказывал Камиль хазрат Самигуллин.

Заместитель муфтия Рустам хазрат Валиуллин в свою очередь напомнил, по каким причинам человек не обязан держать уразу. Но при условии, что он все дни возместит.

Первая причина — тяжелая болезнь, плохое состояние здоровья. Вторая причина — быть в пути (сафар). У второй причины есть несколько нюансов. Например, по исламу сафаром считается путь не меньше чем в 100 км. При этом если человек достиг назначенного пункта в период Рамадана и пребывает там больше 15 дней, то он считается временным переселенцем. В таком случае он обязан держать пост.

Валиуллин напомнил, что если человек не может соблюдать Уразу по состоянию здоровья, у него нет средств на выплату фидии-садаки (200 рублей), то он по исламу автоматически становится «нуждающимся в милостыне». Поэтому мусульмане могут жертвовать деньги ему.

Лунный месяц Рамадан в этом году выпал на летний месяц, когда продолжительность дня, равно как и поста, достигает 19 часов. Как правило, мусульман Татарстана и ближайших регионов интересуют детали определения начала поста, его конца и установление времени для ночного намаза. Эта проблема занимает головы верующих ещё со времени посещения Булгарии арабским путешественником Ибн Фадланом.

Камиль хазрат Самигуллин сообщил, что начало поста можно определить двумя методами. Первый — это когда человек четко видит на небе новую луну. Также визуально по луне определяется конец поста. Тогда зарождается новая луна. Второй метод — астрономические инструменты для расчета движения небесных тел.

Как правило, диспуты среди исламских ученых возникали из-за вопроса, что считать «видением новой луны». Одни говорили, что верующие должны сами увидеть луну конкретно над своим городом, другие — что достаточно, чтобы ее наблюдали верующие в одном населенном пункте и просто передали эту информацию другим.

По ханафитскому мазхабу, говорит муфтий Татарстана, мусульмане должны руководствоваться второй инструкцией. Он рассказывает, что во времена Шигабутдина Марджани дело доходило до того, что каждый исламский город по-своему начинал месяц Рамадан.

FNR_2978

Второй метод — использование астрономических инструментов. Этот метод полностью разрешил былые сложности в определении Рамадана. Муфтий предостерег верующих от впадения в крайность, потому что Пророк Мухаммад в одном из айятов запрещает пользоваться услугами «звездочетов». На самом деле он имеет в виду не астрономов, а астрологов, поясняет Камиль Самигуллин.

Что касается чтения ночного намаза, то для этого в мусульманском смысле слова «настоящей ночи» в наших широтах в это время года не наступает.

— Зарево от солнца с неба полностью не сходит. Чтобы наступила ночь, солнце должно опуститься за горизонт на 18 градусов. Вот это настоящей ночью считается. Но сейчас такой период, что солнце на считанные градусы опускается и вновь поднимается, поэтому ночи как таковой нет, — рассуждает глава ДУМ РТ. Таким образом, мусульмане Татарстана прочитали вечерний намаз и уже наступило время для утреннего. А когда читать ночной?

Камиль Самигуллин говорит, что в этом вопросе надо следовать заветам Шигабутдина Марджани. Великий татарский богослов говорил, что мусульмане должны совершить такдир (предположение по ближайшей местности), где есть «настоящая ночь», когда надо читать ночной намаз. Ориентиром для Казани в таком случае становится Астрахань. Там время для намаза наступает примерно в 1 час 23 минуты.

Кстати, тем, кто будет держать пост, нужно иметь в виду, что в этом году не будут организованы автобусы для верующих, которые предпочтут провести ночную и утреннюю молитвы в мечетях. Муфтий пообещал, что в следующем году исправит организационную недоработку.


Читайте также: Рафаэль Хакимов: Ислам не един, он разный


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *