«На вечный прикол»: Ту-144 водрузили на постамент в КАИ-граде

Наконец-то это свершилось! Наверняка с такими мыслями встречал вторую половину пятницы ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов
Наконец-то это свершилось! Наверняка с такими мыслями встречал вторую половину
пятницы ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, он же — идеолог проекта по
передислокации сверхзвукового пассажирского лайнера. Еще недавно легендарная
машина с бортовым номером СССР-68001 в качестве учебного пособия пылилась на
задворках здания вуза на Дементьева. Теперь в собранном виде 82-тонный борт
стоит на площадке между 2-м и 8-м зданиями вуза на Четаева

Наконец-то это свершилось! Наверняка с такими мыслями встречал вторую половину пятницы ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, он же — идеолог проекта по передислокации сверхзвукового пассажирского лайнера. Еще недавно легендарная машина с бортовым номером СССР-68001 в качестве учебного пособия пылилась на задворках здания вуза на Дементьева. Теперь в собранном виде 82-тонный борт стоит на площадке между 2-м и 8-м зданиями вуза на Четаева.


Кристина Иванова — Казань

31 декабря 2018 года в салоне самолета откроют интерактивный музей для детей. А на территории музейного комплекса разместят даже настоящий спускаемый космический аппарат.

Операция по «переброске» лайнера

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «Первым делом самолеты» — самые популярные композиции на авиатематику звучали в пятницу на площадке между 2-м и 8-м зданиями КАИ. В течение порядка четырех часов здесь проходил завершающий этап операции по погрузке Ту-144 на постамент.

Идеолог проекта передислокации лайнера с Дементьева на Четаева с последующим открытием в нем музея — Альберт Гильмутдинов говорил о задумке еще несколько лет назад. Вопрос упирался в деньги. Сегодня ректор вуза не смог назвать KazanFirst сумму затрат на передислокацию борта, отметив лишь, что она исчисляется шестизначными цифрами. Непосредственно на перевозку самолета решением президента Татарстана Рустама Минниханова 3 млн рублей выделили из резервного фонда. Ответственность за реализацию проекта была распределена между вузом, Казанским авиазаводом и Гипронииавиапромом.

Авиазавод разбирал и собирал самолет, вуз помогал авиастроителям и готовил новую площадку для машины, а НИИ подготовил проект установки и продумал схему перевозки.

В итоге с мертвой точки реализация проекта сдвинулась в прошлом году. В октябре на эту площадку КАИ-града перевезли первую деталь борта — носовой обтекатель. Затем обе полуплоскости крыла и двигатель. А в ночь с 14 по 15 апреля — фюзеляж. Свидетелями этого поистине захватывающего действа была и журналист KazanFirst. 17 апреля перевезен последний элемент — киль.

WhQcFSbzJA

Альберт Гильмутдинов


Читайте также: Операция по перемещению: как в Казани перевозили Ту-144


В течение трех недель все детали состыковали. Осталось ждать только, когда освободится единственный в Приволжском федеральном округе мощный кран, способный кантовать крупногабаритные грузы весом до 800 тонн. Им обладает только «Казаньоргсинтез», который и предоставил технику под погрузку самолета на постамент. По словам Альберта Гильмутдинова, 20 КАМАЗов потребовалось, чтобы доставить кран к нужной площадке.

Надпись «СССР» и ожидание титульного спонсора

Работы по погрузке самолета на постамент стартовали сегодня утром. Сначала самолет при помощи КАМАЗов подвезли к постаменту, затем, зацепив тросами, приподняли с помощью кранов. Уже в присутствии представителей КАИ и предприятий-партнеров, журналистов и зевак предстоял завершающий этап — приподнять самолет и вставить шасси в крепления из нержавеющей стали, вживленные анкерными болтами в постамент. Не обошлось без трудностей — подогнать колеса в пазухи оказалось не так просто. Кроме того, мешал шквалистый ветер. Крепления для переднего шасси даже пришлось срезать с постамента, чтобы колесо встало на него.

— Ветер сыграл большую роль. Было трудно установить шасси точно на постамент, так что процесс затянулся. Поэтому пришлось вносить доработки на месте. Что поделаешь — жизнь есть жизнь, — поясняет ведущий инженер казанского авиационного завода Валерий Никонов. Он же — руководитель проекта, старший от КАПО по демонтажу, монтажу и транспортировке Ту-144.

По его словам, еще предстоят доработки — что-то при монтаже сломалось, что-то нужно подправить.

— Стоит надежно, не улетит, — шутит собеседник. — Борт стоит на века — еще наши правнуки и праправнуки будут ходить в этот музей. Он добавляет, что вес машины без двигателей составляет 82 тонны.

По словам Никонова, трудности возникли не только при постановке самолета на постамент, но и при разборке. В связи с отсутствием документации разбирать борт пришлось практически вслепую: «Кое-что лишнее поснимали. Потом пришлось восстанавливать. Собрали уже, правда, без приключений за три недели».

— Фюзеляж тоже было сложно перевозить. Но получилось буднично — никто не видел, все же происходило ночью. А тут светло, народу много, все видят (про установку на постамент. — Ред.), — признается он.

Никонов рассказывает, что впереди — покраска борта. В связи с тем, что на этой территории гуляет ветер, вблизи трассы с неизменной пылью, при покраске самолет частями будут закрывать.

— На самолете будет надпись «СССР» и изображен советский флаг, потому что его построили в советские времена, — рассказывает собеседник. По словам Гильмутдинова, если под покраску найдется титульный спонсор, его логотип тоже разместят на самолете.

pIMo6kRSJzw

Перевозкой борта занималась транспортная компания из Нижнего Новгорода. Ее генеральный директор Дмитрий Табаков рассказывает, что предыдущий масштабный проект в Казани компания реализовывала при доставке рубки подводной лодки в парк Победы.

Музей к 50-летию первого полета

— Сегодня в жизни нашего университета знаменательный день. Момент, когда мы будем ставить на вечный прикол эту жемчужину, вершину инженерной мысли XX века, — говорит ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. — Позади огромная работа. И только люди, которые были в нее вовлечены, знают, сколько кругов ада пришлось пройти. Но наконец-то мечта «каистов» многих поколений воплотилась в жизнь.

В интервью журналистам ректор называет дату открытия музея в салоне и окрестностях самолета — 31 декабря 2018 года. В этот день исполнится ровно 50 лет с первого полета Ту-144.

— Несмотря на большое количество технических сложностей, ни разу не возникло мысли «Зачем мы все это затеяли?». Мы свято верили, что это крутая и классная идея и что все получится, — говорит Альберт Гильмутдинов KazanFirst.

По словам главы вуза, уже совсем скоро покрашенный и отреставрированный борт Ту-144 станет «красавицей-машиной», украшением города и всей республики. А 31 декабря 2018 года здесь откроется интерактивный музей техники, который, по словам ректора, смогут посещать дети от пяти лет до 75-80-летних людей. Верхний возрастной ценз ограничивают лишь физические возможности — на борт самолета нужно подняться по достаточно высокой лестнице.

— Поставленный на постамент самолет — уже сам по себе музейный экспонат. Мы полностью восстановим кабину пилота и рабочее место штурманов. Нос самолета опускается на взлете и посадке, выпускаются малые крылья, которые есть в носовой части. Мы бы хотели, чтобы дети, сидя на месте пилота, смогли производить эти операции, — приоткрывает некоторые секреты проекта Гильмутдинов. — Внутри в шахматном порядке мы расставим интерактивные экспонаты, которые демонстрируют те или иные физико-технические эффекты.

ahyJ8-ynUM

Как рассказывает ректор, есть задумка установить велотренажер в качестве одного из экспонатов. На нем будут закреплены три лампочки — накаливания, галогенная и светодиодная.

— Когда вы крутите педали, механическая энергия превращается в электрическую, электрическая — в световую, загорается лампочка. Уже можно объяснить превращение энергии. Далее — когда тумблер находится в положении лампочки накаливания, лампа горит очень тускло. При переключении на галогенную — вы подаете на вход ту же самую энергию, а лампочка горит намного ярче. А когда мы переключаем на светодиод, она горит так, что смотреть вообще невозможно. Хотя ребенок крутит давно, уже устал и вкладывает меньше энергии, а лампочка горит ярче, — поясняет он.

Гильмутдинов убежден, что на примере таких интерактивных экспонатов можно будет объяснить всю физику и технику.

Помимо обустройства салона вокруг самолета появится музейный комплекс. Вокруг борта будет экспонировать двигатель в разрезе. К нему планируется подвести электрический ток, чтобы турбина крутилась и дети видели, как он работает. Кроме того, с Роскосмосом достигнута договоренность, что организация подарит для музея спускаемый космический аппарат. В ночное время борт будет красиво подсвечиваться, заверяет ректор.

По предварительным расчетам, на оснащение и обустройство музея потребуется порядка 30 млн рублей. Гильмутдинов надеется на поддержку Минобрнауки России в вопросе финансирования проекта. Однако с министром образования и науки России Ольгой Васильевой, находящейся в эти дни в Казани в рамках визита премьер-министра страны Дмитрия Медведева, переговорить пока не успел.

— Мы хотим показать, что любой мало-мальски думающий человек может быть инженером. А быть инженером — это очень круто и интересно. Мы надеемся, что дети, которые в музее будут прыгать, ползать, крутить, вертеть, в дальнейшем станут нашими студентами, — высказал надежду ректор.


Наша справка

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет. В нем были воплощены сотни инноваций мирового уровня. Это первый и один из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, использовавшихся в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Главный конструктор — Алексей Туполев.

31 декабря 1968 года опытный Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) впервые поднялся в воздух. Это произошло на два месяца раньше первого полета англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд». Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолетов.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 модификации Ту-144С с серийным номером 05-1, бортовой номер СССР-77107 в КНИТУ-КАИ с 1985 года. Построен на Воронежском авиационном заводе, первый полет — 20 августа 1975 года. В марте 1985-го борт в последний раз приземлился на аэродроме 22-го завода (ныне — Казанский авиационный завод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев»), а затем был перебазирован к 6-му зданию вуза (ул. Дементьева, 2а). Сверхзвуковой лайнер использовался как учебный экспонат.


Читайте также: Ради хайпа: как изменился русский язык за последние годы


 

 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: