Владислав Бабичев: Есть сожаления, что меня никогда не вызывали в сборную России

превратившееся в «Динамо-ТТГ»
Минувший сезон стал для волейболиста 18-м в его профессиональной карьере.
Последние 17 он провел в казанском клубе. За «Динамо», превратившееся в
«Динамо-ТТГ», а затем и «Зенит-Казань» Бабичев выступает со дня его основания и
прошел с ним путь от Первой лиги первенства России до победы в Лиге чемпионов.
Спортивный обозреватель KazanFirst встретился с легендарным казанским
спортсменом

Минувший сезон стал для волейболиста 18-м в его профессиональной карьере. Последние 17 он провел в казанском клубе. За «Динамо», превратившееся в «Динамо-ТТГ», а затем и «Зенит-Казань» Бабичев выступает со дня его основания и прошел с ним путь от Первой лиги первенства России до победы в Лиге чемпионов. Спортивный обозреватель KazanFirst встретился с легендарным казанским спортсменом.


Александр Егоров — Казань

Пусть в нынешнем сезоне Влад провел за «Зенит» всего три матча, регулярно играя за фарм-клуб казанцев «Академию», которая выступает в Высшей лиге А, для многих казанских болельщиков он продолжает оставаться одним из символов клуба. Словно чувствуя свою миссию, Бабичев и сам практически не меняется — ни внешне, ни характером: такой же скромный молодой человек, которому ни за что не дашь его 36 лет.

— Влад, сезон закончился, а команда тренируется….

— Обычное дело для профессиональных спортсменов. Слишком большой перерыв получается, если два месяца ничего не делать. Свою физическую форму надо поддерживать, да и для профилактики травм нужно. А кто-то закачивает свои болячки в тренажерном зале.

— Когда в отпуск?

— Владимир Романович [главный тренер «Зенит-Казань» Алекно] сказал, что с 15 июня. До какого — видимо, позже скажет.

— Наверное, после таких сезонов, какой выдал «Зенит», работается веселее?

— Меня лучше не спрашивать про «Зенит» — я нынешний сезон провел в «Академии». Но вы правы — для ребят все хорошо сложилось -выиграли все турниры, кроме клубного чемпионата мира. С другой стороны, есть еще стимул.

«Я никогда не хотел уезжать из Казани»

— Как вам игралось в «Академии»?

— Отлично! Мне очень понравилось. Если честно, у меня было очень мало игровой практики, а в «Академии» я ее получил в достатке. Знаете, когда я в прошлом году ходил помогать «Академии», не играя за «Зенит», чувствовал себя менее уверенно, чем в этом, когда помогал «Зениту». Да, Лиги разные, и между ними — пропасть, но все же игровая практика придает уверенности. Когда ты играешь постоянно, находишься в игровом тонусе — это большой плюс.

— Неужели не наигрались? Вам же уже тридцать шесть.

— Я бы сказал: «…еще тридцать шесть». Я хочу играть, и после нынешнего сезона понял, что могу, — здоровье позволяет. А самое главное — мне это интересно! Я это даже работой не назову, потому что волейбол мне доставляет удовольствие. Говорят, человек счастлив тогда, когда утром с удовольствием идет на работу, а вечером с таким же чувством — домой. Так вот, я счастливый человек.

— Уверен, уровень мастерства позволил бы вам играть и в Суперлиге, где кроме казанской команды еще 13 клубов.

— Надеюсь, я и в «Зените» смог бы играть. А если вы к тому, думал ли я о смене клуба… Если бы и думал, то делать это надо было раньше. Но я никогда не хотел уезжать из Казани. Это мой родной город, здесь моя семья, дети в школу ходят. Да, люди ездят, все бытовые вопросы решаются, но когда ты 17 лет в родном клубе, тяжело решиться на отъезд.

— Было бы правильно и красиво, чтобы Влад Бабичев закончил карьеру в Казани. Что у вас с контрактом?

— Контракт пока не подписан, но был разговор с Владимиром Романовичем. Как я понял, он не против продолжить сотрудничество в том же ключе: я буду постоянно играть за «Академию», а в случае острой необходимости — помогать «Зениту». Я готов к этому.

Уникальный игрок уникальной команды

— Каковы ваши задачи в «Академии»?

— Подсказывать молодым ребятам, что от них требуется. И показывать своим примером, как надо работать. Если ты будешь тренироваться в полсилы, то и молодежь, которая на тебя смотрит, тоже начнет халявить. Поэтому нужно работать в два раза больше, чтобы народ за тобой тянулся, брал от тебя только хорошее. Задача «Академии» — готовить игроков для «Зенита». Понятно, что далеко не все смогут заиграть в главной команде. Суперлига по сравнению с Высшей лигой — это космос. Но уже в следующем сезоне Лоран Алекно и Алексей Кононов будут выступать за «Зенит».

— С тренером фарм-клуба Константином Сиденко ваша роль в коллективе обговаривалась?

— Конечно. Он не против, чтобы я делился с ребятами своим опытом — по игре в защите, по приему. Мы оба живем волейболом. И даже если встречаемся вне зала и говорим на какие-то другие темы, в итоге все всегда сводится к нашей любимой игре.

Владислав Бабичев: Есть сожаления, что меня никогда не вызывали в сборную России

— Задумывались о карьере тренера? Все-таки перед глазами не только пример Сиденко, но и Алексея Вербова, который тоже выбрал эту стезю и уже практикует.

— Я сыграл за «Зенит» два матча, в которых Леша был тренером. Мне понравилось, как он дает предматчевую установку, как доносит свои мысли до игроков. Уверен, у него все получится. А о себе пока ничего говорить не буду, потому что хочется еще поиграть. Не думал я еще о тренерской работе.

— Давайте вернемся в конец XX века, когда вам пришло время переходить из юношеского волейбола во взрослый. Как это случилось?

— Я воспитанник ДЮСШ-4. Когда окончил школу, решил, что со спортом пора заканчивать и всерьез заняться учебой. Перспектив попасть в какую-то команду у меня не было, да и сам я тогда не видел себя в волейболе. Но Андрей Лебедев, нынешний начальник команды в женском «Динамо-Казань», пригласил меня в Альметьевск, в команду Первой лиги. Там у меня все сложилось. А тут еще амплуа либеро ввели, в котором меня попробовали. Получилось. У меня с защитой всегда неплохо было. Так все и закрутилось. А потом я ушел в Казань… Наверное, мне в жизни немного повезло.

— Как в Казани из ничего появился волейбол?

— Не совсем так. Какая-то команда при УВД всегда была, ребята тренировались и играли, надеясь на то, что рано или поздно в Казани появится профессиональный клуб. Руководству захотелось, и клуб появился.

— Вы — уникальный волейболист: прошли с командой от Первой лиги до победы в Лиге чемпионов. Согласны?

— И то, что команда без пауз прошла путь от четвертого по силе дивизиона до медалей чемпионата страны — тоже уникальный случай. Но повторюсь: этого бы не было, если бы не было заинтересованности руководства. Перед командой ставили задачу, под задачу выделялись деньги, на которые приглашались игроки соответствующего класса.

«Для меня никогда не стоял вопрос денег»

— Помните приезд в Казань Евгения Митькова и Руслана Олихвера?

— Конечно! Это было, когда мы вышли в Высшую лигу А. Для меня это были боги волейбола! Тогда меня поразило, как Олихвер пашет на тренировках, как он прыгает. А Женя Митьков мне очень много подсказывал по приему.

— Когда они из богов превратились в ваших партнеров?

— Это быстро происходит, мы же каждый день тренировались вместе. Рядом с такими игроками и я рос как игрок и команда взрослела. Приезд Олихвера и Митькова был важен еще и потому, что на этих уважаемых в волейбольном мире людей смотрели другие игроки и делали вывод: в Казань можно ехать. Со стороны ребят никогда не было отрицательных отзывов о клубе и городе. Когда мы вышли в Суперлигу, Руслан пригласил бразильцев, и к нам приехали Клебер и Рафаэль, потом — Маниус.

— Следующий этап становления казанского клуба — это…

— Бронзовые медали чемпионата страны, победа в Кубке России и, конечно же, приход главного спонсора — мы получили дополнительные гарантии. С приходом Рафката Абдулхаевича (нынешнего президента клуба Кантюкова, генерального директора ООО «Газпром трансгаз Казань». — Ред.) второе место рассматривается как неудача. И это хорошо. Посмотрите, какой у нас сейчас зал, какая инфраструктура, как четко все службы клуба работают — каждый занят своим делом.

И болельщиков прибавилось. Мы начинали играть здесь при пустых трибунах -отдаленность зала от центра города давала о себе знать. А сейчас даже на середнячков собираются зрители. А на матчи Лиги чемпионов — полный зал. Для меня это показатель.

— Наверняка ваше материальное положение после первых побед существенно улучшилось. Некоторых такие вещи ломают. Как вы пережили этот непростой этап в своей карьере?

— Хотите верьте, хотите — нет, но для меня никогда не стоял вопрос денег. Я просто шел дальше вместе с командой, а к деньгам всегда относился спокойно. Надо просто любить волейбол в себе, а не себя в волейболе.

О «Дрим Тим Бабичева»: «Не могу сделать выбор между Михайловым и Стэнли»

— После «бронзы» чемпионата-2004 замаячили другие вершины?

— Захотелось выиграть чемпионат России. Тогда Владимир Романович тренировал «Динамо», мы им горели в финале 1-2 по играм и в пятой партии четвертого матча 12:14. Казалось бы, золото уже в кармане у Москвы, но блок Андрея Егорчева тогда все перевернул. Мы взяли тот матч, а в пятом, решающем, в Москве выиграли 3:0 и впервые стали чемпионами страны. А год спустя была победа в Лиге чемпионов. В Лодзи в финале мы победили «Пьяченцу», проигрывая по партиям 1:2. Я тогда играл в составе. И для меня эта победа нашей команды, с которой я прошел путь от первой лиги, была, наверное, пиком карьеры. В Казани еще к чемпионскому сезону собрали «Дрим тим» с Тетюхиным, Боллом, Стэнли, Косаревым, Хамутцких, но при этом по ходу сезона-2007/08 у нас не все складывалось хорошо. Но с первого раза мы выиграли Лигу чемпионов.

Владислав Бабичев: Есть сожаления, что меня никогда не вызывали в сборную России

— Ощущения от игры в «Команде мечты» помните?

— Как забыть, когда ты в одной команде с лучшими волейболистами мира?! Кем я тогда был для них? Но со всеми ребятами был нормальный контакт, никто не страдал звездной болезнью, с ними было классно.

— Коль уж заговорили о волейболистах, поигравших в «Зените», составьте свою символическую сборную из партнеров, с кем вам доводилось выходить на площадку.

— Либеро — Вербов, а я второй, на подстраховке (улыбается). В диагонали… не могу сделать выбор между Максом Михайловым и Стэнли, Ллой Болл пасует, в доигровке — Тетюхин и Леон, центральные – Коля Апаликов и Руслан Олихвер.

«Рафаэль говорит, что скучает по России»

В коридорах первого этажа Центра волейбола «Санкт-Петербург», где мы с Владом общаемся, много фото, которые сегодня уже история. Останавливаемся у снимков 2009 года с третьего финального матча с «Искрой», ставшего последним в той победной для казанцев серии. На них — и забитый под завязку «Баскет-холл», и игроки того фантастического «Зенита».

— Вот я, вот Лешка Бовдуй, — разглядывает, наверное, в тысячный раз снимки Влад. – Мне та команда очень нравилась и играть в «Баскет-холле» было очень приятно. Каждый раз, когда я прохожу мимо «Баскет-холла», мурашки по телу бегут.

Видео с решающего матча финала 2009 года «Зенит-Казань» – «Искра» (Одинцово)

— Лимит на легионеров оправдал себя, помог заиграть вам и другим российским ребятам?

— Если он таким и сохраняется, значит, оправдал. Главное, чтобы приезжали топовые легионеры.

— Как это теперь в «Зените».

— Да, причем так было с самого начала. Тот же Рафаэль после отъезда из Казани играл в «Трентино», с которым выиграл и Лигу чемпионов, и клубный чемпионат мира.

— Я помню Рафу очень общительным, компанейским парнем. Поддерживаете с ним отношения?

— Да, до сих пор списываемся и обмениваемся аудиосообщениями — он неплохо владеет русским. Говорит, что скучает по России. Ему здесь действительно было комфортно.

— Ллоя Болла можно назвать лучшим волейболистом всех времен и народов?

— Может быть. А вот то, что он лучший связующий — это точно. При этом Болл еще и лидер по духу. И не случайно был нашим капитаном.

— Команда приняла капитана-иностранца?

— Конечно! Он, как и подобает лидеру, на тренировках работал от и до и мог потребовать того же от партнера, причем довольно жестко. И в раздевалке, бывало, говорил свое слово.

— В «Зените» практиковались собрания игроков без тренеров?

— Да, мы могли собраться, когда что-то не так шло, пообщаться, сказав все друг другу прямо, в глаза. Это лучше, чем держать все в себе.

— Чего хотелось, но так и не удалось вам в своей карьере?

— Сыграть за сборную России.

— Алекно после Олимпиады жалел, что не дал вам шанса в сборной.

— Да, тогда у меня был неплохой сезон. Но тренер решил так, как решил, и оказался прав, потому что выиграл Олимпиаду. Обиды? Да вы что, какие обиды! Сожаление — да, есть. Меня никогда не вызывали в сборную. Видимо, так и должно быть.


Читайте также: «Зенит-Казань» в девятый раз стал чемпионом России по волейболу


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *