В Казани «зацвела» «Белая сирень»: слезы Сладковского и триумф протеже Мацуева

Головокружительный запах белой сирени
Головокружительный запах белой сирени, поставленной прямо в трехлитровые банки
на сцене ГБКЗ им. Салиха Сайдашева, крики «Браво!» в адрес молодых музыкантов из
России, Грузии и Англии, а также слезы и воздушные поцелуи маэстро Александра
Сладковского. Этим KazanFirst запомнилось очень атмосферное открытие VII
Международного музыкального фестиваля «Белая сирень», посвященного памяти
великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова

Головокружительный запах белой сирени, поставленной прямо в трехлитровые банки на сцене ГБКЗ им. Салиха Сайдашева, крики «Браво!» в адрес молодых музыкантов из России, Грузии и Англии, а также слезы и воздушные поцелуи маэстро Александра Сладковского. Этим KazanFirst запомнилось очень атмосферное открытие VII Международного музыкального фестиваля «Белая сирень», посвященного памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова.


Кристина Иванова — Казань

В минувшую субботу прошел первый из четырех концертов. Он длился более трех часов и оставил искушенную публику под большим впечатлением.

Пьянящий аромат сирени

Проведение фестиваля инициировал художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана, народный артист России Александр Сладковский. «Белая сирень» проводится в память о Сергее Рахманинове, который дважды бывал в Казани — в 1910 и 1916 году с концертами в Колонном зале Дворянского собрания (ныне здание Ратуши). А такое название объясняется особой любовью Рахманинова к белой сирени.

Неизменно на концертах фестиваля на сцену выносят трехлитровые банки, в которых стоит белая сирень. Не стал исключением и субботний концерт — при входе в зал пьянящий аромат цветов сразу же радовал слушателей. Коих, кстати, было очень много — пришлось выносить приставные стулья. И это удивительно, ведь в этот вечер солировали юные пианисты 15-16 лет, еще не столь известные широкой публике. Но как ранее говорил маэстро Сладковский в интервью KazanFirst, бренд фестиваля «Белая сирень» уже признан. Так что публика может без опаски идти на любой концерт, зная, что это в любом случае будет гарантия качества.

— Продвигать неизвестных молодых музыкантов и показывать их публике — достаточно неблагодарная вещь. Но я надеюсь, что бренд «Белой сирени» уже устоялся и признан. Любые солисты и сочинения, которые мы играем в рамках «Белой сирени», — всегда откровение, — говорил маэстро.

Троица протеже Мацуева потрясла публику

На открытии фестиваля в Казани впервые выступили совсем еще юные музыканты — лауреаты прошлогоднего международного конкурса молодых пианистов (до 16 лет) Grand Piano Competition. В 2016 году он впервые прошел в Москве под руководством народного артиста Дениса Мацуева. В качестве награды лауреаты получили, в том числе, возможность выступить с лучшими оркестрами России. Маэстро Сладковский был на конкурсе приглашенным дирижером. Учитывая давнюю дружбу Мацуева и Сладковского, пианист не мог посоветовать дирижеру плохих солистов. В итоге в Казани выступил обладатель Гран-при Grand Piano Competition грузинский пианист и композитор Сандро Небиеридзе, а также лауреаты конкурса — петербургский пианист и композитор Иван Бессонов и гость из Великобритании Джордж Харлионо. Все они прилетели в Казань за день до концерта, поэтому времени на репетиции было не так много.

Бессонов открывал фестиваль Первым концертом Рахманинова в сопровождении ГСО Татарстана под руководством Сладковского, поэтому к журналистам вышли только Небиеридзе и Харлионо.

foto_PODKhOD

Оба общались на английском языке (грузинский музыкант говорит по-русски очень плохо).

— Когда я узнал, что буду выступать в Казани, я был под большим впечатлением, я был счастлив. Мне уже доводилось выступать с Александром Сладковским в Москве (на конкурсе). Это очень талантливый человек, который прекрасно чувствует музыку. Я счастлив выступать с оркестром в Казани. Этот коллектив очень хорошо понимает музыку Рахманинова. Я считаю его гениальным, одним из самых великих композиторов России и всего мира. Он был пианистом и писал музыку именно с точки зрения пианиста. Его произведения полны страсти и красок, они восхитительны, — сказал журналистам Харлионо.

— Удивительно, насколько Александр Сладковский захватывает оркестр, становясь с ним единым целым, — признается Небиеридзе.

По ощущениям исполнителя, музыка Рахманинова состоит не столько из технических конструкций, пассажей, сколько из красок — она полностью сотворена из различных эмоций. Казань он называет «городом музыки, культуры, традиций».

Слезы маэстро, палочка в рояле и три биса

Непривычно слышать все объявления ведущего концерта на русском и английском языках. Но это объяснимо — послушать открытие фестиваля в ГБКЗ на автобусах привезли участников конференции Европейской ассоциации преподавателей струнных инструментов ESTA. А это более 200 педагогов из 20 стран. Мало того что маэстро предстояло представить молодых музыкантов, так еще и столь взыскательной публике. Судя по реакции слушателей, не отпустивших ни одного солиста без бурных оваций, охапок цветов и бисов, осуществить удалось из задуманного все.

Вечер открывал Первый концерт Рахманинова. Солировал Бессонов, выделяющийся не только техникой и эмоциональностью, но и пышной кудрявой шевелюрой.

foto_2

По эмоциональности с ним мог поспорить только Сладковский. Уже в первой части концерта маэстро начал смахивать набежавшие слезы.

— Такие слезы чистят душу. И этого не надо стесняться. Так что с годами я еще сильнее подвержен этому сентиментализму. У Рахманинова гармонии, невероятные сопоставления вызывают просто помутнение рассудка. Это музыка совершенно космического свойства. Погружаясь в нее, ты перестаешь осознавать, где ты находишься, — признавался ранее маэстро.

После исполнения дирижер явно доволен — следуют отеческие объятия солиста, которому он даже дает пять. Бессонову дарят цветы, в том числе и белую сирень, а крики «Браво!» заставляют его вновь и вновь выходить на сцену. В итоге он снова садится за рояль. На бис — Шопен.

В этом же отделении звучит Второй концерт Рахманинова. Сейчас уже солирует британец Харлионо. Сравнить его исполнение с игрой Мацуева можно будет уже совсем скоро — он выступит на закрытии «Белой сирени» 7 июня как раз с концертом №2 Рахманинова.

foto_3

Сладковский поддерживает юного Харлионо на протяжении всего исполнения, периодически одобрительно показывая большой палец. Захлебнувшись в эмоциях от столь прекрасной музыки, маэстро вновь смахивает слезы. А передавая фразу оркестра солисту, Сладковский так увлекается, что нечаянно упускает дирижерскую палочку. Она падает в рояль, крышка которого была откинута. Через некоторое время, услышав дребезжание, маэстро спешно вытаскивает ее оттуда.

После окончания исполнения вновь раздаются крики «Браво», солиста вызывают на бис, а Сладковский целует его в макушку. Харлионо радует благодарную публику феноменальным исполнением Грига.

Во втором отделении звучит «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, солирует Небиеридзе. Исполнение ожидаемо заканчивается восторженным приемом публики и троекратным поцелуем солиста от маэстро. И грузинского исполнителя без биса не отпустили. А учитывая, что Небиеридзе еще и композитор, не исключено, что он исполнил одно из своих собственных сочинений.

foto_4

После третьего за концерт биса некоторые слушатели начинают расходиться. Тем более что музыканты оркестра покидают свои места. Но это сделано для того, чтобы увезти рояль из центра зала. Потому что концерт завершает «Весна священная» (картины языческой Руси) Игоря Стравинского. Тут уже солирует исключительно оркестр. В основу замысла этого балета лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал: молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Было полное ощущение, что Сладковский сам участвует в священных танцах, временами чуть не выскакивая со своего подиума.

Символично, что именно «Весной священной» маэстро завершал свой первый сезон в Казани в 2011 году.

— Мы сделали такую арку, тем более что этим летом будет семь лет, как я возглавляю Госоркестр Татарстана. Учитывая, что за эти годы звучание оркестра сильно изменилось, я буду рад представить такую «Весну», какую сейчас редко где услышишь, — говорил перед фестивалем Сладковский.

Множеством воздушных поцелуев приветствовал восторженную публику Сладковский. Большая часть зрителей встала. Но, видимо, такая специфическая музыка Стравинского не всем по душе.

Выступление Мацуева и премьера «Колоколов»

Впереди — еще три концерта фестиваля «Белая сирень». 31 мая в Казань приедет ирландский пианист Барри Дуглас, который вместе с ГСО РТ и членом знаменитой Венской филармонии польским дирижером Юреком Дыбау исполнит Третий концерт Рахманинова. Также в этот вечер прозвучит Вторая симфония композитора.

Третий фестивальный вечер пройдет 3 июня. В программе — Четвертый концерт и «Симфонические танцы» Рахманинова. Солировать будет Валентина Лисица, за дирижерский пульт встанет испанец Сесар Альварес.

foto_5

В день закрытия фестиваля, 7 июня, в Казани выступит Денис Мацуев. В его исполнении прозвучит Второй концерт Рахманинова. Публику также ожидает премьера — исполнение поэмы «Колокола» Рахманинова. В этот вечер вместе с оркестром Татарстана выступит солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Мурадымова, солисты Большого театра России Максим Пастер и Петр Мигунов, а также хор студентов Казанской государственной консерватории. Кроме того, прозвучит Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, дирижировать будет маэстро Сладковский.


Читайте также: «Еще немного — и мы заставим говорить о ГСО Татарстана весь мир»


Фото пресс-службы ГСО РТ

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *