Рустам Минниханов: Вирусом коррупции заражена не только система власти, но и бизнес

Как бороться с коррупцией одинаково эффективно во всех регионах России
Как бороться с коррупцией одинаково эффективно во всех регионах России, решали в
Казани представители более 60 субъектов страны, федеральных министерств и
ведомств, а также научных кругов крупных вузов на Всероссийской
научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования
антикоррупционных стандартов и их применения

Как бороться с коррупцией одинаково эффективно во всех регионах России, решали в Казани представители более 60 субъектов страны, федеральных министерств и ведомств, а также научных кругов крупных вузов на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования антикоррупционных стандартов и их применения.


Елена Мельник — Казань

В начале пленарного заседания собравшимся продемонстрировали небольшой фильм о том, как борются с коррупцией в Татарстане. Тревожный голос диктора напомнил, что от успешности этой работы зависит инвестиционный климат в регионе и что в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Татарстан уже два года подряд занимает первое место.

— Необходимо забыть о личных интересах, о личных обогащениях и действовать только в рамках установленных законов, — призывала диктор. — Будь то государственный служащий, руководитель предприятия, педагог, предприниматель или врач — только вместе мы можем достичь главной цели — жить в справедливом обществе и честно.

На этой позитивной ноте, под аплодисменты публики, к трибуне заседания вышел президент Татарстана Рустам Минниханов и поприветствовал борцов с коррупцией со всей России.

— Назрела необходимость принятия дополнительных мер для противодействия данному явлению, — отметил Рустам Минниханов. — Вирусом коррупции сегодня заражена не только система власти, но и бизнес. В том числе крупный, который находится под патронажем государства. Необходимы радикальные меры в виде жестких стандартов, которые включают в себя как процессуальные, так и административные методы. Вплоть до освобождения от выполнения обязанностей руководителей предприятий, где есть государственная доля участия.

Президент напомнил, что в республике уже начали такую работу. Вносятся изменения в уставы предприятий и трудовые договоры с руководителями. А в 2014 году все крупные предприятия Татарстана приняли официальные стандарты антикоррупционной политики.

— Однако традиционные методы не всегда срабатывают — мир не стоит на месте, — отметил президент. —  Мы будем благодарны любым конструктивным предложениям. Наша задача — противостоять коррупции всеми доступными способами. Уверен, конференция поможет в этой важной и трудной работе.

Президент Татарстана пожелал участникам форума плодотворной работы и передал слово референту Управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Виталию Белинскому. Он рассказал об основных направлениях борьбы, в том числе в части устранения конфликта интересов в госкорпорациях, и напомнил, что позитивные сдвиги есть.

— Вместе с тем по мере появления новых технологий, по мере развития общественно-экономических отношений появляются новые коррупционные риски, — посетовал Виталий Белинский. — Повышенного внимания сейчас требуют сферы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, сфера закупок и контрольно-надзорной деятельности.

Что же касается коррупции в органах власти, то здесь, по мнению докладчика, самое слабое звено — трактовка понятия «конфликт интересов». В прошлом году в России около 7 тысяч чиновников добровольно сообщили о том, что они попали в такую ситуацию, и только около 1 тысячи человек были привлечены к ответственности, около 200 — уволены.

— Ни один случай влияния заинтересованных лиц на исполнение должностных и служебных обязанностей не должен оставаться без внимания, — подчеркнул эксперт. — С другой стороны, мы должны понимать, что нужно принимать не формальные меры, а взвешенные решения.

print_2639707_2227771

Однако, иллюстрируя этот тезис, Виталий Белинский не стал приводить в пример опыт Татарстана, а поделился с участниками конференции опытом Ленинградской области, где было выявлено около 200 чиновников, которые были трудоустроены в муниципальных и государственных структурах вместе со своими родственниками и свойственниками, более 136 случаев было рассмотрено на заседании Комиссии по урегулированию конфликта интересов, в итоге было установлено 10 фактов личной заинтересованности.

После этого доклада Рустам Минниханов, который сидел в президиуме, нерешительно встал, извинился перед участниками конференции и сообщил, что, к сожалению, вынужден покинуть заседание, так как его ждут дети.

— Мероприятие завтра — детский форум, — объяснил он. — Связанный с детишками. Поэтому вы меня уж отпустите, а сами занимайтесь борьбой с коррупцией. Спасибо.

Зал оценил шутку лидера республики одобрительным гулом, никакой личной заинтересованности Рустама Минниханова в расстановке приоритетов никто не усмотрел.

Второй докладчик — директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева рассказала участникам конференции о тонкостях антикоррупционного законодательства и тоже затронула тему различных трактовок конфликта интересов. Она подчеркнула, что правовое поле в этой сфере очень не урегулировано и что некоторые исследователи даже утверждают — конфликт интересов иногда бывает «двигателем прогресса». По мнению таких ученых, личная заинтересованность «формирует оптимальную структуру управления», потому что «представляет собою процесс, цель которого состоит в достижении вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления конкурента, стремящегося достичь такого же результата».

— Я думаю, что на примере понятия «конфликт интересов» мы должны констатировать необходимость того, что нужно более четко категорировать основные понятия, используемые в законодательстве, — сделала вывод Талия Хабриева.

В то же время она предложила на федеральном уровне установить только «правила игры», а организацию работы по применению отдельных антикоррупционных стандартов отдать на усмотрение регионов, потому что, мол, там лучше знают, что будет работать, а что нет.

Последний тезис особенно понравился модератору конференции — зампредседателю Госсовета Татарстана Юрию Камалтынову.

— К сожалению, федеральные законодательные планы все чаще и чаще вторгаются даже в те полномочия, которые существуют по Конституции. И это предложение очень интересное, большое вам спасибо за поддержку работы, которая проводится в Татарстане, — обратился он к докладчице, а потом и к залу. — Я надеюсь, что после такого выступления Талии Ярулловны всем становится понятно, что мы с ней сотрудничаем не только потому, что она кровь от крови татарка. В чистом виде.

В зале понимающе заулыбались. И Юрий Камалтынов предоставил слово начальнику Управления президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики Марсу Бадрутдинову, который рассказал о многолетнем опыте Татарстана в борьбе с коррупцией.

По окончании пленарного заседания журналист портала KazanFirst выслушала мнение участников конференции.

— Антикоррупционные стандарты — это по большому счету закрепленные законодательством требования к служебному поведению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, — прокомментировал повестку форума проректор по научной работе Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Игорь Бикеев. — В научном плане эта тема не слишком хорошо разработана, поэтому тематика конференции является новаторской. Администрация президента Российской Федерации не случайно обратилась к опыту Татарстана, потому что у нас есть достаточно серьезные заделы. Можно сказать, что мы обеспечиваем интеллектуальное лидерство страны среди других субъектов РФ по антикоррупционной тематике. И получается, что Татарстану доверено быть определенной площадкой для обсуждения тематики, которая до сих пор нигде не обсуждалась.

Особенно, по мнению Игоря Бикеева, сложный, но перспективный для научных разработок стандарт — это конфликт интересов, в том числе заинтересованность чиновника в продвижении тех или иных бизнес-интересов. Пока этого стандарта не существовало, практически у каждого были аффилированные структуры, прикормленные дочерние компании, которым передавались госзаказы. Но появился стандарт, и теперь, по мнению эксперта, все это в прошлом.

print_2639707_2227767

— Стандарты не стоят на месте, а все время разрастаются, — отмечает эксперт. — Буквально полтора года назад изменилась трактовка понятия «личная заинтересованность», которая служит критерием создания конфликта интересов». Если раньше оно распространялось на близких родственников и свойственников, то теперь личная заинтересованность может быть в бывших сослуживцах, земляках и так далее. Но опять же, стандарт создан, его необходимо внедрять. А для этого его нужно обсуждать, трактовать и взаимодействовать.

— Повестка сегодняшней конференции актуальна не только для какого-то отдельного региона, но и всей Российской Федерации, — поделилась с KazanFirst впечатлением о работе на форуме заведующая кафедрой уголовного права Оренбургского государственного университета Нонна Волосова. — Потому что антикоррупционные стандарты, которые существуют сейчас по прохождению государственной службы, военной службы службы на благо Российской Федерации — они немного упрощены и не соответствуют требованиям времени. Кроме того, я могу придерживаться одного мнения, а кто-то — другого. Какое-то единое мнение должно быть выработано. Причем таким образом, чтобы оно было приемлемым без законодательного регулирования и для всех регионов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *