«Осложнения от прививок у детей могут быть, но они встречаются крайне редко»

О том
О том, почему ребенку полезно смотреть в окно, вредно летать на самолете,
пользоваться чужой расческой, нужны ли ему прививки, питание по расписанию,
ранние «развивалки», а также сколько времени можно пользоваться гаджетами, в
интервью изданию KazanFirst рассказал завкафедрой госпитальной педиатрии с
курсом поликлинической педиатрии КГМУ Хаким Вахитов

О том, почему ребенку полезно смотреть в окно, вредно летать на самолете, пользоваться чужой расческой, нужны ли ему прививки, питание по расписанию, ранние «развивалки», а также сколько времени можно пользоваться гаджетамив интервью изданию KazanFirst рассказал завкафедрой госпитальной педиатрии с курсом поликлинической педиатрии КГМУ Хаким Вахитов.


Елена Мельник – Казань

— Хаким Муратович, бытует мнение, что современные дети гораздо слабее здоровьем, чем предыдущее поколение? Так ли это?

— Сейчас много программ, которые способствуют поддержке детского здоровья, а также программ, направленных на оздоровление больных детей. В рамках государственной поддержки им оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Расширяется помощь детям, страдающим различного рода врожденными патологиями, которая раньше была недоступна. Так, сейчас появилась возможность оперировать сложные пороки сердца, врожденные дефекты — челюстно-лицевые аномалии, аномалии развития легких и так далее. Немного, конечно, поменялась структура детской заболеваемости.

Основная причина в том, что Россия перешла на новые критерии так называемого живорождения: раньше новорожденных весом 500 грамм мы выхаживали по мере необходимости, а сейчас им проводится полная медицинская поддержка до того возраста, как они полностью смогут адаптироваться к внеутробной жизни. У таких детей есть проблемы с дыханием, проблемы с сердцем, проблемы с иммунной системой. В дальнейшем многим из них грозят заболевания центральной нервной системы, патология легких и так далее. Из-за того, что во время выхаживания в легкие таким новорожденным приходится нагнетать кислород, так как они не могут самостоятельно дышать, у них в дальнейшем может возникать патология органов зрения. Кроме того, такая активная дыхательная поддержка способствует развитию легочной патологии, потому что легкие не рассчитаны на такое давление.

Еще одна особенность современной структуры детской заболеваемости — мы научились реабилитировать детей с врожденными аномалиями развития, генетическими патологиями, с различными болезнями обмена, гормональными нарушениями, некоторыми патологиями центральной нервной системы. Высокий уровень современной медицины позволяет им жить и во многих случаях становиться полноценными членами общества. То есть те дети, которые раньше не имели никаких шансов дожить до определенного возраста, сейчас живут и взрослеют.

FNR_5345-1-768x513
Такие перемены стали возможны, потому что у нас в стране реализуется много программ по поддержке детского здоровья. В рамках национального проекта «Здоровье», который очень большое внимание уделяет педиатрии, были закуплены большие объемы высокотехнологичного медицинского оборудования, в том числе для оснащения ДРКБ и поликлиник. Сложных детей мы теперь можем отправлять в федеральные центры Москвы и Санкт-Петербурга. Появилась возможность проведения телеконференций: когда мы получаем консультации узких специалистов по нужным нам направлениям. То есть сейчас возможностей достаточно, все они используются для поддержки здоровья детей и лечения больных.

Многие родители наотрез отказываются делать прививки ребенку из-за боязни осложнений, а некоторые считают, что без прививок дети здоровее будут. В какой степени они правы? 

— Сейчас мы имеем возможности использовать вакцины, которые раньше не было возможности использовать из-за недостатка средств. Появились вакцины от пневмококковой инфекции, от гемофильной палочки, которые дают возможность детям не болеть такими заболеваниями, как бронхит и пневмония. Появилась вакцина от менингококковой инфекции. Но, к сожалению, население не всегда готово к вакцинации детей. Простой пример — вакцинация против гриппа. Мы имеем сейчас возможность прививать совершенно бесплатно отечественными вакцинами, которые по качеству не уступают импортным и отвечают всем критериям ВОЗ по безопасности и эффективности. Мы проводили исследования на кафедре, поэтому можно точно сказать, что невакцинированные дети — это группа риска по респираторной патологии, по хронизации вирусной инфекции и по различным опасным осложнениям.

В прошлом году мы делали такой анализ, когда в клинике медицинского университета разворачивался антигриппозный госпиталь. За осенне-зимне-весенний период через него прошли примерно 400 человек с диагнозом ОРВИ, грипп и осложненное течение бронхита и пневмонии. Как выяснилось, из них было вакцинировано всего семь человек, которых выписали на третьи-четвертые сутки, и ни у одного из этих людей не было осложнений.
7F2367DA-E127-4FFF-9A70-DAE6424B0C98

При этом я не отрицаю — осложнения от прививок тоже могут быть. Но они встречаются крайне редко, и мы научились не только с ними бороться, но и предотвращать их. Это использование антигистаминных препаратов, нестероидных противовоспалительных препаратов, консультация узких специалистов, а при наличии инфильтратов — хирургов. И если необходимо, то обязательно приезжает специалист и оказывает необходимую консультативную помощь.

Сейчас расширился перечень доступных прививок. Кроме стандартных — от коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, краснухи, кори, эпидемического паротита, туберкулеза -очень широко используется вакцина против гепатита В. Это очень важно, потому что рост заболеваемости гепатитом B катастрофически растет. Даже среди детского населения. Причина в том, что вирус очень устойчив во внешней среде и, к сожалению, способов передачи очень много. Кроме традиционного способа передачи — половым путем это заболевание может передаваться через любые предметы, которые содержат микрочастички крови. Например, через расческу в парикмахерской. Это может быть зубная щетка, медицинский инструментарий, который не подлежит стерилизации в некоторых случаях. Поэтому вакцинация необходима.

— Продолжается сезон клещей. Можно ли обезопасить ребенка и сделать прививку от клещевого энцефалита?

— Сейчас появилась такая вакцина. Но она не входит в систему госгарантий, поэтому делается на платной основе. Но в тех местах, где есть риск заражения, детям рекомендуют проводить вакцинацию. Есть импортные вакцины, есть отечественные. Можно обратиться в поликлинику или в центр платной вакцинации. Однако нужно понимать, что сейчас, в сезон, делать такие прививки поздно. Вакцины требуют двукратного введения с интервалом примерно в два месяца, чтобы развился иммунитет. Зато эффективный срок такой прививки — три-пять лет.

Начались летние каникулы. Семьи с детьми отправляются в отпуска за границу, к морю. Не опасны ли для детей такие путешествия?

— Здесь основной проблемой для ребенка является перелет. Это контакт с большим количеством людей в аэропорту и в самолете. И большинство инфекций попадает в организм ребенка именно в этот период. Поэтому ему необходимы средства защиты, которые бы препятствовали распространению вирусной инфекции, или барьерные средства. Например, можно взять с собой капли «Гриппферон» и каждые два часа капать в нос ребенку. Это создаст барьер на пути проникновения вируса на слизистые оболочки и на пути проникновения его в организм.

Пребывание на море — это риск заражения кишечными инфекциями, но при соблюдении элементарных гигиенических норм его можно исключить.

Во время посадки и подъема самолета детишки жалуются, что «закладывает» уши. Это обычное явление от перепада давления. В таком случае надо попросить ребенка сглотнуть слюну. Можно дать леденец, который спровоцирует слюноотделение и глотание. Само по себе «закладывание» ушей не опасно, но в случае каких-то респираторных заболеваний, заложенности носа эта проблема становится серьезной и может повлечь за собой последствия. Таким детям необходимы сосудосуживающие капли в нос, которые снимают отек и предотвращают повреждение барабанной перепонки и пространства среднего уха.

EEF1D2E8-11EB-401A-85AE-401AB4974F44

Современные дети с раннего возраста пользуются различными гаджетами – смартфонами, айфонами, планшетами и так далее. Это опасно для детского здоровья?

— Конечно, это вредно. Но уйти от них уже не получится, поэтому мы говорим лишь о минимизации вреда. В первую очередь у детей страдают органы зрения, которые еще не вполне сформированы, а постоянная фиксация на близком и ярком предмете приводит к спазму аккомодации, то есть нарушению движения хрусталика и формированию таких состояний, как, например, близорукость. Второй момент — это перегрузка коры головного мозга. Потому что избыток информации и перегрузка зрительных и слуховых анализаторов приводят к тому, что нервная система перевозбуждается. Дети плохо спят, у них проявляется нервозность и агрессивность. Как этого избежать?

Прежде всего — это ограничение по времени пользования гаджетами: максимум два-три часа в день. Лет с пяти можно разрешать пользоваться ими только от полутора до двух часов в день.

Причем запреты в чистом виде не действуют. Детям нужно предлагать альтернативу — реализовать себя в каком-то другом досуге. Это могут быть прогулки, занятия спортом, выезды на природу и так далее. А если подросток вынужден работать перед компьютером долгое время, можно проводить «зарядку» для глаз: через каждые 15-20 минут в течение 5-7 минут смотреть в окно — на улицу. Еще одно полезное упражнение — это движение глазным яблоком вверх, вниз и в стороны, а также сильное зажмуривание на несколько секунд.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Есть мнение, что ребенку необязательно соблюдать режим дня. Дескать, детский организм сам знает, когда ему нужен сон, а когда нужна пища, поэтому принуждать его вредно. А некоторые родители, наоборот, насильно укладывают ребенка спать и заставляют съедать все до последней ложки. Кто прав?

— Распорядок дня должен быть обязательно. Ситуация не должна уходить в какое-то неуправляемое русло.

Первое — это режим питания. Ребенок-подросток должен питаться минимум четыре раза в день с определенными интервалами. Это все физиологией обусловлено, и мы должны этого придерживаться.

Второе — это режим дня. Для нервной системы очень важно захватить все фазы сна — и быстрый сон, и медленный сон. Если мы отходим от этого правила, то возникает масса проблем, которые связаны с перевозбуждением ребенка и даже с психическими расстройствами. Поэтому режим бодрствования, сна и отдыха, а также двигательный режим детям необходим.

Кроме того, сейчас много подростков, которые страдают гиподинамией: в школе сидят за партой, а дома — у компьютера или перед телевизором. Это тоже пагубно отражается на здоровье. Дети должны минимум по два часа в сутки активно двигаться. Я бы рекомендовал прогулки на свежем воздухе, занятие любимым видом спорта.

Что же касается случаев, когда родители насильно заставляют съедать ребенка все, что ему подали, то это происходит из-за опасения за здоровье малыша. Но от голода у нас никто из детей еще не умер. И лишняя ложка, которую пытаются ему скормить, ни к чему хорошему не приводит. Потому что это стресс для ребенка, стресс для родителей. Это формирует у детей определенный негатив к приему пищи. К тому же дети понимают, что ради этой ложки родители готовы пойти на все, и начинают манипулировать ими. В самых запущенных случаях это переходит в невроз, который родители сами в себе вырабатывают.  А чтобы дети всегда ели с аппетитом, нужно исключить перекусы.

— Сегодня очень модно водить детей в так называемые школы раннего развития. Нужны ли ребенку в два-три года занятия по нескольку часов в неделю? Может, лучше бы было, чтобы он побольше времени проводил с родителями?

— Для каждого движения ребенка существует определенный возраст. Например, навыку письма ребенка можно обучать с пяти-шести лет. Раньше — проблематично, потому что еще недостаточно развита моторика рук. Это физиология ребенка, и заставить его научиться писать или рисовать красивые картинки с двух лет невозможно.

Некоторые так называемые школы раннего развития играют на желании родителей иметь образованного ребенка и предлагают такие вещи. Но в этом есть определенный элемент насилия над психикой и здоровьем ребенка. Хотя в самих развивающих школах ничего плохого нет. Однако ориентироваться надо всегда на ребенка. Если родители видят его заинтересованность, то тогда заниматься в развивающих школах можно. Если же такие походы вызывают у ребенка раздражительность или агрессию, то, конечно, это не для него. И нужно знать меру: двух занятий в неделю вполне достаточно. Причем желательно, чтобы одна школа имела спортивную направленность, а другая — развивала интеллектуально или творчески.

Что касается контакта с родителями, то, безусловно, семья — это очень важно для здоровья и благополучия ребенка. Но полная изоляция детей в семье плохо сказывается на его развитии. Минимум два часа в день ребенок, которому исполнилось два-три года, должен играть со сверстниками. Но и ребенок, который полностью предоставлен себе и растет на улице, — это тоже крайность.

Какими вырастут дети, которые рождаются в наше время? К 2035 году? Будет ли это здоровое поколение, как сейчас модно говорить?

-Я думаю, что дети к этому времени будут здоровее, потому что мы научимся лечить то, что не умеем лечить сейчас. Скажутся и все наши усилия профилактической направленности, пропаганда спорта и так далее. Мы получим не только более здоровое поколение, но и более активное, более адаптированное к жизни, более развитое и физически, и интеллектуально. Если, конечно, мы сегодня не упустим те возможности, о которых я говорил. Это возможности профилактического характера — вакцинация, генетический анализ в ряде случаев, диспансерное наблюдение специалистов и так далее. И, конечно, воспитание в семье на личном положительном примере родителей.


Читайте также: В Татарстане учитель подрался с учеником на уроке


Фото: Василий Иванов

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *