Самосыровская свалка прекращает работу и закрывает въезд для мусоровозов

Исполком столицы в лице председателя Комитета по ЖКХ Искандера Гинниятуллина обрушился с критикой на деятельность компании «Казанский экологический комплекс» (КЭК)
Исполком столицы в лице председателя Комитета по ЖКХ Искандера Гинниятуллина
обрушился с критикой на деятельность компании «Казанский экологический комплекс»
(КЭК), которая эксплуатирует Самосыровский полигон. Со среды, 5 июля,
прекращается въезд мусоровозов на его территорию. Руководство компании
настаивает, что не нарушает установленных правил и работает по закону

Исполком столицы в лице председателя Комитета по ЖКХ Искандера Гинниятуллина обрушился с критикой на деятельность компании «Казанский экологический комплекс» (КЭК), которая эксплуатирует Самосыровский полигон. Со среды, 5 июля, прекращается въезд мусоровозов на его территорию. Руководство компании настаивает, что не нарушает установленных правил и работает по закону.  


Ильнур Ярхамов — Казань

Самосыровский полигон расположен на площади 18,9 га в Советском районе Казани. Председатель городского Комитета ЖКХ Искандер Гинниятуллин рассказывает, что за счет средств муниципалитета здесь была построена одна карта, пруд-испаритель, дорога, автовесовая с КПП, дренажная насосная станция, наружные сети водопровода и канализации, ограждение и водоотводная канава. Сегодня компанией ежедневно свозится порядка 1 000 кубометров мусора. Объем накопленных отходов превышает 9 млн кубометров, масса — 1 млн тонн, высота свалки составляет 20 метров.

Компания «Казанский экологический комплекс» приступила к эксплуатации территории и имущества на основании договора субаренды в 2002 году.

В 2008-м, после изменения границ города и передачи данной территории от Высокогорского района в Казань, договор субаренды участка между Департаментом внешнего благоустройства Исполкома Казани и КЭК прекратил свое действие. Однако компания продолжила работу, построив впоследствии без соответствующего разрешения ещё две карты для захоронения мусора и принимая ТБО в основном от коммерческих компаний.

Между Исполкомом Казани и КЭК началась в 2008-м судебная тяжба. С 2009 года было вынесено семь решений суда в пользу Исполкома Казани.

В 2008 году КЭК обратился в Арбитражный суд РТ с иском о признании договора субаренды действующим. Однако истцу в удовлетворении было отказано.

В 2010 году Арбитражный суд РТ признал недействительным договор аренды земельного участка между КЭК и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского района РТ, так как он был заключен уже после того, как эта территория вошла в состав Казани. Несмотря на это, земельный участок не был возвращен муниципалитету, сетовал глава Комитета ЖКХ Исполкома Казани.

foto_2

Чиновник считает, что на сегодня КЭК не исполняет два судебных решения о возврате городу принадлежащего ему имущества — земельного участка и дороги.

15 февраля 2017 года Советский районный суд Казани признал вторую карту полигона самовольным строением и обязал КЭК снести его и привести земельный участок в первоначальный вид. КЭК обратился в Верховный суд РТ. Он вынес аналогичное решение, которое 29 мая этого года вступило в силу. В течение месяца КЭК должен был исполнить требование суда, однако этого не произошло.

Росприроднадзор по Приволжскому округу 6 июля 2016 года отказал КЭК в переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

— То есть компания лишена права заниматься захоронением отходов, так как у неё нет законных прав на объект захоронения, лицензии и лимитов на размещение отходов, — резюмирует Искандер Гинниятуллин.

Нынешние документы позволяют КЭК только временное захоронение отходов. Между тем компания продолжает оказывать услуги по захоронению отходов и принимает ежедневно порядка 100 машин ТБО.

В последнее время захоронение отходов на полигоне производится с грубейшими нарушениями экологических требований.

— Мусор просто идет навалом, потом по нему едет техника. Никаких мер по экологической безопасности там не выполняется, — заявил Искандер Гинниятуллин. Речь идет о том, что не работает техника, которая бы периодически смешивала мусор с грунтом. Это делается для предотвращения возгорания.

Утилизация отходов — регулируемая деятельность. Любая организация, осуществляющая её, обязана утверждать тариф в соответствии с Госкомитетом республики. КЭК многие годы игнорирует это обязательное требование и принимает мусор по неутвержденным тарифам, что является, по сути, незаконным предпринимательством, утверждает председатель комитета ЖКХ.

Договор был заключен «каким-то непонятным для Казани образом»

Искандер Гиннятуллин уточнил, что земля от Высокогорского района была передана в ведение столицы Татарстана на основе Федерального закона №131. Также он рассказал, как на самом деле проходит процедура взаимодействия органов власти и предприятий, специализирующихся на мусорном бизнесе.

— По правилам у нас предприниматель заявляется в Исполком Казани с просьбой предоставить для исполнения тех или иных задач земельный участок в аренду. Исполком рассматривает это заявление, принимает определенные шаги по регламенту, земельный участок выносится на торги. И по результатам конкурса объявляется арендатор. К сожалению, этого не было сделано со стороны КЭК. Вместо этого каким-то непонятным для Исполкома образом компания заключила договоры на аренду земли и имущества с Высокогорским муниципальным районом. Тогда уже эта земля не имела никакого отношения к нему. Более того, были зарегистрированы права собственности на эти объекты в регпалате Высокогорского района, — рассказал он.

При этом глава столичного комитета ЖКХ отметил, что последнее судебное решение вступило в силу 29 мая, а конечный срок для исполнения — 29 июня. Однако и вчера, и сегодня мусоровозы продолжают делать рейсы и выгружать там мусор.

foto_3

— Дорога, по которой проезжают мусоровозы КЭК к территории полигона, — это муниципальная собственность. Эта дорога зарегистрирована в муниципальной казне. Сам КЭК не вывозит отходы. Он их принимает на полигоне. Сбор отходов осуществляют коммерческие организации. В течение двух недель было организовано предупреждение и информирование водителей мусоровозов, что будет прекращен доступ к полигону, — заявил Гинниятуллин. В качестве альтернативы он предложил полигоны в соседних с городом районах и полигон «Восточный».

«За 30 дней исполнить судебное решение нереально»

Технический директор КЭК Артур Шанин в беседе с KazanFirst заявил, что не опасается завтрашнего запрета на доступ в Самосыровский полигон. По его словам, у компании есть договора с полигоном «Восточный». Также мусор будет свозиться на сортировочную базу, которая находится на противоположной стороне дороги от Самосыровского полигона.

— Мы судебное решение исполняем. В последнем из них написано, что его надо исполнить до фактического устранения, — сообщает собеседник. То есть суд требует от компании разобрать полностью гору мусора высотой в 20 метров. — Да, нам нужно за 30 дней снести мусор. Но тут даже проект не подготовить за 30 дней. Закон нам говорит, что все сносы должны быть запроектированы, согласованы, сделаны все документы, их надо очень много подготовить, — рассуждает Шанин.

Собеседник также отвергает претензию Росприроднадзора, что у него нет лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

— Но наша лицензия по новому закону действует до 1 января 2019 года, — утверждает технический директор компании.

foto_4

Также он отрицает слова городского чиновника, что размещение мусора на Самосыровском полигоне производится с нарушениями экологических норм.

— И на «Восточном» полигоне, и на полигоне «Химический» накладывается слой, мусор также разгружается навалом, утрамбовывается, а потом пересыпается. Точно так же и мы работаем, — говорит собеседник.

Артур Шанин отмечает, что решение суда негативно скажется на общем состоянии компании. Потому что придется как-то изыскать 50-60 млн рублей, чтобы убрать гору мусора. Компания не согласна, что на эту работу потребуются 150 млн рублей, ранее озвученных Искандером Гинниятуллиным.


Читайте также: Мусорный вопрос: как Казань избавят от свалок


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *