Дело «обнальщиков» из Татарстана: кто и как работает с «чёрным налом»

Войну серым схемам ухода от налогов объявили в республике: наряду с повсеместным внедрением онлайн-касс
Войну серым схемам ухода от налогов объявили в республике: наряду с повсеместным
внедрением онлайн-касс, возбуждаются уголовные дела по фактам «обналички», а
банки, пойманные на этом, лишаются лицензий

Войну серым схемам ухода от налогов объявили в республике: наряду с повсеместным внедрением онлайн-касс, возбуждаются уголовные дела по фактам «обналички», а банки, пойманные на этом, лишаются лицензий. 


Елена Мельник – Казань

Мимо кассы 

Так ГСУ МВД по РТ расследует сейчас многоэпизодное дело об организации преступного сообщества «обнальщиков», которые за определенный процент от суммы помогали юридическим лицам вывести со счетов большие деньги в обход налоговых органов.

Схема проста: компания, которая получила целевую субсидию из бюджета и не планирует использовать ее по назначению, или организация, которая не хочет платить налоги, нанимает так называемого «обнальщика». Он создает несколько фирм-однодневок, регистрируя их, как правило, по утерянным паспортам, либо по паспортам алкоголиков и наркоманов, которые сами за небольшое вознаграждение отдают документы в руки преступника. С его помощью компания проводит через цепочку счетов таких фирм большую сумму денег, якобы за оказание каких-то услуг — например, поставки рогов и копыт, а в конце цепочки эти средства благополучно снимаются. При этом ответственность за неуплату налогов ложится на «владельца» фирмы. Деньги же снимаются через банковские карты, оформленные на физических лиц – чаще всего студентов, которым предлагается заработать в обмен на пользование картой. Дальше – все по предыдущей схеме: претензии по счетам банковской карты — к ее владельцу.

Первых 13 фигурантов татарстанских «обнальщиков» оперативники задержали еще в начале августа прошлого года в Набережных Челнах. По информации полицейских, организатором сообщества стал житель автограда Денис Окунь, который создал четыре самостоятельные группы. Участники каждой из них подыскивали заказчиков незаконных банковских операций, а после их завершения распределяли «заработанное». По версии следствия, взаимодействие между этими группами осуществляли три человека, которые вели бухгалтерский учет, администрировали платежи, подготавливали документы, обосновывающие взаимоотношения между заказчиками незаконных банковских операций и подконтрольными юридическими лицами. Еще восемь человек занимались поиском клиентов, снимали деньги в банкоматах и передавали их клиентам.

По предварительным данным, сообщество «обнальщиков» заработало не менее 52 миллиона рублей, что считается особо крупным размером. Кроме того, при обысках у задержанных было обнаружено огнестрельное оружие и наркотики. Все 13 фигурантов в тот же день были доставлены в Казань, им было предъявлено обвинение по части 2 ст. 172 УК РФ — «Незаконная банковская деятельность», а затем и по ст. 210 УК РФ — «Организация и участие в преступном сообществе». Советский районный суд избрал им меру пресечения в виде содержания под стражей.

«Окуня все-таки хлопнули…»

Впрочем, предполагаемый организатор преступного сообщества Денис Окунь с супругой, которая, по версии правоохранительных органов, тоже участвовала в его бизнесе, успели выехать за границу и были объявлены в федеральный и международный розыск. Вахитовский районный суд заочно вынес решение о заключении обоих под стражу сроком на 2 месяца с момента задержания их на территории России или экстрадиции.

uE10y1f4azA

31 мая нынешнего года МВД по РТ распространило информацию, что Денис Окунь и его жена Екатерина Данилова задержаны «в ходе согласованных оперативно-розыскных мероприятий МВД по Республике Татарстан и Республики Беларусь».

Согласно материалам уголовного дела, именно Денис Окунь создал преступное сообщество «для осуществления незаконной банковской деятельности путем обналичивания денежных средств клиентов, заинтересованных в уклонении от уплаты налогов, через подконтрольные организации».

Как сообщила пресс-секретарь ГСУ МВД по РТ Наталья Сагитова, на сегодняшний день по этому уголовном делу к ответственности привлекаются 20 человек. В отношении 9-ти суд вынес решение о заключении под стражу, а 6 находятся под домашним арестом.

mQ57MGHEEk8

Стоит отметить, что известие о задержании Дениса Окуня вызвало в среде татарстанских «обнальщиков» бурную реакцию. Участник одного из профессиональных форумов в интернете констатировал: «Окуня все-таки хлопнули». «А всему беда — понты, — пишет второй. – У нас в городе, у некоторых, почему-то считается нормальным покупать желтые и салатовые порш-кайены с номерами не местного региона и рассекать на них напоказ. И таких вот бодрых героев периодически прореживают те, кто должен по долгу службы этим заниматься. И знаете — правильно делают. Создается впечатление, что человек жил если не одним днем, то привык, что ему все «на шару» по жизни заходит. А тут вот не зашло».

AcKlbCEIPmI

Некоторые высказывают предположение, что Денис Окунь «бюджет спалил». Другие, считают, что он пал жертвой жесткой конкуренции среди «обнальщиков»: «Нахватался на демпинге заказов, решил, что самый умный, вот его и хлопнули за наглость и отсутствие паритетного отношения к коллегам, так сказать».

MrnAGbUA2mA

Казанский филиал 

О том, где сейчас находятся Денис Окунь и его жена, в пресс-службе МВД по РТ не сообщают, ссылаясь на тайну следствия. Зато в середине июня полицейские рассказали об еще одном крупном «улове» обнальщиков, но на этот раз — в Казани. Оперативники задержали 8 жителей столицы Татарстана, подозреваемых в незаконной банковской деятельностью в составе организованного сообщества. По версии следствия, ОПГ состоит из трех самостоятельно действующих групп, объединенных единым умыслом на совершение незаконных банковских операций и извлечение дохода путем обналичивания и транзита денежных средств. Одной из групп руководит организатор сообщества – 49-летний житель Казани, а управление двумя другими он поручил своим знакомым.

Согласно материалам уголовного дела, участники сообщества казанских «обнальщиков» подыскивали и приобретали пакеты документов юридических лиц, не ведущих реальной финансово-хозяйственной деятельности, открывали в банках Татарстана расчетные счета подконтрольные юридическим лицам, и производили снятие наличных денежных средств со счетов. Общий «навар» таких операций составил свыше 50 миллионов рублей.

В отношении 3 задержанных суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу, 4 — домашний арест, а в отношении 1 — в виде подписки о невыезде.

 Нал валит банки

Однако следствие умалчивает о том, какие именно банки фигурируют в деле, хотя на страницах уголовных дел много фото из оперативных съемок и возле «Татфондбанка», и возле «Сбербанка».

— Так называемая «обналичка» — это сейчас в определенной степени востребованный бизнес, поскольку для теневого оборота нужны наличные деньги, — считает заведующий кафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ Игорь Кох. – Потому что с помощью них можно совершать операции вне контроля налоговых органов. А для юридических лиц существуют определенные ограничения на получение наличных денег. Понятно, что превратить безналичные деньги в наличные без банка невозможно. При этом банк может участвовать в схеме, либо «обнальщики» могут его лишь использовать, маскируя свои сделки под законные. Потому что нормальные банки стараются сделать все возможное, чтобы избежать участия в таких операциях. Есть специальная программа, которая отслеживает подозрительный провод платежей, и такие банки, если не пресекают – банк не всегда имеет право отказать клиенту в каких-то операциях, то хотя бы осложняют их настолько, чтобы «обнальщикам» было не интересно использовать данную финансовую организацию.

Например, если юридическое лицо переводит на счет физического лица большую сумму денег, а физическое лицо тут же их снимает, такая операция настораживает, если это не зарплата, конечно. Понятно, что банк не имеет права заморозить платеж, но он облагает такие переводы огромными комиссионными или ставит ограничение на получение наличных по времени — например, по 60 тысяч рублей в день. А если человеку нужно обналичить миллион, то надо в банк ходить каждый день целый месяц, да еще комиссию в 5-7% заплатить.

— Но банки не столь щепетильные в этом отношении, могут напрямую участвовать в схеме, не препятствуя подобным операциям или даже быть прямым их бенефициаром, — отмечает Игорь Кох.

По словам эксперта, большинство банковских лицензий, которые были отозваны за последние несколько лет, были отозваны с формулировками – «за нарушение законодательства о легализации преступных доходов и финансирование терроризма», в том числе, за нарушения, связанные с «обналичкой».

Самая распространена схема — банк предоставляет юридическим лицам, желающим сэкономить на налогах, реквизиты своих дочерних фирм-однодневок, а после того, как деньги переводятся (опять-таки под видом оказания услуг), они снимаются, а фирмы ликвидируются. Банк получает свою комиссию, а клиент – наличку.

Процесс по делу «обнальщиков» из Татарстана станет одним из самых громких в череде экономических преступлений. Пока не ясно, когда состоится первое судебное заседание, но из источников близких к следствию известно, что фигуранты находятся в казанском СИЗО и ожидают начало рассмотрения дела в суде.


Читайте также: Полиция ловит Окуней из Челнов, подозреваемых в организации ОПС «обнальщиков»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *