foto_1 (25)

Питрау-2017: общение с духами, вице-премьер в «шалаше любви» и Элвин Грей


Кряшенский национальный праздник отгремел на границе Татарстана и Удмуртии, в поселке Зюри Мамадышского района. На поляне Тырлау у подножия горы, окруженной с одной стороны стеной красивого, практически реликтового леса, собрались жители Закамья и соседних российских регионов. Среди них были не только кряшены, но и татары, русские, удмурты и другие народы. Вместе они поминали первых христианских апостолов Петра и Павла.


Ильнур Ярхамов — Казань

«Ночной сабантуй», «Праздник любви» — как только не называют национальный праздник кряшен, который проводится в Мамадышском районе. Праздник Питрау завершает череду торжеств народов, проживающих в Татарстане, которые испокон веков проходят ежегодно в конце весны — начале лета. Это время было выбрано не случайно — посевная уже закончена, а уборочная еще не началась, значит, можно пока отдохнуть и повеселиться. Начинают в мае с русского Каравона, потом отмечают татарский Сабантуй, мордовские Балтай и «Валда шинясь», марийский Семык, удмуртский «Гырон быдтон», чувашские Учук и Уяв, славянский Иван Купала. Несмотря на то что суть праздников едина, у каждого есть свои особенности.

— В день Питрау в деревнях народ просыпается и идет собирать душистые и лечебные травы. Также отправляются в леса, чтобы собирать ягоды. У нас говорят, что до дня Питрау надо обязательно собрать веники для бани. Если не успеешь это сделать, то листья в вениках будут непрочными, опадут, — рассказывает участница фольклорного кряшенского ансамбля «Айбагыр» Вера Семёнова об одной из традиций Питрау.

foto_2 (25)

Собеседница говорит, что Питрау принято считать началом ухода лет. Молодые ребята в этот день водят хороводы. После это делать уже не принято. По словам Веры Семёновой, дата дня Питрау — 12 июля. До него православные кряшены держат пост.

— От Пасхи до Троицы — 50 дней. А от Троицы через неделю начинается Петровский пост, который и венчается гуляниями в Питрау, — рассказывает она.

Родом наша героиня из Тюлячинского района. Там в деревне Суваш сохранился старинный обычай — собирать на Питрау букет из лечебных полевых и лесных цветов. Хранят его потом дома, а зимой листья и цветы используют в качестве лекарства.

Собеседница отмечает, что праздник Питрау больше всего ориентирован на молодежь. Например, девушки-кряшенки должны целый день носить на голове венки. К вечеру их снимают и кидают в речку с пожеланиями найти себе жениха.

Питрау похож на татарский Сабантуй. Здесь есть и борьба кореш, состязания на ловкость и силу. Но существует у него и исключительная особенность. Питрау называют еще и «Праздником любви». Например, девушки-кряшенки должны целый день носить на голове венки. К вечеру их снимают и кидают в речку с пожеланиями найти себе жениха. Кроме того, уже много лет подряд помогает одиноким сердцам опытная сваха Аграфена. Потенциальные женихи и невесты оставляют ей записки с пожеланиями к будущей второй половинке, а в конце праздника сваха озвучивает имена тех, кто больше всего, по ее мнению, подходит друг другу. Пара получает подарки и приглашение вернуться на Питрау в следующем году уже в статусе мужа и жены. За многолетнюю историю праздника соединились немало сердец, у кряшен даже есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют».

Впервые в этом году на Питрау был сделан «шалаш любви». Когда на праздник съехались высокие гости — министры, чиновники и депутаты Госсовета, им показали импровизированную свадьбу. А первый вице-премьер Татарстана Рустам Нигматуллин даже зашел в шалаш. Кряшены говорят, что если там побывать, то исполнятся все мечты.

foto_3 (23)

— «Шалаш любви» — это очень древний обряд кряшен, который восходит к временам, когда мы были в язычестве, — рассказывает сваха Аграфена Васильева. — Наши предки зазывали духов земли, цветов, полей и огня. У нас есть заклинания, чтобы они пришли в этот шалаш. Обычно люди молились, чтобы парень или девушка нашли свою вторую половину.

Также кряшены могут попросить благополучия семье, рождения детей или продолжения рода. В шалаше обязательно нужно полежать — так принято общаться с духом земли. Туда же ставятся свечи и воду для общения с соответствующими силами. Сам шалаш сооружается из веток и полевых цветов и трав.

— Это давно забытый обряд. Я решила всё восстановить. Сама я из нижнекамской кряшенской деревни Клятле. Там у нас больше всех сохранилось ранних древних обычаев, чем у других кряшен, — говорит Аграфена Васильева.

foto_4 (18)

Соблюдение обрядов — это только часть национальных праздников. Каждое гулянье сопровождается концертами популярных артистов, дискотекой для молодежи, фейерверками. Поэтому Питрау называют еще и «Ночным сабантуем». Гулять начинают под вечер, а заканчивают с рассветом.

В этом году было три концертных площадки. Люди среднего возраста собирались вокруг большой и основной, куда приехала популярная с советских времен группа «Синяя птица».

На площадке под условным названием «Кряшен Чибяре» выступали фольклорные ансамбли. Там же проходил и конкурс красоты. «Юные хранительницы кряшенской культуры блещут своими талантами в исполнении народных песен, танцев и приготовлении народных блюд», — доносятся со сцены слова ведущих. Победительницу конкурса ждет приз в 50 000 рублей и серебряная корона.

foto_5 (13)

Наиболее многочисленной оказалась музыкальная площадка с любопытным названием «Питрау-Party». Молодые люди до 30 лет двигались под такты и ритмы современной клубной музыки и ждали звезду программы — татаро-башкирского певца Элвина Грея. Своё выступление он должен был начать в 21.30. Ждали исполнителя до 23.30, а певца всё не было. Организаторы толком не могли объяснить причину, почему до сих пор не началось выступление. На сцену он вышел почти за полночь. Завершились гуляния уже под утро.


Читайте также: Бабушка, которая поет: пенсионерка из Казани стала звездой интернета


 


Опубликовано 15.07.2017

1 комментарий

Игорь

Православные с духами не общаются и язычеством не занимаются.

Комментировать