лаборатории. Публика познакомилась с эскизами спектаклей, созданными тремя
командами под руководством известных режиссеров не только России, но и мира
Казанский фонд «Живой город» представил в Свияжске итоги IV театральной лаборатории. Публика познакомилась с эскизами спектаклей, созданными тремя командами под руководством известных режиссеров не только России, но и мира.
Мария Рудакова – Казань
В эти выходные на острове-граде Свияжск прошли показы IV театральной лаборатории «Свияжск АРТель» — мероприятия, стартовавшего четыре года назад и ставшего для казанских театралов одним из главных событий года.
Над основной программой в этом году работали не только ведущие российские режиссеры, но и европейские.
Первый отрывок текста о казни цареубийцы, о жестокой расправе над ним – это такая коротенькая история про расчленение, но со всеми его подробностями. Голос из кустов заставлял зрителей внимательно присматриваться и разбираться, откуда же он идет. А текст сразу вводил в задумчивое состояние, с которым они шли до конца.
Дальше больше — это и распятый на кресте молодой человек, рассказывающий о тюремном заключении, и девушка далеко в воде, в камышах, голос откуда-то сверху.
А когда толпа остановилась на берегу реки, то никто не понимал почему, ведь по соседству не было привычных кустов, в которых сидела большая часть актеров, пока режиссер не предостерег «не наступите на могилку» — оказывается, следующий отрывок текста к нам донесся из-под земли.
Зрители шли вдоль берега, перешептываясь между собой и явно не до конца понимая, что же происходит.
— Я думаю, что здесь очень важна такая казанская история. Здесь собраны актеры из разных городских театров, в том числе и непрофессиональные, хотя это вообще не бросается в глаза и порой даже не отличишь, где профессионалы, а где нет. И то, что упоминаются всем известные казанские места: это и театр Камала, и озеро Кабан, и ТЮЗ — у нас у всех там прошло детство. Концовка была весьма своеобразна. Нет, тут не дети убивают детей, тут показано, как система ломает еще неокрепший организм, порой неспособный сопротивляться, а если и способный, то обязательно одинокий и никем не понятый. Думаю, что каждый, смотря в «Глубокую воду», читал в ней свое прошлое, воспоминания о школе, которые далеко не всегда были приятны, — делится своими впечатлениями Альберт Миросланов.
Палата №6 — это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Если присмотреться внимательно к описанию палаты, то оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма, поэтому стены Свияжска как нельзя лучше подошли для этого произведения. Интерпретация автора, когда в конце Рагин умирает не от железных кулаков Никиты, а от апоплексического удара, наступившего от «душа шарко», произвела на зрителей большое впечатление.
По словам актеров, идея с финальной сценой пришла только под конец репетиций и попробовать ее реализовать удалось всего за пару суток до премьеры. Но нужно сказать, что актеры репетировали всего девять дней, что по театральным меркам очень немного.
— Свияжск — это очень интересное место, не похожее ни на одно из тех мест, где я бывал до сих пор. Именно это место подтолкнуло на то решение, которое у нас родилось, в другом месте оно не возникло бы. Это эскиз спектакля, который сделан в кротчайшие сроки, и мы очень серьезно над этим работали, чтобы такой большой материал за это время освоить. Я доволен, что люди внимательно в этих непростых условиях слушали этот сложный философский текст, что артистам удалось его не забыть, не перепутать и донести до публики, потому что именно в Чехове заключено все то самое главное, ради чего мы это делали, а место — сам Свияжск — оно нам просто помогло, — говорит режиссер спектакля Михаил Бычков.
— Монастырь, тюрьма, психушка — не думать про это просто невозможно. Показ в целом оставил некое противоречивое впечатление, и для меня тоже сложилась своя картина, свой образ Свияжска. Очень интересно то, как три разных художника по-разному взаимодействовали с этим местом. Как место их провоцировало на те или иные действия. Я думаю, что мы не зря сюда приехали. Тем более что за столько лет, сколько я здесь не была, город очень сильно изменился и из руин стал таким туристическим оазисом и приютом подобных фестивалей, — говорит зритель Ольга Шакирова.
Фото и видео: Мария Рудакова
Читайте также: В Свияжске презентовали проект «Свияжск АРТель»
Comment section