Монастырь. Тюрьма. Психушка: чем запомнился «Свияжск АРТель»

Казанский фонд «Живой город» представил в Свияжске итоги IV театральной лаборатории. Публика  познакомилась с эскизами спектаклей
Казанский фонд «Живой город» представил в Свияжске итоги IV театральной
лаборатории. Публика познакомилась с эскизами спектаклей, созданными тремя
командами под руководством известных режиссеров не только России, но и мира

Казанский фонд «Живой город» представил в Свияжске итоги IV театральной лаборатории. Публика познакомилась с эскизами спектаклей, созданными тремя командами под руководством известных режиссеров не только России, но и мира.


Мария Рудакова – Казань

В эти выходные на острове-граде Свияжск прошли показы IV театральной лаборатории «Свияжск АРТель» — мероприятия, стартовавшего четыре года назад и ставшего для казанских театралов одним из главных событий года.

Над основной программой в этом году работали не только ведущие российские режиссеры, но и европейские.

— Тема нашей лаборатории — это жизнь острова Свияжск. Звучит она, если описывать в трех словах, так: монастырь, тюрьма, психушка. Это три ипостаси острова, с которыми мы попросили поработать трех режиссеров: Михаила Бычкова, Всеволода Лисовского, Массимо Фурлана, — говорит арт-директор «Свияжск АРТели» Олег Лоевский.
4K32yuH-1Zo
Все же если свести к единому, то тему «Свияжск АРТели» можно обозначить как «ограничение». Раньше тюрьма, находившаяся здесь, ограничивала свободу заключенных; позже — психиатрическая больница — символ природного ограничения, ограничения разума; наконец, монастырь  — как добровольное ограничение своей души. А теперь даже сам остров — это территориально ограниченное пространство.
Лаборатория «Свияжск АРТель» стала примером sitespecific — трендового направления современного театра, когда произведения искусства создаются в определенном нетеатральном пространстве и существуют только в нем. Ведь театр может происходить везде. Для этого необязательны сцена, гримерки и кулисы, поэтому неотъемлемой частью эскизов и перформансов «Свияжск АРТели»
стали и конкретные объекты острова.
Первым спектаклем стала работа Всеволода Лисовского. С казанскими актерами режиссер поставил труд Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать». Все началось с неожиданного выстрела из ракетницы, который на протяжении всего пути сопровождал зрителей, пугая их и не давая ни на секунду отвлечься.
Wf06NshaPKY
Зрители преодолевали извилистые дорожки и «козьи тропы», а вместе с ними и укусы комаров, терпя свое «наказание» за любовь к искусству.
Актеры же прятались в абсолютно неожиданных местах, и сначала публика даже не понимала, почему же мы остановились около какого-то куста и что сейчас происходит.

5g_13Hc13bE

Первый отрывок текста о казни цареубийцы, о жестокой расправе над ним – это такая коротенькая история про расчленение, но со всеми его подробностями. Голос из кустов заставлял зрителей внимательно присматриваться и разбираться, откуда же он идет. А текст сразу вводил в задумчивое состояние, с которым они шли до конца.

1BKz5jT4B5E

Дальше больше — это и распятый на кресте молодой человек, рассказывающий о тюремном заключении, и девушка далеко в воде, в камышах, голос откуда-то сверху.

fHNkVNmQhX0

А когда толпа остановилась на берегу реки, то никто не понимал почему, ведь по соседству не было привычных кустов, в которых сидела большая часть актеров, пока режиссер не предостерег «не наступите на могилку» — оказывается, следующий отрывок текста к нам донесся из-под земли.

N8D6oGNyNGY

Зрители шли вдоль берега, перешептываясь между собой и явно не до конца понимая, что же происходит.

GCxwcIugkzA

— Когда мне сказали про лабораторию с такой тематикой, естественно первая мысль была о текстах Фуко. А потом, нужно же учитывать взаимодействия здешнего ландшафта с этим текстом. Понимаете, Фуко пишет про механизмы воздействия на душу, а через нее на тело, но в то же время его текст тоже является таким же механизмом воздействия, но, с другой стороны, этот ландшафт точно так же воздействует на текст. В общем, все друг друга расчленяют, там ничего целого нет — все какие-то от людей обрезки, от текста — обрезки, а вот ландшафт все поглощает, хотя он тоже является обрезком чего-то — вот такая система, — рассказывает режиссер спектакля Всеволод Лисовский.
Второй перформанс «В глубокой воде» стал результатом совместной работы режиссера Массимо Фурлана и драматурга Клэр де Рибопьер в рамках резиденции IV театральной лаборатории «Свияжск АРТель» при участии четырех профессиональных актеров и пятнадцати местных школьников.
W4gFIueVJ2U
В перформансе Фурлан размышляет о взрослении и поиске собственной идентичности, любви, памяти и хрупкости личных границ. Это такие детские воспоминания, причем в отличие от большинства художников он не выбирает какие-то частные, глубоко личные впечатления, а наоборот — находит что-то такое, что было событием для миллионов людей, а заодно оставило неизгладимый след и в его детской памяти.
E9otgsYxnx8
Спектакль проходил в свияжской школе, поэтому вопросы о хрупкости и гибкости подростков звучали более чем уместно. Зрители переходили из класса в класс, из «начальных» в «кабинет русского языка», оттуда в «тренажерный зал» и так далее. У каждого был свой индивидуальный маршрут. В классах их ждали маленькие истории о подростковой жизни, тексты которых были написаны актерами в процессе работы лаборатории.
fHNkVNmQhX0

— Я думаю, что здесь очень важна такая казанская история. Здесь собраны актеры из разных городских театров, в том числе и непрофессиональные, хотя это вообще не бросается в глаза и порой даже не отличишь, где профессионалы, а где нет. И то, что упоминаются всем известные казанские места: это и театр Камала, и озеро Кабан, и ТЮЗ — у нас у всех там прошло детство. Концовка была весьма своеобразна. Нет, тут не дети убивают детей, тут показано, как система ломает еще неокрепший организм, порой неспособный сопротивляться, а если и способный, то обязательно одинокий и никем не понятый. Думаю, что каждый, смотря в «Глубокую воду», читал в ней свое прошлое, воспоминания о школе, которые далеко не всегда были приятны, — делится своими впечатлениями Альберт Миросланов.

BOn_oKL2J-U

Третьим  спектаклем стала «Палата №6» Антона Павловича Чехова. Ее режиссер — Михаил Бычков, который является создателем и художественным руководителем Воронежского камерного театра, приехавшего специально в лабораторию.
KxWTq5Yhkbc

Палата №6 — это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Если присмотреться внимательно к описанию палаты, то оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма, поэтому стены Свияжска как нельзя лучше подошли для этого произведения. Интерпретация автора, когда в конце Рагин умирает не от железных кулаков Никиты, а от апоплексического удара, наступившего от «душа шарко», произвела на зрителей большое впечатление.

VS0HV7IBeuQ

По словам актеров, идея с финальной сценой пришла только под конец репетиций и попробовать ее реализовать удалось всего за пару суток до премьеры. Но нужно сказать, что актеры репетировали всего девять дней, что по театральным меркам очень немного.

SGf-HRBx4io

— Свияжск — это очень интересное место, не похожее ни на одно из тех мест, где я бывал до сих пор. Именно это место подтолкнуло на то решение, которое у нас родилось, в другом месте оно не возникло бы. Это эскиз спектакля, который сделан в кротчайшие сроки, и мы очень серьезно над этим работали, чтобы такой большой материал за это время освоить. Я доволен, что люди внимательно в этих непростых условиях слушали этот сложный философский текст, что артистам удалось его не забыть, не перепутать и донести  до публики, потому что именно в Чехове заключено все то самое главное, ради чего мы это делали, а место — сам Свияжск — оно нам просто помогло, — говорит режиссер спектакля Михаил Бычков.

— Монастырь, тюрьма, психушка — не думать про это просто невозможно. Показ в целом оставил некое противоречивое впечатление, и для меня тоже сложилась своя картина, свой образ Свияжска. Очень интересно то, как три разных художника по-разному взаимодействовали с этим местом. Как место их провоцировало на те или иные действия. Я думаю, что мы не зря сюда приехали. Тем более что за столько лет, сколько я здесь не была, город очень сильно изменился и из руин стал таким туристическим оазисом и приютом подобных фестивалей, — говорит зритель Ольга Шакирова.

Фото и видео: Мария Рудакова


Читайте также: В Свияжске презентовали проект «Свияжск АРТель»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *