Успенский собор Свияжска признан наследием человечества: что это значит

Редакция KazanFirst расспросила экспертов о том
Редакция KazanFirst расспросила экспертов о том, зачем Татарстан так стремится к
тому, чтобы объекты республики оказались в Списке всемирного наследия, стоит ли
мыслить с точки зрения экономики в этих вопросах и что пока мешает заявить в
ЮНЕСКО Сабантуй и Каравон

Редакция KazanFirst расспросила экспертов о том, зачем Татарстан так стремится к тому, чтобы объекты республики оказались в Списке всемирного наследия, стоит ли мыслить с точки зрения экономики в этих вопросах и что пока мешает заявить в ЮНЕСКО Сабантуй и Каравон.


Мария Рудакова — Казань

Для начала разберемся, что же такое Всемирное наследие ЮНЕСКО. Если следовать официальной справке, то это природные или созданные человеком объекты, которые имеют особую культурную, историческую или экологическую значимость. То есть все то, чем человек дорожит и рассчитывает сохранить для будущих поколений в первозданном виде.

Всего на 2017 год в Списке всемирного наследия — 1073 объекта в 165 странах. Из них 832 являются культурными, 206 — природными и 35 — смешанными. В России таких объектов 29. В Татарстане — 3. Это Казанский Кремль, Болгар и теперь Свияжский историко-архитектурный комплекс.

— Если наш Свияжск вошел в список самых знаменитых, самых известных мировых объектов культурного наследия, то это обозначает только одно — это здорово. Мы рады. И будем дальше работать таким образом, чтобы объектом можно было только гордиться, — говорит заместитель председателя Госсовета Татарстана Татьяна Ларионова.

foto_2

Но вместе с тем она подчеркивает, что помимо статуса на республику возлагается и большая ответственность. Как только тот или иной объект попадает в список ЮНЕСКО, его хранители должны действовать по принципам международной конвенции, которая четко регламентирует вопросы по его подлинности.

— И эту ответственность берет не только наше поколение, ответственность навсегда сохранится за государством, за Россией и республикой. Теперь у нас появляется возможность сохранять этот объект с поддержкой международных экспертов. Консультативные органы ЮНЕСКО так же несут ответственность, как и мы, и по нашему обращению могут включиться в любой процесс и помочь нам. Это очень важно, мы убедились в этом на примере Болгара и Кремля, — добавляет Татьяна Ларионова.

Главная цель Списка всемирного наследия — сделать объекты известными и защитить те, которые являются уникальными в своем роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Свияжск им соответствует.

foto_3

Архитектурный комплекс Успенского монастыря был построен еще при Иване Грозном, в XVI веке. В советские годы здесь размещались трудовая коммуна, ГУЛАГ, психиатрическая лечебница. Начиная с 2010 года в нем ведутся масштабные реставрационные работы.

— Это грандиозная победа нашей республики, потому что это нужно себе представлять и значение вхождения в Список всемирного наследия. И то, что Татарстан уже за такой небольшой промежуток времени включил в этот Список три объекта, говорит об очень правильной работе с международным культурным сообществом в лице ЮНЕСКО, — считает Зиля Валеева, директор музея-заповедника «Казанский Кремль». — Конечно, было очень приятно слышать лестные отзывы о том, что команда от лица республики работала очень профессионально, номинационное досье подготовлено блестяще. В целом это говорит о том, что наше наследие, у нас в республике, — это такие объекты, которые имеют значение и для республики, и для России, и для всего мира. И быть в этом Списке — это значит уже стать признанным всем международным сообществом. Быть культурным объектом исключительного наследия.

Досье «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск» было представлено в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в начале 2016 года. Британский специалист Сьюзен Деньер в августе 2014 года приезжала в Свияжск с консультацией и положительно охарактеризовала этот архитектурный ансамбль. В целом в организации отметили, что фрески собора «относятся к числу редчайших примеров восточной православной настенной живописи».

Теперь Свияжск наряду с Болгаром и Казанским Кремлем имеет ряд преимуществ:

— повышение престижа территорий и управляющих ими учреждений;

— дополнительная популяризация;

— приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки;

— дополнительные гарантии сохранности и целостности;

— организация мониторинга и контроля.

— Включение объекта в список ЮНЕСКО дает прежде всего мировую известность. И, безусловно, количество туристов международного уровня прибавляется. За рубежом, выбирая страну, куда ехать, люди смотрят на объекты, которые входят в список ЮНЭСКО. По Болгару, по Казанскому Кремлю мы видим, как много зарубежных туристов появилось на этих объектах, —  продолжает Татьяна Ларионова.

Очевидно, что международное сообщество и в дальнейшем будет оказывать первоочередную помощь и всестороннюю поддержку тем территориям, которые были определены им как наиболее значимые для охраны природы и сохранения биоразнообразия.

SONY DSC

— Войти в список исключительных объектов —  это громадный плюс и для туристической привлекательности. Конечно, наше вульгарное экономическое мышление все время задает вопросы о деньгах — будет ли их больше. Но на самом деле речь идет о совершенно другом «табеле о рангах» — о культурной ценности, значение которой даже больше, — говорит Зиля Валеева и подчеркивает, что вместе со значением приходит и ответственность за сохранение этих памятников. — Потому что мы охраняем их для будущих поколений и для всего человечества. В то же время и для остальных это привлекательные объекты с точки зрения повышения своего представления о культуре и многообразии этой культуры, что есть вот такие точки в разных странах, которые независимо от того, где ты живешь, имеют одинаковую ценность. Это высокий статус, которому нужно соответствовать.

Вместе с Успенским собором на заседании   41-й сессии Комитета всемирного наследия в список были включены такие памятники, как исторический город Йезд в Иране, священный остров Окиносима в Японии и венецианские оборонительные сооружения XVI-XVII веков на территории между областью Ломбардия в Италии и восточным побережьем Адриатического моря.

— Сегодня приятно отметить, что работа, которая ведется в республике по сохранению культурного наследия, она не только соответствует мировым стандартам, но и во многом благодаря опыту работы тех же ученых, реставраторов и государственных служащих мы становимся даже инициаторами новых стандартов и подходов. Очень важно, когда ты не только варишься в собственном соку, но и, аккумулировав весь опыт, можешь предложить некоторые свои новые подходы, — говорит директор Казанского Кремля.

Включение памятника в этот список — это очень тяжелая и основательная работа. Но Татарстану повезло, что у него сегодня есть специалисты, которые уже умеют работать по международным стандартам. И тут, конечно, встает вопрос: а что дальше? Будут ли еще объекты, которые республика постарается включить в Список всемирного наследия?

— Сказать сегодня, что мы беремся за        какой-нибудь следующий памятник, мы не готовы. Но аппетит приходит во время еды, все может быть, потому что интересная тема, к примеру, Великий шелковый путь. Часть этого пути проходила именно по Татарстану, это целый ряд интересных памятников — и Елабуга, и Билярск. Хотя данная номинация требует взаимодействия с другими субъектами Российской Федерации. Пока такого опыта в России нет. Но сейчас этот вопрос мы перед собой и не ставим, — рассказывает о планах Татьяна Ларионова. — Другой вопрос, что мы хотели бы поработать с нематериальным культурным наследием. Те же Сабантуй и Каравон. Но, к сожалению, Россия пока не ратифицировала конвенцию о нематериальном культурном наследии, поэтому мы не можем претендовать, чтобы данные объекты были включены в этот список, но потенциал есть.

foto_5

Одержав очередную победу, Татарстан не останавливается. Начинается новая аналитическая работа, которая позволит внести новые предложения для рассмотрения.

— Безусловно, ключевое решение за Минтимером Шариповичем и Рустамом Нургалиевичем. Пока конкретных предложений в их адрес мы не вносили, но думаем, что за этим будущее, — заключает Татьяна Ларионова.


Читайте также: Монастырь. Тюрьма. Психушка: чем запомнился «Свияжск АРТель»


Фото: ТАСС, Art116.ru и prezidentpress.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *