Музей в самолете Ту-144 станет новым брендом Казани

В сотню миллионов рублей обойдется первый в мире интерактивный музей в сверхзвуковом самолете
В сотню миллионов рублей обойдется первый в мире интерактивный музей в
сверхзвуковом самолете, который через два с половиной года откроется в Казани

В сотню миллионов рублей обойдется первый в мире интерактивный музей в сверхзвуковом самолете, который через два с половиной года откроется в Казани.


Елена Мельник — Казань

Уже через две недели станет известно, как примерно будет выглядеть внутри и снаружи будущий музей в Ту-144, который «приземлился» около 8-го здания КАИ. Победителями объявленного месяц назад открытого конкурса стали два концепта — от производственного объединения «Зарница» и творческого объединения «Самрух».

foto_2

Но руководство вуза и жюри попросили доработать обе концепции — включить в них не только сам музей, но и всю прилегающую инфраструктуру в целом. Через две недели снова соберется конкурсная комиссия и выберет окончательный вариант концепта.

— Рядом с самолетом должен быть дополнительный корпус, в котором люди могли бы расположиться прежде чем идти в музей, — с гардеробом, может быть, с буфетом, с сувенирной продукцией, санузлами и так далее, — рассказывает проректор КНИТУ-КАИ Алексей Огонев. — Но этот корпус не должен загораживать самолет, поэтому предлагается сделать его «полуутопленным» — где-нибудь под крылом. А в самолет люди будут подниматься по теплым переходам.

Кроме того, в дополнительном корпусе музея Ту-144 можно запускать предэкскурсионные программы. Ведь если придет класс из 25 школьников, то все дети в салоне «тушки» не поместятся, так как самолет узкофюзеляжный. Пока первая группа изучает интерактивные экспонаты, вторая сможет посмотреть фильм об истории авиации и авиастроении.

Требует внимания разработчиков концепта и прилегающая к самолету территория КНИТУ-КАИ. В планах руководства вуза — облагородить парковую зону и тоже выставить здесь экспонаты, связанные с авиастроением и космосом и соответственно оформленные.

Были замечания к разработчикам и по содержанию внутренней экспозиции. Решено максимально наполнить самолет интерактивными экспонатами и не включать туда лишние исторические, статистические и другие объекты, которые можно показать вне самолета.

foto_3

— То есть мы хотим донести до разработчиков одну простую вещь — это не музей в традиционном его понимании, — подчеркивает Алексей Огонев. — Ленточка и какие-то статические объекты, на которые надо прийти посмотреть, детям и подросткам неинтересны. А именно они наша целевая аудитория, но им интересны другие вещи.

Так, например, руководству вуза понравилась идея разработчиков с очками виртуальной реальности, с помощью которых ребята могут сами собрать двигатель реактивного самолета или выбрать из таблицы Менделеева нужные элементы и провести виртуальную химическую реакцию. В программе заложены подсказки, которые можно использовать в процессе, и если участник ошибся, то двигатель не заработает, а химическая реакция пойдет не так. С помощью виртуального стола — тачскрина с дополненной реальностью — можно стать участником разных этапов сборки воздушного судна или подготовки его к полету.

Но для современных музеев дополненная реальность уже не в диковинку. И музей Ту-144 станет уникальным не из-за этих виртуальных фокусов, а потому что в мире до сих пор нет ни одной тематической интерактивной экспозиции внутри сверхзвукового самолета. В России есть Ту-144, которые так же стоят на постаментах и в которых планируется воссоздать историческую часть. Такой памятник-музей легендарному ТУ-144 планируется открыть в Жуковском. Но в Казани будет первый проект, который совместит два в одном — интерактив и самолет.

foto_4
— Наша задача — привлекать абитуриентов на инженерные специальности, — отмечает Алексей Огонев. — Чтобы они видели, как это круто. А для того, чтобы делать круто, нужно изучать физику, химию и математику. Но если современным детям просто прийти и сказать: «Вот, ребята, 50 лет назад этот самолет был создан, смотрите, какой он красивый», то это их не зацепит. Они сегодня живут в другом мире, в другой реальности. Им надо на понятном языке объяснять, что это круто. Показать им все это в игровой форме, в форме шоу.

Планируется также, что интерактивный музей Ту-144 привлечет туристов в Татарстан. И когда проект полностью реализуют, его включат в маршруты Казани и будут показывать не только российским туристам, но и иностранным. Более того, планируется создать тематический туристический продукт, который объединит несколько уникальных авиационных объектов столицы Татарстана, начиная авиапредприятиями и заканчивая ведомственными музеями авиационной техники. Понятно, что гвоздем программы станет интерактивный музей Ту-144.

foto_5

— Он будет не только единственным в России, он будет единственным в мире, —  говорит ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. — Музеев на основе сверхзвуковых самолетов несколько, но внутри — просто плакаты. А мы хотим разместить внутри интерактивный музей техники. Такой масштабный проект требует и соответствующего финансирования. За пять лет полной реализации мы надеемся привлечь в него около 100 миллионов рублей. Это смешанный бюджет из самых разных источников — средства Министерства образования и науки Татарстана, возможно, средства Объединенной авиационной корпорации, Минпромторга, средства предприятий, различных фондов и спонсоров. Вместе мы надеемся собрать необходимую сумму и сделать этот уникальный по мировым меркам музей. На чем основан такой оптимизм? На том, что идея очень классная, очень крутая. Она уже вызвала огромный, искренний интерес. Нам нужно просто эту работу сделать.

Напомним, проект с созданием интерактивного музея техники в Ту-144 начал воплощаться еще в конце прошлого года. Легендарный самолет, который простоял три десятка лет перед зданием КАИ на улице Дементьева, пришлось разбирать на части, чтобы доставить на выбранную для музея площадку на улице Четаева. В октябре туда перевезли носовой обтекатель самолета, обе полуплоскости крыла и двигатель, а в апреле нынешнего года — киль. 26 мая Ту-144 занял свое место на заранее подготовленной для него площадке перед 8-м зданием КНИТУ-КАИ. В июне был объявлен конкурс на создание концепта музея, в финал вышли две работы.

foto_6

Теперь после того, как из двух концептов, доработанных авторами, выберут один, к работе подключатся проектировщики, которые воплотят идею в готовый проект — со всеми инженерными и архитектурными, а также экономическими расчетами. Первую очередь музея внутри сверхзвукового самолета планируется открыть 31 декабря будущего года — к 50-летнему юбилею первого полета опытного Ту-144.

Внести вклад в развитие инженерной науки может любой желающий — на сайте музея по адресу tu-144.kai.ru/donate.

Также любой желающий может высказать свое мнение относительно обустройства и оснащения будущего музея, покраски и подсветки самолета, а также благоустройства прилегающей территории. Для этого на сайте музея Ту-144 запущен специальный форум: tu-144.kai.ru/forum.


Наша справка

Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, первый и один из двух в мире тип сверхзвукового авиалайнера, который использовался в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Ведущим конструктором по самолету был Алексей Туполев. Единственным в мире воздушным судном, сопоставимым с Ту-144 по своим летно-техническим характеристикам и реализованным «в металле», был британо-французский «Конкорд» (Concorde). Но Ту-144 впервые поднялся в небо на два года раньше своего иностранного «близнеца» — 31 декабря 1968 года. А 5 июня 1969 года Ту-144 стал первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер (на высоте 11 000 метров). Весной 1971 года в Жуковском был собран первый серийный Ту-144. Всего же было построено 16 таких самолетов.

1 ноября 1977 года состоялся первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами — на борту на трассе Москва — Алма-Ата. Этот полет положил начало регулярной эксплуатации самолета. Но уже 1 июня 1978 года руководство «Аэрофлота» приняло решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144. Но до середины 1990-х годов самолеты применялись для проведения различных испытаний, во время которых выполняли типовые полеты с выходом на предельную скорость (до 2,35 скорости звука) — всего 180 с общим налетом 357 часов, из них на сверхзвуке — 135 часов.

По окончании эксплуатации несколько Ту-144 были установлены в качестве экспонатов на территории музея ВВС в Монино, музея гражданской авиации в Ульяновске, авиазаводов в Воронеже, Казани и Самаре. Один самолет был продан в частный музей техники в Зинсхайме (Германия).

foto_7

Самолет Ту-144 с бортовым номером 77107, в котором разместится интерактивный музей, построен в 1975 году на Воронежском заводе №64. Впервые в небо борт поднялся 20 августа 1975 года. А с 1982 года был в распоряжении Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. В 1985 году самолет передали Казанскому авиационному институту как учебное пособие. 29 марта он совершил последний полет — в Казань на заводской аэродром КАПО им. С. П. Горбунова. 12 апреля был подписан акт приема-передачи самолета КАИ, а в августе его установили возле 6-го корпуса КАИ — на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов института.


Читайте также: «Джаз — это та музыка, в которой есть душа, особый нерв и накал»


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *