«При отборе картин мы всегда ходим по острию ножа»

Традиционный Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в столице Татарстана в тринадцатый раз с 5 по 11 сентября. Конкурсную программу этого года составят 60 фильмов из 27 стран мира. Журналист KazanFirst посетила первый пресс-показ полнометражного игрового фильма «Глиняное королевство» молодого режиссера из Бангладеша
Традиционный Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в
столице Татарстана в тринадцатый раз с 5 по 11 сентября. Конкурсную программу
этого года составят 60 фильмов из 27 стран мира. Журналист KazanFirst посетила
первый пресс-показ полнометражного игрового фильма «Глиняное королевство»
молодого режиссера из Бангладеша, вошедшего в конкурсную массу, и узнала о
новшествах 13-го кинофестиваля и критериях отбора картин для участия в нем

Традиционный Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в столице Татарстана в тринадцатый раз с 5 по 11 сентября. Конкурсную программу этого года составят 60 фильмов из 27 стран мира. Журналист KazanFirst посетила первый пресс-показ полнометражного игрового фильма «Глиняное королевство» молодого режиссера из Бангладеша, вошедшего в конкурсную массу, и узнала о новшествах 13-го кинофестиваля и критериях отбора картин для участия в нем.


Светлана Буракова Казань

«Есть темы, которые нас смущают, которыми нарочито спекулируют»

Казань принимает один из крупнейших киносмотров России с 2005 года. С того времени повысился и статус проводимого фестиваля, и география, и численность соискателей наград. Так, на участие в конкурсной программе 2017 года было принято 782 заявки из 61 страны мира. В шорт-лист вошли 60 фильмов из 27 стран: Азербайджан, Албания, Афганистан, Бангладеш, Бельгия, Венгрия, Дания, Египет, Индия, Иран, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кыргызстан, Мальта, Марокко, Непал, Нигер, Россия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Франция, Швеция, Эстония.

Соотношение желающих показать себя и прошедших участников объясняется жестким регламентом и индивидуальными критериями, которыми руководствуются члены отборочной комиссии именно на казанском кинофестивале. Разумеется, классическими параметрами остаются режиссерская и операторская работы, актерская игра и художественно-изобразительный язык. Однако направленность фестиваля диктует ряд подпунктов, при малейшем несоблюдении которых картины не принимаются. Так, в программу форума отбираются фильмы, несущие идеи миротворчества, веротерпимости, толерантности, рассказывающие о способах построения межнационального диалога.

foto_2

— В некоторых картинах, например, есть сцены насилия. Даже когда приглашаем звезд и гостей на фестиваль, мы внимательно изучаем их биографию, чтобы впоследствии к дирекции не было вопросов из-за сомнительных фактов из жизни этих людей.  В этом смысле у нас есть узкий коридор, по которому нужно пройти. Всегда ходим по острию ножа, — объяснила исполнительный директор Казанского международного фестиваля мусульманского кино Миляуша Айтуганова.

Как пояснила член отборочной комиссии киновед Адиля Хайбуллина: — Есть темы, которые нас смущают, которыми нарочито спекулируют. Позднее в разговоре с корреспондентом KazanFirst эксперт подчеркнула, что специально для тех картин, которые не вошли в конкурсную массу фестиваля по ряду критериев, но все же заинтересовали жюри, организованы параллельные и внеконкурсные программы, например, «Вне зоны доступа», «Окно в Европу», «Индостан на стыке культур» и т. д. В данном случае режиссеры смогут представить свои работы на площадке казанского форума, а для лучших организация «Группа стратегического видения» учредила денежный приз в размере 200 тысяч рублей.

К слову, для оценки конкурсных работ был сформирован пул экспертов под председательством народного артиста России, режиссера и сценариста Николая Досталя. Причем в этом году в составе жюри будут работать 20 специалистов из 11 стран мира. Расширившееся число экспертов поделится на несколько групп, каждой из которых предложат оценить по 10-20 фильмов по одной-двум номинациям. Победителям присудят заслуженные статуэтки и вручат специальные призы.

Разумеется, ни один казанский фестиваль не обходится без подборки звездных хэдлайнеров. В 2017 году в столицу Татарстана приедут актеры Наталья Варлей, Светлана Светличная, Владимир Конкин, Анна Снаткина, Марат Башаров и другие. Также обсуждается приезд Ингеборги Дапкунайте.

Первая национальная номинация

Главным новшеством, в первую очередь для Татарстана, станет впервые введенная «Секция национального кино», куда вошли 10 фильмов разного формата, хронометража и жанра, созданные татарстанцами или о Татарстане. Помимо статуэтки победитель номинации получит денежный приз. Планируется, что призовой фонд секции составит 1 миллион рублей.

foto_3

— Основное, что появилось в фестивале этого года, — отдельная национальная номинация, в которой представлены фильмы, произведенные в Татарстане. Долго мы шли к тому, чтобы у нас стало что-то получаться в кинематографе. Казань и Татарстан всегда были серьезно представлены в документальном кино, но что касается игрового кино, то вот мы только сейчас к нему пришли. В целом у нас есть где снимать, есть обширный национальный материал. Еще лет 10, может, меньше, и будет еще больший рост, — рассказала Адиля Хайбуллина.

«Кино как дорогая кухня»

Прорывом отборочного этапа фильмов стал опыт Бангладеша. По словам организаторов фестиваля, огромный пул заявок пришел именно из этой страны. Причем отбор картин для участия в конкурсе вызвал ряд дискуссий у членов экспертной комиссии, поскольку превалирующая часть поступившего материала была очень высокого качества.

foto_4

В результате был отобран полнометражный фильм молодого бангладешского режиссера Биджона «Глиняное королевство», который и был показан первым в череде предфестивальных пресс-показов. Премьера картины состоялась на 42-м Международном кинофестивале в Сиэтле; фильм уже удостоен ряда наград, в числе которых премия «Лучший фильм» на 7-м Чикагском кинофестивале южноазиатского кино, приз America Awards Американской Ассоциации киноискусства и другие.

В свою очередь Адиля Хайбуллина также рассказала о принципиальных отличиях фестивального кино от коммерческого, сравнив их с элитарной высокой кухней и с массовым фастфудом соответственно.

— Есть кино как фастфуд — все его любят. А есть кино как вид искусства, как дорогая кухня, которую мы зачастую не можем понять, но попробовать хотим. Как и мода «прет-а-порте» и «от кутюр»: «от кутюр» ты вряд ли наденешь, но хочется на это смотреть. А «прет-а-порте» я завтра пойду и куплю в магазине. Кроме того, фестивальное кино зарабатывает иначе — через подобные мероприятия, через прокаты на определенных площадках и для определенной аудитории. Но нельзя сказать при этом, что коммерческое кино — это плохое кино, а фестивальное — хорошее. Это стереотипное мнение, — заключила собеседница.


Читайте также: Фарида Забирова: Памятники должны не как выбитые зубы — поодиночке стоять, а быть в своей среде


Фото: vk.com/kazanfilmfest

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *