foto_1

В Вахитовском — пить: карту самых «пьяных» районов составили в Казани


В столице Татарстана зарегистрировано около 2 000 торговых точек, в которых легально разрешена продажа алкоголя. Редакция KazanFirst изучила данные об их расположении и выяснила, какие из районов самые алкогольно-насыщенные.


Мария Рудакова — Казань

Из тех данных статистики, которые оказались в распоряжении редакции, следует, что самым «пьяным» является Вахитовский район, хотя по своей площади он меньше остальных. Всего здесь можно выпить в 428 местах, из них 255 — предприятия общепита — кафе, рестораны, пабы и бары. А вот менее алкоголизированной оказалась окраина города — Авиастроительный район. Там всего 134 торговых точки, 22 из них — предприятия общепита.


Районы Казани Юридических лиц Торговых объектов Предприятий общепита
Авиастроительный район 64 134 22
Ново-Савиновский 140 334 91
Кировский 72 194 25
Московский 80 188 36
Вахитовский 262 428 255
Приволжский 128 326 51
Советский 168 396 57

Как видно из таблицы, огромную часть питейных точек составляют торговые объекты. Это те самые алкомаркеты, которых в последние три-четыре года в Казани появляется все больше. Так, к примеру, только одна сеть «РусАлка» насчитывает примерно 63 магазина, а другой игрок этого рынка — «Пивоман» — и вовсе 89.

foto_2

В Госалкогольинспекции республики говорят, что конечно же, изобилие подобных объектов не вызывает положительных эмоций, но на то, хорошо это или плохо, можно смотреть с разных сторон. Иногда из двух зол нужно выбирать меньшее.

— Лучше пусть будут объекты с легальным оборотом алкогольной продукции, то есть имеющей лицензию на розничную продажу. Это поможет по максимуму искоренить нелегальный оборот, — считает начальник Казанского территориального органа Госалкогольинспекции по Татарстану Марина Егорова. — У всех этих торговых объектов есть лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, что в свою очередь гарантирует продажу качественного алкоголя, но при этом, всего объектов реализующих алкоголь гораздо больше, за счет тех, кто реализует пивную продукцию. Но такие места мы держим на особом контроле, и время от времени мы выявляем безлицензионную продажу нелегальной продукции. Поэтому, чем больше будет объектов с качественным легальным алкоголем, тем меньше проблем будет в части нелегального оборота.

А вот представителей татарстанского наркодиспансера разнообразие точек по продаже спиртного не особо радует. По мнению специалистов данного ведомства, такое обилие магазинов способствует алкоголизации населения.

— Когда на каждом углу, в шаговой доступности есть алкогольные магазины, причем некоторые из них маскируются под бары и могут вообще организовывать круглосуточную продажу. Плюс агрессивная реклама, которую на каждом шагу видят дети. Вывески с большими буквами и мигающими лампочками, где написано «Пиво», действуют на уровне подсознания. У нас такой менталитет, что, направляясь домой после работы, уставший человек, вроде бы, колеблется — идти или не идти в магазин. А если он в шаговой доступности, прямо перед его носом, то почему бы и не дойти до него. Это и способствует все большему употреблению алкоголя, — говорит Булат Гатин, врач психиатр-нарколог, заведующий третьим стационарным отделением ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер МЗ РТ».

Согласно данным Минздрава РФ, уровень потребления алкоголя на душу населения по итогам 2016 года составил 10,3 литра, снизившись на 0,2. Однако все равно пока это до общей нормы в восемь литров не дотягивает. К слову, в связи с реализацией стратегии того же Минздрава по формированию концепции здорового образа жизни населения, на оздоровление граждан и на борьбу с пьянством до 2025 года будет выделено до 3 миллиардов рублей.

— Обращает на себя внимание, что из более молодых микрорайонов, которые только-только отстроены, поступлений пациентов меньше. Потому что все же там живет немного другой контингент. Это люди, которые приобрели квартиры уже в новых домах, они более благополучные и занимаются зарабатыванием денег, чтобы оплачивать свои квартиры. А вот более старые районы, само собой, сформированы, поэтому и поступлений к нам оттуда куда больше идет, —  добавляет Гатин.

foto_3

Несмотря на рост числа в Казани подобных магазинчиков и пивнушек, эксперты говорят, что это не лучший вид вложений.

— В целом сейчас экономическая политика государства складывается таким образом, что открывать точки продажи алкоголя — пивные ларьки или алкомаркеты — становится не самым выгодным делом. Например, как известно, согласно статье законодательства «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта», регионы вправе самостоятельно определять границы времени продажи алкоголя, отталкиваясь от границ 10-11 часов вечера до 9 или 10 часов утра, вплоть до полного его запрета. А ведь, как известно, вечерние часы приносят самый высокий процент выручки. Также за счет пика прошлых лет те, кто смог наладить стабильный бизнес, уже занимают определенную долю рынка. И в связи с общим снижением потребления в стране алкоголя на душу населения борьба за покупателя в этом сегменте с годами может ощущаться еще острее, — считает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.

Также собеседник добавляет, что жители больших городов все больше приобщаются к спорту. И тут уже не до походов в алкомагазины. В будущем можно прогнозировать, что среднероссийский показатель потребления алкоголя будет снижаться, поэтому такой бизнес сейчас запускать не очень-то дальновидно. Добавим сюда еще фактор существования сетей по продаже алкоголя и пива, таких как «Отдохни» или «Красное и белое». Кроме того, активно распространена продажа пива и алкогольной продукции по доступным ценам в сетевых супермаркетах экономкласса, которые можно найти практически в любом дворе города или поселка городского типа.

— А с этим ничего не сделаешь, это же все законно. Открываются они по законам Российской Федерации, и тут мы никак не повлияем. Но, по моему мнению, нужно как-то ограничить на определенный квадратный метр количество заведений, занимающихся такой торговлей. И выводить их из статуса баров в просто магазины. Тогда они подпадут под действие законов, что хотя бы после 10 часов до утра продажа алкоголя запрещена. Так как досуг молодежи, досуг всего населения происходит в центральной части города, поэтому там и открывается большое количество этих магазинчиков, мало ведь кто собирается на периферии города. Все гуляния происходят в центре, поэтому там и больше таких открытий, —  говорит эксперт.

foto_4

А если учесть, что не так давно Минздрав выступил с предложением вовсе запретить продавать алкоголь в супермаркетах и гипермаркетах в выходные дни, можно предположить, что антиалкогольное лобби со временем будет только усиливаться.

— Такая мера может либо подогреть спрос на алкоголь в алкомаркетах или специализированных пивных магазинах, либо же действительно достигнуть впоследствии поставленной цели снижения потребления спиртного, поскольку, как правило, россияне не могут пока взять в привычку закупаться впрок. На фоне всех этих инициатив можно предположить, что с уходом представителей МСП из алкогольного сегмента они вполне могут переориентироваться на сегменты общепита или ресторанный бизнес, где можно продавать алкоголь на разлив. И люди, которые вынуждены будут терпеть торговые ограничения продажи алкоголя, станут больше посещать такие рестораны или кафе, — высказывает мнение Александр Шустов.

Редакция KazanFirst обратилась в районные администрации города, чтобы узнать, контролируют ли они количество открывающихся алкогольных заведений, на что получили ответ, что это находится не в их компетенции.


Читайте также: Эксперт о жалобе казанцев на запах «Нэфиса»: Конечно, нет идеальных фильтров, ничему абсолютно доверять нельзя


 


Опубликовано 11.08.2017

5 комментариев

Горожанин

Давно пора все эти пивнушки закрывать. Их правда уже очень много. Столько в республике исповедующей в том числе ислам быть не может.

Другой Горожанин

Ну, не все же исповедуют Ислам в Татарстане.

Илья

Это типо остальные могут бухать?

Лиана

Не исповедуют ислам? Тогда пусть глушат бормотуху из неочищенной воды, некачественного спирта, консервантов, химических вкусовых добавок и красителей.

Алена

2000 для города миллионника это разве много

Комментировать