Профессор Болгарской исламской академии: Ислам — это религия милосердия и мира

Новый российский вуз
Новый российский вуз, построенный в Татарстане, принял первых студентов. Им
предстоит изучать всевозможные исламоведческие науки, а к окончанию Академии
стать новой мусульманской интеллигенцией, которая сможет распространять среди
людей правильные представления об исламе

Новый российский вуз, построенный в Татарстане, принял первых студентов. Им предстоит изучать всевозможные исламоведческие науки, а к окончанию Академии стать новой мусульманской интеллигенцией, которая сможет распространять среди людей правильные представления об исламе.


Ильнур Ярхамов — Казань 

В Татарстане начала работу Болгарская исламская академия. Камень в ее основание заложили в мае 2016 года, а уже в сентябре 2017-го учебное заведение открывает первый учебный сезон в истории. Вуз должен стать площадкой, где будет воспитываться мусульманская интеллигенция нового века. Об этом говорит ее ректор Рафик Мухаметшин. Его, кстати, пришлось довольно долго уговаривать занять этот пост. В публичном пространстве он всячески открещивался от желания возглавить БИА. В итоге лучшей кандидатуры подобрать не смогли и все-таки убедили Мухаметшина стать первым ректором Академии.

_EbvfqR7H-o

Рафик Мухаметшин

Сдать успешно проверочные испытания из 75 абитуриентов получилось у 27 будущих магистров и 9 будущих докторов исламских наук. Они сегодня получили студенческие билеты.

Магомед Шахрутдинов приехал в Татарстан из Дагестана, где он окончил местный исламский университет. До того как узнал об открытии Болгарской академии, планировал продолжить исламское образование за рубежом, но когда стало известно, что преподавать в вузе будут авторитетные ученые с мировым именем, без колебаний решил остаться в России.

— В дагестанском вузе были всего лишь два направления — акыда (вероубеждение) и факх (шафиитское право, юриспруденция). Я решил выбрать второе направление, — рассказывает Магомед Шахрутдинов. Сам он принадлежит шафиитской правовой школе, то есть мазхабу. Напомним, что в Татарстане доминирует ханафитский мазхаб. Но студент БИА нацелен на доскональное исследование татарстанского мазхаба и правовой исламской традиции.

— Большой разницы между ханафитским и шафиитским мазхабом нет. Основа у них одна — айяты Корана и хадисы Пророка, — говорит молодой ученый. Его больше всего занимает проблема, что в разных мазхабах, а в исламе они представлены четырьмя школами (шафииты, ханафиты, маликиты и ханбалиты), есть разночтения и расхождения в толкованиях. Магомед Шахрутдинов уверен, что необходимо придерживаться правил, норм и предписаний только одного мазхаба и не пытаться брать с разных правовых школ удобные для себя правила и следовать им.

GclJPbyHeMg

Сам он свое будущее после получения степени докторантуры видит пока не совсем четко. Думает, что станет имамом и будет распространять ислам или пойдет работать преподавателем.

Татарских дореволюционных исламских богословов гость из Дагестана не знает, но надеется, что в Академии у него будет возможность познакомиться с их трудами.

К тем 36 студентам, кто уже зачислен, могут добавиться ещё 15 абитуриентов, которые сейчас находятся на пути из хаджа в Мекку и будут сдавать экзамены 12 сентября.

— Через все вступительные испытания прошли только каждый второй из тех, кто записался на сдачу экзаменов. Проблемы у поступающих есть — они пока не знают, кем будут после окончания учебы. Это ещё нерешенная проблема, — говорит президент Академии Камиль Исхаков.

По его словам, также есть проблемы с владением арабским языком — «его знание у учащихся оставляет желать лучшего». Но в том числе и для его изучения новоиспеченные студенты поступали в Болгарскую академию. Преподавание будет вестись обязательно и на арабском. Камиль Исхаков также рассказал, что на сегодня достигнута договоренность с тремя иностранными преподавателями на работу на постоянной основе.

Первый — Исмагил Бульбуль. Это человек «с богатым жизненным опытом» и с «мировым именем». Последние десятилетия мусульманский деятель работал в Аль-Азхаре в Каире. Сам он по происхождению палестинец и 11 лет был муфтием Палестины. Он будет преподавать основные исламские дисциплины.

До начала работы в Болгарской академии ученый успел побывать в Казани три раза. Гость с Ближнего Востока рассказывает, что является специалистом по многим исламским дисциплинам: акыда, фикх, комментирование Корана и так далее.

_-XfhrXZfUE

Главное предназначение нового учебного заведения профессор видит в «распространении правильных представлений об исламе, с которыми явился Пророк Мухаммад», «объяснении людям, что ислам ни в коей мере не противоречит авраамическим религиям», и «разъяснении того, что ислам — это религия милосердия и мира».

— Среди студентов очень высок процент тех, кто может со мной общаться на арабском языке. Но я надеюсь, что ученики обязательно еще повысят свои знания и смогут напрямую знакомиться и читать мусульманские первоисточники, — говорит Исмагил Бульбуль.

Хоть он и считает себя приверженцем шафиитской правовой школы, но при этом подчеркивает, что, будучи ученым, он выше всех этих мазхабических рамок. По его словам, в разных жизненных ситуациях можно использовать нормы и предписания, взятые у всех четырех мазхабов, смотря какой уместен на данный момент. Все они легальны и исходят из одного источника, а значит, справедливы и верны в равной степени. Из татарских богословов ученый считает наиболее авторитетным для себя Шигабутдина Марджани. В Болгар он приехал вместе со своей женой, поселившись с ней в жилом комплексе Академии.

Второй — профессор Ас-Сагди. Родом он из Ирака, ранее преподавал в Иордании. Был в близком окружении бывшего президента Ирака Саддама Хуссейна. Он уже год трудится в России и готов поднимать уровень квалификации студентов в Болгарской академии.

Третий — более молодой Хамделла Сафти. Его Камиль Исхаков называет «перспективным». Ученый должен уже в декабре этого года защитить свою докторскую диссертацию. Ранее преподавал в Аль-Азхаре, по сей день является сотрудником Министерства Египта по делам ислама.

В то же время в Академии предполагается работа 10-12 иностранных преподавателей. Они будут приезжать на месяц-два, чтобы прочесть свой курс лекций и вернуться обратно домой.

— Мы вынуждены, к сожалению, призывать много иностранцев. Уровень образования такой, что наша система образования имеет разрыв из-за 80-летней атеистической жизни в Советском Союзе, — заявил Камиль Исхаков.

ZFJQkKYzgrU

Сегодняшних 36 учащихся называют «первичным контингентом» и уже сейчас говорят о том, что не все дойдут до конца обучения, возможно, что со временем кто-то отсеется.

Ильяс Аллагулов рассчитывает, что он будет в числе тех, кто успешно завершит обучение. Молодой исламовед родился в Омске и приехал в Казань, чтобы отучиться в Российском исламском институте. После его окончания он искал возможности продолжить обучение где-нибудь за рубежом. Но ректор Рафик Мухаметшин его уговорил остаться в Казани и попробовать поступить в новый вуз.

Сейчас ему 21 год и свое будущее он видит пока неопределенным. Ильяс хочет стать либо преподавателем по исламским наукам, либо имамом, либо вернуться в Омск и стать там религиозным деятелем в Сибирском муфтияте. Хотя юноша больше ставит в приоритет остаться и продолжить карьеру именно в Казани. В Академии Ильяс намерен изучать факх — мусульманское право.


Читайте также: Курбан-байрам: щедрая благотворительность от Турции, гостеприимная мечеть «Аль-Марджани» и жадные таксисты


 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *