Богословский труд «Каландар-наме», презентованный в Казани, учит лояльности к татарским правителям

В среде казанской татаро-исламской и научно-гуманитарной интеллигенции произошло знаковое событие — широкой публике представили богословский средневековый труд Абу Бакра Каландара Руми
В среде казанской татаро-исламской и научно-гуманитарной интеллигенции произошло
знаковое событие — широкой публике представили богословский средневековый труд
Абу Бакра Каландара Руми, освещающий жизнь Золотой Орды в Крыму

В среде казанской татаро-исламской и научно-гуманитарной интеллигенции произошло знаковое событие — широкой публике представили богословский средневековый труд Абу Бакра Каландара Руми, освещающий жизнь Золотой Орды в Крыму.


Ильнур Ярхамов — Казань

В дни проведения научно-богословской конференции «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция» в Казани презентовали средневекового автора «Каландар-наме». Эта книга — знаковое событие в жизни отечественного исламоведения и татароведения. Издание описывает религиозный мусульманский опыт автора-суфия, объясняет необходимость проявления лояльности к татарским правителям и является своеобразной реакцией на период средневековья, когда в Евразии бушевала чума в бубонной форме.

Книгу со средневекового фарси перевел ведущий исследователь Ближнего Востока Исмагил Гибадуллин. Около двух лет назад богословский труд в виде факсимильного издания был преподнесен Центром исследования Золотой Орды и татарских ханств имени Миркасыма Усманова и института истории имени Марджани АН РТ в дар музею-заповеднику «Казанский Кремль». Рукопись представляет собой книгу в 400 листов. Само издание сейчас хранится в Узбекистане в единственном экземпляре.

foto_2

Автор богословского комментария к переводу «Каландар-наме» Дамир Шагавиев рассказал, что создателем труда считается Абу Бакр Каландар Руми. Он был имамом города Солхат (современный Старый Крым». Исследователи считают, что богослов был в дружественных отношениях с ордынским ханом Узбеком (1283-1341 гг.). При этом правителе ислам в Золотой Орде стал государственной религией и окреп, получив административную поддержку.

Дамир Шагавиев отмечает, что автор Абу Бакр абсолютно одинаково воспринимает все четыре исламские правовые школы, то есть мазхабы (ханафит, маликит, шафиит и ханбалит). Это не совсем характерно для средневекового 14-го столетия в арабо-исламском мире. Также Абу Бакр необычно «толерантно» для своего времени относится к «праведным халифам» ислама. Он перечисляет халифа Абу Бакра, Умара, Усмана и родственника пророка Мухаммада — халифа Али. Последний, к слову, в средние века вызывал сильные политические дискуссии и столкновения между суннитами и шиитами. Последние считают Али преемником пророка Мухаммада и первого святого имама.

В то же время Абу Бакр Каландар Руми пишет о мистических, экзальтированных практиках достижения религиозного знания, что характерно суфийской интерпретации ислама. Благодаря его деятельности в Крыму было образовано братство «ушшакыййа», которое объединяло особое «любовное» отношение ко Всевышнему и замкнутость. Несмотря на это, группа «каландарцев» широко раскинула свои сети в Крыму.

foto_3

Переводчик Исмагил Гибадуллин рассказал, что важно подчеркнуть отношение Абу Бакра Каландара Руми к мусульманским правителям Золотой Орды. Средневековый богослов выступает с пространными рассуждениями и восхвалениями справедливого правления хана Узбека и правления его сына хана Джинибека (1342-1357 гг.). Более того, сообщает переводчик, Абу Бакр Каландар Руми описывает «любопытное обоснование» монгольских завоеваний и правление Чингизидов.

— Чингизиды пришли в мусульманский мир, чтобы явить собою гнев Божий и очистить его от наполнивших нечестивцев и притеснителей религии. Этими словами Абу Бакр практически легитимизировал правление Чингизидов, — резюмирует Исмагил Гибадуллин.

Американский ученый тюркологии и татароведения татарского происхождения Юлай Шамиль-оглы только начал читать книгу «Каландар-наме». Но уже составил свое мнение об историческом труде. По его словам, текст средневекового автора нужно рассматривать в первую очередь не как произведение исламского богослова и суфиста, а как отражение социально-экономической жизни средневековой Евразии.

По словам американского ученого, книга была написана к 1360 году. Чуть ранее, с 1436 по 1353 год в Евразии бушевала бубонная чума. Только по самым скромным подсчетам арабских средневековых историков в Крыму в 1340-х годах погибло более 85 000 человек. Когда хан Джинибек осаждал крымский генуэзский город Каффа, в его войске начался мор. Татарский хан тогда приказал забросать итальянскую факторию трупами солдат. Осада города тогда закончилась ничем — ослабевшие татарские воины отступили, а генуэзцы устремились к себе в Европу и тем самым туда завезли чуму.

foto_4

Тогда, рассуждает Юлай Шамиль-оглы, средневековое религиозное сознание воспринимало чуму как кару небесную, божье наказание за отступление от веры. Под такое влияние подпали как христиане, так и мусульманские авторы. Произведение Абу Бакра — яркий пример переживания именно такого кризисного средневекового сознания.

— Произведение «Каландар-наме» — это инструкция о том, как стать лучшим мусульманином, приблизиться к Богу, полюбить его, — резюмирует исследователь. Он также отмечает, что отношение автора к татарским правителям — яркий образец проявления лояльности к правителям.

Обсуждение книги на круглом столе конференции вызвало живой интерес у татаро-исламской интеллигенции Казани. Один из слушателей обратился к представителям института истории имени Марджани, чтобы они активнее пропагандировали и тиражировали этот труд, разместили его для бесплатного прочтения на сайте института. Ученые ответили, что в скором времени обязательно там его опубликуют.


Читайте также: Профессор Болгарской исламской академии: Ислам — это религия милосердия и мира


Фото: ДУМ РТ

Comment section

Добавить комментарий

Войти: