Рынок легковых автомобилей в России пока в свободном падении и не нащупал дна

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам пяти месяцев 2016 года продолжают падать и пока не могут выйти из затянувшегося пике
Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам пяти месяцев 2016 года
продолжают падать и пока не могут выйти из затянувшегося пике, начиная с 2012
года

Александр Жидких — Набережные Челны

Положение на рынке новых легковых автомобилей в России остается неизменным на протяжении пяти месяцев. Ситуация в 2016 году как в базовом сценарии, который был спрогнозирован ведущими аналитическими агентствами — PwC, Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) и «Автостатом» — еще в начале года. Май и в целом итог работы автодилеров в текущем году — это  падение продаж на 14% относительно прошлого года. Всего за пять месяцев было продано по данным АЕБ более 548 000 автомобилей. При этом в массовом сегменте уехали к своим владельцам 467 337 легковушек, в премиум-сегменте — 57 380 штук. Соотношение между двумя сегментами рынка осталось неизменным — 89% продаж принадлежит массовому сегменту, 11% — премиальному.

Согласно прогнозу агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей в 2016 году составят порядка 1,3 млн штук. Однако, в случае ухудшения экономической ситуации и повторного снижения цен на нефть можно ожидать падения рынка до уровня 1,1 млн автомобилей. Пока о позитивных сдвигах на рынке новых авто говорить рано, но и серьезного ухудшения ситуации ожидать не стоит. Потребность в автомобилях сохраняется, существует определенный отложенный спрос. В такой ситуации, даже учитывая возросшие сроки владения, продажи новых автомобилей не опустятся ниже уровня 1 млн штук.

«Автомобильный рынок, как и многие отрасли в стране, ощутил влияние экономического кризиса. Снижение цен на нефть привело к росту валютных курсов, что в свою очередь вызвало увеличение цен на автомобили. Проблемы в банковском секторе означают рост ставок по кредитам и снижение объемов автокредитования», — рассуждает ведущий аналитик «Автостата» Алексей Муханов. Он рассказал, что средняя цена на новые автомобили за два последних года выросла на 360 000 рублей.
Рынок легковых автомобилей в России пока в свободном падении и не нащупал дна
«Если в 2014 году средняя цена нового автомобиля превысила 1 млн рублей, то в первом квартале 2016 года этот показатель уже составил 1,36 млн рублей. Одновременно покупательская способность населения сокращается, а значит, для массового потребителя автомобиль становится менее доступным», — рассуждает Муханов.

По мнению аналитиков «Автостата», падение авторынка замедляется, но говорить, что в этом году он нащупает дно — рано. Хотя меры государственной поддержки, такие как утилизация или льготное автокредитование, оказали заметное влияние, вкупе с предложениями автодилеров, которые стали давать покупателям свои спецпредложения. В целом по мнению Муханова ситуация не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом. Премиальные марки чувствуют себя на российском рынке вполне уверенно, но в то же время замедлилось падение в среднем ценовом сегменте.

«Стоит отметить Ford, которому, судя по всему, удалось разработать действующую антикризисную стратегию, и продемонстрировать рост продаж на фоне провального 2015 года. Заметно усилилась борьба за звание самого продаваемого автомобиля — разрыв между Hyundai Solaris и Lada Granta по итогам пяти месяцев составил менее 1000 штук. Не стоит забывать, что вместо хэтчбека Solaris на конвейер питерского завода встанет кроссовер Creta, и Lada, вероятно, сохранит за собой звание бестселлера», — сказал аналитик.
Рынок легковых автомобилей в России пока в свободном падении и не нащупал днаПродажи «Автоваза», несмотря на 10%-ное падение, продолжают оставаться самыми большими. Всего по итогам пяти месяцев автодилеры реализовали 102 124 автомобиля. Lada продолжает сохранять за собой звание безоговорочного лидера рынка. Одна из проблем, по мнению аналитиков «Автостата», в имидже бренда: немногие владельцы иномарок захотят пересаживаться даже на последние новинки «Автоваза».

«В нижнем ценовом сегменте продукция Lada остается одним из лучших предложений, но именно он сильнее всего пострадал от кризиса. А вот более дорогим Vesta и XRAY уже приходится бороться за покупателей с моделями иностранных брендов», — считает Муханов.

В гонке за лидером рынка позиция преследователей прочно закрепилась за корейскими марками Hyundai и KIA. Продажи этих брендов практически выровнялись. Hyundai реализовал более 52 000 автомобилей, KIA — более 56 000. При этом и Hyundai, и KIA также, как и «Автоваз» проседают относительно прошлого года. Hyundai на 22%, KIA на 8%.

«Формула успеха корейских моделей на российском рынке серьезно не изменилась. Hyundai и KIA предлагают покупателям хорошо оснащенный автомобиль за приемлемую цену. Это в свое время обеспечило им успех в бюджетном сегменте и победу в конкуренции с Logan», — полагает аналитик «Автостата».
Рынок легковых автомобилей в России пока в свободном падении и не нащупал дна

Отдельные марки массового сегмента продолжают демонстрировать рост продаж. Лучше всего это удается Lifan (+64%) и Ford (+59%). У японского бренда Suzuki динамика продаж оказывается менее 20%, а у китайского Chery и отечественного «УАЗа» – менее 10%.В премиум-сегменте хорошо продаются четыре марки: AlfaRomeo (+215,4%), Cadillac (+47,3%), Jaguar (+27%) и Lexus (+20,7%)

«Продукция “УАЗа” считается нишевой, а с уходом [китайских] Great Wall и SsangYong из России у ульяновского внедорожника не осталось хоть сколько-то прямых конкурентов, что вкупе с госзаказами позволяет марке сохранять уверенный уровень продаж», — сообщил Муханов.

Успешный рост продаж в этом у компании Ford Sollers по мнению вице-президента по коммуникациям и связям с общественностью Анастасии Кожевниковой стал возможным благодаря полному обновлению модельного ряда, который компания сделала в прошлом году. Основными драйверами роста стали Ford Fiesta, Ford Kuga и Ford Transit.

«Мы начали экспортировать весь модельный ряд автомобилей Ford российского производства, а также спецверсии на базе нового Ford Transit на рынок Белоруссии. Этот рынок стал вторым для компании, вслед за Казахстаном — экспорт в эту страну стартовал в ноябре 2014 года. В компании продолжается процесс изучения новых возможностей для поставок модельного ряда Ford российского производства в другие страны», — сообщила KazanFirst Кожевникова.

По данным PwC, в 2016 году в базовом сценарии ожидается снижение рынка новых легковых автомобилей на 14%, до 1,1 млн штук, в оптимистическом сценарии снижение может составить 10%, до 1,2 млн штук. При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 года, на который пришелся пик продаж автомобилей в России (2,8 млн), возможно через 6 лет, в 2022 году

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *