Российский рынок автомобилей потеряет в этом году 33% по сравнению с не самым
лучшим 2014 годом. Россия уже выпала из топ-10 и занимает по уровню продаж
автомобилей лишь 12-е место
Александр Жидких — Набережные Челны
Российский автомобильный рынок по сравнению с 2014 годом теряет позиции в мировом значении. К концу 2015 года страна находится на 12-м месте в мире по реализации автомобилей. А в прошлом году Россия находилась ещё на 8-м месте. Из-за сокращения продаж на 30% нашу страну обогнали, по данным аналитического агентства «Автостат», Южная Корея, Канада, Франция и Италия. Тройка мировых лидеров осталась неизменной: Китай, США и Япония уже три года подряд располагаются в верхних строчках топ-10.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский автомобильный рынок потерял в ноябре 42,7%, или 97 860 штук автомобилей по сравнению с прошлогодним ноябрем. Было продано 131 572 автомобиля. Всего с января по ноябрь в нашей стране реализовано более 1,4 млн легковушек, спад составляет 34%. По итогам 2014 года было продано более 2,2 млн автомобилей.
Скромные ожидания «Год назад рубль пикировал, и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса. Ничего подобного не случилось в ноябре этого года, что объясняет относительное ухудшение месячных показателей нынешнего года к году прошлому. Текущий год еще не завершен, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в прошлом году», — передает пресс-служба АЕБ рассуждения своего председателя Йорга Шрайбера |
Самый большой рывок в продажах по итогам 11 месяцев показал бренд компании Nissan — Datsun. Рост составил 365%. Если в январе-ноябре 2014 года продажи автомобилей этой марки составили 6310 штук, то в 2015 году компания продала более 29 346 машин. Такого успеха в нынешнем году не было ни у одного автоконцерна, продающего в России свои автомобили.
Из тех автобрендов, что работают в стране с положительным динамикой, были замечены китайский Brilliance — 58%, Smart, который входит в концерн Daimler AG — 34%, Porsche — 20%, скромнее дела у Lexus — 2%, на уровне прошлого года — у российского «УАЗа».
Дела у других автобрендов обстоят хуже прошлого года. Среди наименее потерявших в продажах выделяется Isuzu (-5%), Hyundai (-10%), Mercedes-Benz (-14%), KIA (-16%). Большая часть автобрендов как зарубежного автопрома, так и российского, потеряли на рынке продаж от 20% до 80%. Самыми провальными оказались автомобили концерна SEAT (-97%).
По данным компании «Транстехсервис», в лидерах по отрицательной динамике находятся бренды, которые покинули российский рынок – Opel (-73%), Chevrolet (-72%), без учета Chevrolet Niva, и Ssang Yong (-78%). Несмотря на общее падение, есть бренды, которые показывают положительную динамику: российские «Автоваз» (+28%), «УАЗ» (+25%) и японский Lexus с ростом в 1%.
«Если говорить о росте “Автоваза” в структуре продаж “Транстехсервис”, то он вызван еще и открытием новых автосалонов и, конечно же, интересом клиентов к новинкам тольяттинского завода, которые стали отвечать современным нормам безопасности и комфорта», — сообщил представитель компании Даниэль Вагизов.
Рост продаж автомобилей с пробегом был также одной из приоритетных задач, которую компания ставила перед собой еще в начале года, говорит он. По итогам ноября этот сегмент авторынка показал рост в 70% и составил уже почти третью часть всех проданных «Транстехсервисом» автомобилей, добавил Вагизов. Прогнозируя автомобильный рынок на 2016 год, он предположил, что продажи и в следующем году продолжат падать.
«Рынок снижается, и пока нет предпосылок для того, чтобы тенденция изменилась. Самый оптимистичный прогноз на 2016 год — падение рынка на 10%», — резюмировал Вагизов.
У других игроков татарстанского авторынка дела шли с переменным успехом. По мнению менеджера по продажам автосалона «Регионавто-1» Сирина Гараева, несмотря на уход GM с российского рынка, продажи автомобилей марок Opel и Chevrolet с середины года пошли вверх. В салонах по-прежнему представлен весь модельный ряд, машин хватит до конца 2015 года.
Компания «Акос», продающая в Набережных Челнах автомобили Nissan, отметила 30%-ное падение продаж.
«В целом по сравнению с прошлым годом японские марки Nissan продавались хуже предыдущих показателей. При этом покупки за наличность и в кредит составили в этом году равные доли – 50х50», — рассказал корреспонденту KazanFirst менеджер по продажа «Акоса» Михаил Сафин. Феномен успешных продаж дочернего бренда Nissan – Datsun он объяснил низкой стоимостью автомобиля. Datsun изначально преследовал цель занять на российском рынке нишу «эконом-класса», где традиционно сильны позиции российских автомобилей.
Китайский автопром в этом году продавался в Татарстане значительно хуже. В среднем падение по маркам составило 30-40%. Лучше других марок продавались Lifan, Chery и Geely.
Тем не менее это никак не отразилось на увеличении продаж китайских автомобилей. Резкого подъема не наблюдалось. Скорее всего, это произошло потому, что те, кто планировал покупки китайских автомобилей, из-за падения доходов решили отказаться от этой идеи до лучших времен, а их место заняли покупатели, которые решили купить представителей китайского автопрома в противовес российским машинам, либо не смогли себе позволить из-за дороговизны автомобили ведущих автоконцернов японского и европейского автопрома, добавил Махмудов.