соотечественника Михаила Девятаева.
«Первый Казанский» рассказывает об истории побега из фашистского плена нашего соотечественника Михаила Девятаева.
В канун дня победы нам, казанцам, очень полезно вспоминать местных героев, которые отличились своей храбростью на войне. Одна история героического подвига советских военнопленных – побег из фашистского плена на захваченном самолете, до сих пор поражает воображение. Уже спустя много лет дерзкий угон немецкого «Хейнкеля» кажется еще более смелым и неправдоподобным. Великая Отечественная Война ознаменовалась множеством настоящих мужских поступков, однако среди всего этого калейдоскопа особо выделяется личность Михаила Девятаева.
8 февраля 45-го года из «заповедника Геринга», испытывавший самолеты и ракетные разработки, был угнан бомбардировщик Хенкель 111. Строгость и дисциплина – вот чем отличался этот концлагерь. Самолеты находились на специальном аэродроме и строго охранялись. Военнопленные могли передвигаться только под надзором, а на ночь запирались в бараках. Сама база считалась засекреченной. Военнопленных здесь не берегли и относились к ним, как к расходному материалу. Пленных немного кормили для того, чтобы у узников были силы для работы. Дневной рацион составлял кусок хлеба, чашка баланды и три вареных полугнилых картофелины. По словам самого Михаила Петровича, выход с данной базы был лишь один – труба крематория, поэтому за жизнь свою беглецы опасались не слишком сильно.
Побег был не спонтанный и готовился долгое время, кандидатуры тщательно выбирались. Так Девятаев сблизился со многими военнопленными, которые доказали свою надёжность. Есть только один вопрос, который остаётся неясным: каким образом на базу с военными самолетам был допущен летчик, пусть даже пленный?
Но ситуация усугубилась тем, что Девятаев серьезно поспорил с криминальными элементами в лагере, в результате чего получил «10 дней жизни», то есть его смерть должна была наступить по их истечении. В течение этого периода он подвергался различным унижениям и избиениям.
Как бы то ни было, но побег всё же состоялся. Взлет машины с аэродрома был замечен не сразу, именно поэтому беглецы избежали моментального удара с земли. Местный обер-лейтенант Грауденц не верил произошедшему до тех пор, пока лично не убедился в отсутствии машины. После чего он отдал приказ «догнать и уничтожить». Экипаж Девятаева встретил истребитель противника, которому была дана команда атаковать, однако у немецкого летчика не оказалось снарядов – их не успели загрузить.
Информация об отчаянном поступке советского летчика и остальных военнопленных распространилась по всей территории Германии. Гимлер и Борман были в бешенстве. Голову Грауденца спасла вынужденная ложь о том, что самолет был сбит над морем.
Посадка была совершена близ Вольдемберга, в расположении советских войск. Узники полагали, что спасены, однако их ожидали еще испытания в фильтрационном лагере. Военное время не щадило никого, и даже изможденных фашистским пленом людей подозревали в предательстве. Даже не найдя оснований для суда над Девятаевым, командование не доверило ему самолет. Михаил Петрович вплоть до 1957 года работал на речном вокзале в Казани. На ответственные должности Девятаева не принимали, несмотря на то, что он имел диплом капитана. Героический поступок и фашистский плен ставился отважному летчику в вину. Однако за содействие в создании первой военной ракеты Союза Р-1 Девятаеву присвоили звание Героя СССР.
В конце ноября 2002 года героя не стало. Человек-легенда военного времени, остававшийся в тени более 10-ти лет и сегодня не слишком известен среди соотечественников, даже среди казанцев, хотя его подвиг заслуживает особого внимания. Девятаев служит воплощением доблести и преданности советских офицеров и солдат, а его поступок должен передаваться из поколения в поколение.