200 и 2000 рублей среди пятёрки лидеров на сайте Твоя-Россия.РФ
Ильнур Ярхамов — Казань
До выборов депутатов в Госдуму РФ остаются считанные дни, уже начинает утихать борьба между партиями, совсем незаметна политическая агитация. Но в Татарстане набирает обороты другая кампания — призыв поддержать Казань в конкурсе Центробанка на новую банкноту 200 рублей.
Символы Казани — Кремль и университет — успешно преодолели два этапа конкурса. 5 сентября начался третий и завершающий этап, который закончится 7 октября. За 10 дней уже определились пять фаворитов:
Волгоград (94 630 голосов, данные на 15 сентября);
Севастополь (93 155);
Иркутск (92 241);
Дальний Восток (90 758);
Казань (90 080).
Голосование за первые три города кажется подозрительным. Во-первых, Волгоград, Севастополь, Иркутск не вошли даже в шорт-лист самых активных регионов, который определился в июле на первом этапе конкурса на сайте Твоя-Россия.РФ. Тогда сформировался топ-10 регионов с наибольшей активностью граждан. Из нынешней пятёрки лидеров в него вошли только Татарстан и Приморский край. По данным сайта Твоя-Россия.РФ, на первом этапе конкурса за первую неделю (с 28 июня по 5 июля) проголосовали 357 420 человек.
________________________________________
Топ-10 активных регионов первого этапа конкурса.
1 Москва – 18,03% от общего количества проголосовавших;
2 Санкт-Петербург – 7,93%;
3 Краснодарский край – 5,38%;
4 Московская область – 5,23%;
5 Свердловская область – 4,65%;
6 Республика Башкортостан – 3,33%;
7 Новосибирская область – 2,78%;
8 Республика Татарстан – 2,69%;
9 Самарская область – 2,59%;
10 Приморский край – 2,52%.
________________________________________
Во-вторых, мониторинг ведущих СМИ регионов показал, что региональные интернет-издания практически не участвуют в агитационной компании. Активность есть только в городских пабликах в социальной сети, но они не так многочисленны, как паблики в Татарстане. В Иркутске, например, агитация в пабликах вообще незаметна. Чем можно объяснить количество голосов у городов-лидеров при отсутствии агитации? Почему активность городов-лидеров была незаметна на первом этапе? Мы рассмотрели каждый город в отдельности.
Что делается в Татарстане?
________________________________________
Население Татарстана (по состоянию на январь 2016 года) — около 3,9 млн человек. Крупнейшие города: Казань (1,2 млн человек), Набережные Челны (более 526 000 человек), Нижнекамск (более 236 000 человек) и Альметьевск (более 152 000 человек).
________________________________________
«У нас есть группа “Вконтакте” “200Казань”, там мы выкладываем новости, интересные факты про наше движение, проекты и акции, которые мы делаем», — рассказывает представитель инициативной группы «200Казань» Юлия Сидукова. Кроме группы, создан агитационный сайт 200Казань, полностью посвященный голосованию за столицу Татарстана. Отдельного сайта нет ни у одного города, претендующего на победу в конкурсе.
Движение жителей Татарстана в поддержку Казани на новых банкнотах можно отследить в соцсетях. Делается это через хештег #200Казань, чей выход на общую аудиторию сейчас исчисляется 32 млн человек, утверждает Сидукова. Движение жителей Татарстана в поддержку «200Казань» начинает превращаться в целое культурное событие региона, добавляет она.
В прошлое воскресенье, например, прошел фестиваль «Гигантские игры за 200» у мечети Кул-Шариф в Казанком кремле, агитация также ведётся на матчах команд «Ак барс», «Рубин» и других казанских спортивных клубов.
________________________________________
К поддержке банкнот с изображением Казани присоединились известная певица Максим, ансамбль «Хитобои» (экс-«Волга-Волга»), экс-игрок «Арсенала» и «Барселоны» Алекс Сонг, перешедший в этом году в состав казанского «Рубина», московские и питерские блогеры, почти все звёзды татарской эстрады, союз писателей, союз фотографов, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин во время хаджа молился за Казань. Президент РТ Рустам Минниханов регулярно выступает с агитацией на своих личных страничках.
________________________________________
Крупнейший паблик Татарстана «Набережные Челны Онлайн» насчитывает 313 000 подписчиков. Охват одного его поста, посвященного голосованию на сайте Твоя-Россия.РФ, — 24 000 человек. При этом, сообщают администраторы паблика, посты о конкурсе публикуются по 3-4 раза каждый день с 5 сентября. В крупнейшем казанском паблике «Казань. Социальная группа», который насчитывает 289 339 подписчиков, этот показатель по одной публикации составляет более 12 000 человек.
Серьёзную информационную поддержку инициативной группе оказывает интернет-портал KazanFirst, занявший по итогам второго квартала 6-ое место в списке республиканских изданий с индексом цитируемости 47,32, рассказывает Сидукова.
Что читают волгоградцы?
Самой удобной площадкой агитации считаются онлайн-СМИ. Голосование проходит на сайте Твоя-Россия.РФ, поэтому бесполезно призывать людей по телевидению, в журналах и газетах. Удобнее это сделать на площадках электронных изданий, поместив там гиперссылку на сайт конкурса.
________________________________________
Волгоград считается городом-миллионником, его население на 1 января 2016 года — 1,01 млн человек. Второй по численности город — Волжский (менее 326 000 человек) и Камышин (112 500). Общая численность Волгоградской области — более 2,5 млн человек.
________________________________________
По данным «Медиалогии», самое популярное издание в Волгограде — портал V1.ru (индекс цитируемости — 48,94). Здесь явной агитации не обнаружено.
Под агитацией мы подразумеваем регулярные новости о ходе голосования: сколько проголосовали за определенный промежуток времени. Результаты на сайте Твоя-Россия.РФ обновляются дважды в сутки. Сюда же — развёрнутые материалы, где бы объяснялось, как нужно голосовать и почему нужно голосовать за символы города, что это значит для горожан и региона. Также к агитации относятся баннеры с напоминаниями.
Самая последняя новость о конкурсе на V1.ru — от 9 сентября. В ней сообщается, что Волгоград вошёл в тройку лидеров. Предыдущая новость от 6 сентября говорит, что символ «Родина-мать» лидирует. 5 сентября портал сообщил о начале конкурса.
На втором месте по популярности Bloknot-volgograd.ru (ИЦ — 20,46). Здесь последняя новость от 9 сентября о том, что Иркутск обогнал Волгоград. Ранее выходили сообщения 5 и 6 сентября.
На третьем месте по читаемости ИА «Высота 102» (ИЦ 15,63). Здесь последнее сообщение о конкурсе датируется 21 июля. Больше никакой агитации и упоминаний о конкурсе.
Что происходит в соцсетях Волгограда?
Другая удобная площадка для агитации — соцсети. «Вконтакте» есть четыре крупнейших паблика города: «Типичный Волгоград» (более 192 000 подписчиков), «Жесть Волгограда» (менее 170 000 подписчиков), «Волгоград [онлайн]» (более 96 500 подписчиков) и «Подслушано. Волгоград» (более 81 000 подписчиков).
В первом паблике агитация ведется активно. Пост с призывом проголосовать за «Родину-мать» закреплен (то есть сохраняется поверх текущих публикаций и не уходит в архив) и датируется 9 сентября. На момент подготовки публикации он собрал более 1130 лайков и более 280 репостов. Волгоградцы оставили под постом 70 комментариев.
Второй паблик также активно подключился к агитации. Пост с призывом проголосовать от 10 сентября закреплен и набирает более 1360 лайков, более 560 репостов и более 300 комментариев.
«Волгоград [онлайн]» подключился к агитации только вчера, когда и был закреплён его агит-пост. Сейчас он набирает 162 лайка, 58 репостов и пока ни одного комментария.
В паблике «Подслушано. Волгоград» никакой агитации на момент написания материала нет.
В паблике «Типичный Волжский» (48 680 подписчиков) явных следов агитации не обнаружено. «Подслушано. Камышин» (более 24 000 подписчиков) также молчит.
Что читают иркутяне?
________________________________________
Численность Иркутска на 1 января 2016 года — 623 424 человека. Население области насчитывает около 2,4 млн человек. Крупные города в регионе — Братск (более 234 000 человек) и Ангарск (более 226 500 человек).
________________________________________
По данным «Медиологии», наиболее цитируемое СМИ в Иркутской области — Irkutskmedia.ru (ИЦ — 53,9). На этом ресурсе активной явной агитации нет. Последняя новость от 12 сентября сообщает, что Иркутск спустился на второе место в конкурсе. 9 сентября ресурс сообщил, что Волгоград вновь обогнал Иркутск.
На втором месте — информагентство «Телеинформ» (ИЦ 36,14). В сентябре здесь упомянули конкурс дважды, 6 и 9 сентября.
Третье по популярности издание — сайт ГТРК «Иркутск» (ИЦ 31,88). Здесь последнее и единственное сообщение о конкурсе — новость и короткий телерепортаж на 30 секунд, который на Youtube-канале просмотрели 82 человека.
Что происходит в соцсетях Иркутска?
У Иркутска есть свой официальный городской паблик «Вконтакте» (более 17 000 подписчиков). Администрация соцсети обычно выделяет такие официальные паблики синей подтверждающей галочкой. Здесь был опубликован агит-пост 8 сентября, правда, он не был закреплён и ушёл в архив, но успел набрать 66 лайков, 8 репостов и 9 комментариев.
Крупнейшие паблики Иркутска — «Подслушано Иркутск» (более 110 600 подписчиков) и «Типичный Иркутск» (более 101 700 подписчиков). В первом был опубликован агит-пост от 12 сентября, но не был закреплён, и собрал 33 лайка, 9 репостов и 12 комментариев. Во втором паблике агит-пост был опубликован лишь 6 сентября и также не был закреплен. Он всего набрал 250 лайков, 75 репостов и 21 комментарий.
Наиболее активную агитацию ведётся паблик «Непростой Ангарск» (более 43 100 подписчиков). Здесь агит-пост опубликован и закреплён 5 сентября. Сейчас он набирает 960 лайков, 270 репостов и 65 комментариев.
Что читают крымчане и севастопольцы?
________________________________________
В Крыму, по данным Росстата, проживают 2,3 млн человек. Крупнейшим городом считается Севастополь с численностью 416 000 человек, на втором месте Симферополь, где живут более 336 000 человек. На третьем месте Керчь — почти 150 000 человек.
________________________________________
Наиболее читаемые издания на полуострове — информагентство «Крыминформ» (ИЦ — 427,9), РИА «Крым» (ИЦ — 139,84) и FlashCrimea (ИЦ — 103). На четвёртом месте — «Крым24» (ИЦ — 87,39). Данные за первый квартал.
На первом интернет-ресурсе последнее сообщение о голосовании — от 6 сентября и говорится в нём только о запуске конкурса.
На втором инернет-ресурсе есть лишь новость от 10 сентября, в которой сообщается, что Севастополь попал в тройку лидеров голосования.
Признаков участия в агитационной кампании у FlashCrimea найти не удалось, сайт о конкурсе не сообщает. «Крым24» сообщил только 6 сентября о начале конкурса.
Что происходит в соцсетях Крыма и Севастополя?
Наиболее крупные в Крыму паблики «Крым» (более 133 000 подписчиков), «Типичный Крым» (более 132 000 подписчиков), «Типичный Севастополь» (более 76 000 подписчиков) и «Севастополь – столица мира» (более 77 000 подписчиков).
Первое сообщество ведёт агитацию, правда, не так активно. В сентябре было опубликовано три сообщения с призывом участвовать в конкурсе, два из них были предложены подписчиками. Но они не имели популярности, набрали считанное количество лайков, репостов и комментариев.
В паблике «Типичный Крым» нет агитации за Севастополь.
«Типичный Севастополь» ведёт активную кампанию. За сентябрь вышла три агит-поста от имени самого сообщества и столько же призывов от имени подписчиков.
В сообществе «Севастополь-столица мира» подписчики ежедневно предлагают поддержать город на конкурсе. Среди них есть сообщения, где объясняется, как голосовать.
Что происходит на Дальнем Востоке?
Это единственный участник конкурса, представленный территорией, куда входят девять регионов и несколько крупных городов. Общая численность населения — 6,3 млн человек. Крупнейшие города (данные на 1 января 2016 года) — Хабаровск (более 611 000 человек), Владивосток — (более 606 000 человек), Якутск (более 303 000 человек) и Комсомольск-на-Амуре (более 251 000 человек).
________________________________________
На самом популярном интернет-ресурсе Хабаровска — Gubernia.com (ЦИ 38,47) явной агитации нет. За сентябрь вышла лишь одна новость, сообщающая о начале конкурса.
На ресурсе Vl.ru (ИЦ 109,36), возглавляющим топ-СМИ в Приморском крае, поисковики «Яндекс» и Google результатов по конкурсу не выдают. Другой популярный интернет-портал Владивостока PrimaMedia.ru (103,74) лишь один раз упомянул в сентябре конкурс, когда сообщил о вылете из гонки «Золотого моста» через бухту Золотой Рог.
Якутские ведущие интернет-издания никаких новостей об участии космодрома «Восточный» и моста на остров Русский не сообщают.
Что происходит с соцсетями Дальнего Востока?
Наибольшую активность в агитации показывает паблик «VDK — город Владивосток» (более 94 000 подписиков). Агит-пост закреплён и собирает сейчас 1108 лайков, 133 репоста и 53 комментария.
К нему присоединился также паблик «Владивосток» (более 39 000 подписчиков). Здесь агит-пост закреплен, набирает 42 лайка, 6 репостов и один комментарий.
Паблик «Типичный Хабаровск» (более 69 000 подписчиков) отметился одним агит-постом 6 сентября, который набрал 91 лайк и два репоста.
Паблик «Типичный Якутск» единственный из крупнейших неприморских пабликов Дальнего Востока (более 45 000 подписчиков), участвующий в агитации символов. Здесь был опубликован пост 7 сентября, он набрал 21 лайк и один репост.