Site icon KazanFirst

Как компании Татарстана реализуют программу импортозамещения

Трехлетнее наблюдение за процессами импортозамещения
Трехлетнее наблюдение за процессами импортозамещения, происходящими на
промышленных площадках республики, наводит на мысль, что как бы ни старались
предприятия и организации Татарстана избавить себя от импортной зависимости,
получается это у них плохо и не всегда в пользу российских производителей

Трехлетнее наблюдение за процессами импортозамещения, происходящими на промышленных площадках республики, наводит на мысль, что как бы ни старались предприятия и организации Татарстана избавить себя от импортной зависимости, получается это у них плохо и не всегда в пользу российских производителей.


Александр Жидких — Набережные Челны

Время показало, что несмотря на санкции, введенные странами Евросоюза и США, экономика России не смогла сделать кардинальный разворот в сторону отечественных компаний. Скорее даже наоборот — введенные «заградительные барьеры» не ударили по интересам многих иностранных компаний, которые вопреки воле политиков рассматривали и рассматривают рынки России как перспективные даже в такое непростое время. Хотя подвижки в этом направлении все же есть, но они не носят массового характера.

Очень серьезные капиталовложения в прошлом и нынешнем году сделаны в агросекторе республики. Особенно в производстве и переработке куриного мяса. Челнинское предприятие «Челны-Бройлер» (входит в холдинг «Агросила Групп») закупило для своего мясоперерабатывающего комплекса «Челны-МПК» оборудования на общую сумму 3 млрд рублей. Увы 90% его составили импортные образцы от производителей из Италии, Франции и Германии: Karl Schnell, Handtmann, Guenther, Alpina, Travaglini, Webomatic, Bizerba. Как показывает практика, в России ни до санкций, ни во время них так и не научились производить мясоперерабатывающие комплексы.

Пробелы есть и в производстве сельхозтехники. И если тракторы и зерновые комбайны в России делают, то вот специального оборудования для уборки свеклы нет: та же компания «Агросила Групп» использует для посева и уборки сахарной свеклы импортную сельхозтехнику, преимущественно купленную в Италии. То же самое можно сказать и о семенном свекольном материале — он так же импортный — итальянский, а технологии, по которым идет процесс выращивания культуры, из которой в итоге производят сахарный песок, — американские. В этом, конечно, нет ничего зазорного — использование передового опыта в мире тотальной глобализации даже порой идет на пользу тем производствам, у которых были утрачены собственные традиции.

Однако как не раз говорили об этом представители «Заинского сахара», где сегодня и происходит внедрение передового американского опыта по взращиванию свеклы, когда-то сами американцы перенимали опыт у советских агрономов, а теперь процесс передачи технологий перевернут, что называется, с ног на голову.

В компании «СиЭнЭйч Индастриал Руссия», которая производит тракторы Case IH и комбайны New Holland, процесс импортозамещения и вовсе невозможен. Мешает этому отчасти и нестабильная ситуация в экономике России, вследствие чего произошло резкое падение продаж сельхозтехники. Заниматься локализацией в таких условиях, по словам директора предприятия Анфиса Садриева, нецелесообразно.

— К сожалению, в России нет производителей, способных заменить импортные аналоги. Они были утрачены после распада Советского Союза. Кроме того, в советский период были совсем другие требования и подходы к производству тракторной техники, — говорит директор «СиЭнЭйч Индастриал Руссия».


Читайте также: Без иностранного оборудования нет развития. Секторы экономики Татарстана продолжают закупать импортное из-за отсутствия российского


Компания «КАМАЗ», которая в этом году должна закончить строительство нового сборочного конвейера по производству двигателей, так же не смогла обойтись при его строительстве без импортного оборудования и зарубежных специалистов. В июне, когда на заводе начнут собирать первые опытные партии новых двигателей, пусконаладочные работы будут выполнять специалисты германского промышленного концерна Thyssen Krause и фирмы Heller. Из оборудования на линии сборки блока головки цилиндра будет работать измерительная машина компании Zeiss. Кроме того, компания использует много узлов, агрегатов и компонентов в производстве грузовых автомобилей, создающихся в тесном сотрудничестве с Daimler AG.

Завод по производству холодильников Haier также включился в процесс импортозамещения, едва начав свою работу в Набережных Челнах в 2016 году. Задача у компании глобальная — необходимо выйти на уровень локализации 70%. Пока же она составляет 50%, если брать компонентную составляющую технического процесса производства холодильников, то ключевые компоненты, такие как электронные платы и компрессоры, импортируются пока из Китая и Бразилии. Из разговора с представителями компании выяснилось, что у Haier разработана целая программа по использованию местных производителей компонентов вместо зарубежных, но пока процесс сопряжен с небольшими сложностями, которые возникают в ходе сотрудничества.

— Мы уже проделали тесты по локализации, и от местных поставщиков мы можем использовать полипропилен, но только для внутренних ящиков. По полистиролу, к сожалению, у нас первый этап с Нижнекамском прошел негативно, но будем пытаться дальше работать. Работа по поиску местных поставщиков только начата, — отмечает директор по качеству производства завода Сергей Седых.


Читайте также: За год работы завод китайской компании Haier в Челнах достиг всех заявленных показателей


«Оптовик» Вадима Махеева, владеющий гипермаркетами «Эссен», занялся вопросами импортозамещения еще задолго до санкций — в 2012 году. На тот момент на полках его магазинов продавалось много овощной продукции, завезенной из Голландии, Израиля и Китая. Компания сумела найти хорошего поставщика в Приволжском округе — компанию «Вятские зори», продукция которой практически полностью вытеснила с полок импортные аналоги картофеля, капусты, лука и моркови.

— Сейчас на наших полках 98% российского продукта, наверное, 80% из них – татарстанские производители. Практически весь «борщевой набор» выращивается на полях Татарстана. Мы работаем с «Вятскими зорями» над качеством продукции, смотрим проекты, которые улучшат наш ассортимент для наших клиентов, — рассказывает Вадим Махеев.

Сегодня компания активно занимается вопросами импортозамещения по мясной продукции, заменяя поставщиков из Бразилии, Уругвая, Аргентины, Китая на отечественных производителей, расположенных в ПФО. Пожалуй, это один из тех редких примеров, когда российские компании ищут себе партнеров не за пределами России, а в нескольких сотнях километров от своих производственных мощностей. И таких пока – единицы. Большая же часть промышленных производств республики балансирует на грани между технологиями зарубежными и российскими, которые при грамотном их использовании могут неплохо сочетаться друг с другом.

 

Exit mobile version