Site icon KazanFirst

В Казани поменяют схему движения автобусов

Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые крупные жилые кварталы
Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые
крупные жилые кварталы, где растет плотность населения, которое жалуется на
нехватку или полное отсутствие общественного транспорта.

Необходимость эта возникла не случайно. Город развивается — строятся новые крупные жилые кварталы, где растет плотность населения, которое жалуется на нехватку или полное отсутствие общественного транспорта.


Елена Мельник — Казань

Последнее кардинальное изменение маршрутная сеть Казани претерпела в 2007 году. Далее в течение последующих 10 лет она корректировалась несущественно — в основном в связи с изменением инфраструктуры города в рамках подготовки к Универсиаде-2013. А согласно рекомендации отраслевых нормативных документов, комплексное обследование пассажирских потоков должно проводиться один раз в пять лет. И на основе результатов этого обследования —  корректироваться маршрутная сеть. В Казани последнее такое исследование проводилось восемь лет назад — в 2009 году.

Между тем уровень автомобилизации населения российских городов за последнее десятилетие значительно вырос, а вместе с ним и нагрузка на уличную дорожную сеть. В Казани сейчас на одну тысячу жителей приходится 316 автомобилей, но доля общественного транспорта в общем объеме перевозок составляет 58%.

Кроме того, весной 2018 года истекает 5-летний срок контрактов, заключенных с перевозчиками, обслуживающими городскую муниципальную сеть, поэтому новую схему нужно принять до конца года, чтобы успеть разыграть ее на конкурсе. Сжатые сроки внедрения диктует и необходимость определиться с суммой дотации, которую получат транспортники за перевозку льготников.

— В Казани в настоящее время функционирует маршрутная сеть с регулируемыми тарифами, поэтому для улучшения доступности транспортных услуг населению большое значение представляют точность и эффективность новой рациональной маршрутной сети, сформированной с учетом существующей тарифной политики и оптимизации бюджетной нагрузки, — констатировал руководитель Комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков.

Конкурс для разработчиков новой транспортной схемы Казани Исполком объявил 31 мая. Начальная цена контракта составила 25,4 миллиона рублей: 13,4 миллиона — средства программы развития ООН, 12 миллионов — республиканский бюджет. На участие заявились семь компаний: «Транспортная интеграция» (Санкт-Петербург), Агентство дорожной информации (Пермь), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (Москва), Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (Санкт-Петербург), Комплексные системы (Санкт-Петербург), Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (Москва) и Университет Иннополис.

По условиям, каждый должен был разработать два варианта новой транспортной схемы. Один из них — максимально приближенный к существующей, а второй — более кардинальный.

— Второй, в свою очередь, предусматривает создание нескольких вариантов сети, в зависимости от уровня показателя качества, тарифов и объемов бюджетного субсидирования, — отметил Айдар Абдулхаков.

Основные требования к разработке — минимальное количество пересадок за одну поездку, наименьшие затраты времени при передвижении, наименьшие финансовые затраты на поездку, а также эффективное использование подвижного состава. В итоге Исполком заключил контракт с Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (Москва) — разработчиком концепции по транспортному обеспечению ЧМ-2018 в России.

Контракт предусматривает выполнение работы в несколько этапов в течение пяти месяцев. Срок сдачи — в декабре нынешнего года.

По словам Айдара Абдулхакова, новая транспортная схема не предусматривает общественных слушаний, но жители Казани смогут внести свои предложения по ее улучшению.

— На этой неделе мы планируем разместить на транспортном сайте Казани анкету-опросник для изучения мнений и предпочтений жителей по работе городского общественного транспорта, — пообещал руководитель Комитета по транспорту Исполкома.

Планируется, что разработчик проекта — НИИАТ — примет все заявки граждан, обработает их у себя и перенесет на схему. Кроме того, Комитет по транспорту будет принимать предложения граждан по телефону горячей линии: (843) 275 -30-50 (с 9.00 до 18.00).

— Время у нас есть, но в то же время его нет, — подчеркнул мэр Казани Ильсур Метшин. — Никого не должна пугать фраза «новая транспортная сеть». Это не абсолютно что-то новое. Просто город растет, развивается. За 10 лет произошли изменения и транспортная сеть тоже должна поменяться —  таковы пожелания граждан. Но мы должны быть честными и признать, что все пожелания не могут быть удовлетворены, потому что мы это проходили не раз: мол, «поставьте все это поближе ко мне, к моей школе, к моему саду». Новая транспортная схема — это большая работа, которая будет проходить совместно с органами ГИБДД, другими заинтересованными организациями. То есть мы не можем на каждое пожелание ставить остановку — вопросы безопасности прежде всего. Но максимальное количество пожеланий жителей, ради которых мы работаем и ради которых изменения в транспортную схему внесены, я прошу учитывать.

Ильсур Метшин поручил главам районов Казани провести круглые столы на эту тему с приглашением депутатов Горсовета и доложить ему о результатах.

После того как утвердят окончательный вариант новой транспортной схемы Казани, она пройдет экспертизу за счет средств ПРООН и с привлечением мировых экспертов по транспорту, в том числе на предмет выбросов парниковых газов. И до 30 апреля 2018 года Исполком города должен заключить с перевозчиками новые договоры.

Что касается объема бюджетных субсидий, которые придется предоставить перевозчикам, выигравшим конкурс, то он пока не известен. В бюджет Казани на будущий год заложено 179 миллионов рублей, но, по словам Айдара Абдулхакова, возможно, эту цифру скорректируют в дальнейшем, в зависимости от того, какой окончательный вариант транспортной схемы примут.

— Конечно, мы бы хотели получить маршрутную сеть, которая не потребовала бы бюджетных субсидий, — подчеркнул он. — Но это либо повышенный тариф, либо настолько оптимизированная маршрутная сеть и качество ее таково, что не требует дополнительных бюджетных субсидий. Но мы не говорим о вариативности. Мы говорим о том, что необходимо разработать стандарты качества транспортного обслуживания населения Казани, исходя из которых потом примем решение — совместно с жителями, совместно с депутатами, совместно со всеми специалистами, задействованными в этой отрасли. Устраивает нас существующая маршрутная сеть целиком и полностью? Если да, то она требует тарифа такого-то и бюджетную субсидию такую-то. Если мы хотим что-то улучшить — частоту движения поменять, автобусы с кондиционерами и так далее, то это тоже стандарт качеств, он на более высокую оценку тянет. Давайте примем его, обеспечим его бюджетным субсидированием и будем такой маршрут строить. Может быть, кто-то считает, что автобусы у нас пустые ходят и днем надо увеличить нагрузку, растянуть интервалы и, соответственно, меньшее количество подвижного состава использовать? Тогда, может быть, не потребуется никаких бюджетных субсидий, но качество немножко упадет.

Однако, как считает Айдар Абдулхаков, сама по себе новая транспортная схема Казани не влечет повышение тарифов на проезд, так как этот показатель прежде всего зависит от инфляции и цены на топливо. При этом руководитель Комитета по транспорту отметил, что в этом году цены на дизельное топливо выросли очень ощутимо, инфляция тоже берет свое — запчасти дорожают.

— Необходимо повышать тарифы хотя бы на рубль ежегодно, — заявил он. — Но мы не повышали их уже два года.


Читайте также: На 40 улицах Казани заменят ограждения вдоль дорог


 

Exit mobile version