Site icon KazanFirst

«Не наша самоцель — отбирать места и быть монополистами»

Дирекция парков и скверов Казани будет торговать мороженым и напитками вместо предпринимателей.
Дирекция парков и скверов Казани будет торговать мороженым и напитками вместо
предпринимателей.

Летний сезон — самое «хлебное» время для предпринимателей, чей заработок связан с парками и скверами. Этот год мог стать для них особенно выгодным благодаря Чемпионату мира по футболу, ведь в Казань приедут тысячи болельщиков. Но это в теории. На практике оказалось, что теперь торги на размещение нестационарных торговых объектов на территории парков организует не Комитет потребительского рынка, а Дирекция парков и скверов. И помимо этого есть еще ряд не слишком радостных для предпринимателей перемен.

Аукционы стартовали в марте, а их результаты будут подводиться в апреле. Минимально ожидаемая прибыль от размещения НТО составит около 5,5 млн рублей.

Лотов все меньше, а начальная цена выше

В Казани работают 15 парков, но в аукционах 2018 года поучаствуют лишь девять. Не у дел оказались парк имени Дементьева и сквер в Дербышках, поскольку их территории очень компактны и не предусматривают размещение торговых объектов. По той же причине аукционы не выставлены и в Лядском саду, сквере Аксенова и сквере имени Тинчурина.

По мнению директора МБУ «Дирекция парков и скверов» Алсу Саетовой, торговля здесь нужна только в случае проведения отдельных крупных мероприятий.

— На территории девяти парков в общей сложности будут размещены 37 объектов нестационарной торговли. Принятой схемой размещения НТО предусмотрена возможность большего количества объектов, так сказать, с запасом, но пока нам кажется такое количество достаточным. Среди них не только нестационарные торговые объекты в виде киосков, но и мобильные объекты, например, продажа мороженого и сладкой ваты предлагается в передвижных тележках, — отметила Саетова.

Механизм размещения торговых объектов будет работать несколько иначе. Во-первых, право на проведение торгов перешло от Комитета потребительского рынка непосредственно к Дирекции парков и скверов.

— И это еще один шаг в сторону организации единого окна по работе в парках, — считает докладчик.

Во-вторых, в этом сезоне начальная цена каждого лота определяется рыночной оценкой, а не кадастровой стоимостью земельного участка, как это было раньше. Так, рыночная оценка поручена независимой оценочной компании и включает в себя несколько факторов:

— местонахождение парка (здесь учитывается и трафик в парке, и его транспортная доступность);

— локация конкретного лота на территории парка (удаленность конкретного НТО от зон активностей);

— сезон размещения НТО;

— вид оказываемых услуг или организуемой торговли;

— рыночная стоимость аренды коммерческой недвижимости в районе расположения парка;

— наличие инженерных коммуникаций.

К слову, применение новой системы оценки ожидаемо привело к росту начальной стоимости лота. Как отметила Алсу Саетова, на некоторые виды торговли, например, аттракционы, она выросла на 200%.

— Одним из ключевых факторов оценки является также количество планируемых мероприятий на территории парка. Мы уже отмечали, что практически любое мероприятие отражается на выручке торговых объектов, а некоторые крупные события дают увеличение дневной выручки в разы. В этой связи мы планируем, пройдя первый годовой цикл, в следующем году постараться увязать арендную плату торговых объектов на территории парка с объемом выручки. Это, с одной стороны, будет стимулирующей мерой и для самих предпринимателей, и для дирекции, а с другой стороны, позволит сделать распределение доходов более справедливым. Пока идет проработка этого вопроса с УФАС в связи с ограничениями в федеральном законодательстве.

Предпринимателям привьют хороший вкус

Отныне без одобрения Дирекции парков и скверов предприниматели не смогут решать, как будет выглядеть их торговая точка.

Ужесточение мер продиктовано нарушениями прошлых лет, когда бизнесмены нередко по ходу дела меняли эскизники. Принимать варианты будет специальная комиссия, состоящая из представителей дирекции, Управления культуры, Управления архитектуры и градостроительства, Комитета потребительского рынка и районных администраций. Планы будут либо утверждаться, либо отправляться на доработку.

Кстати, для тех, кто не хочет лишний раз заморачиваться с внешним видом своих торговых точек, Дирекция разыграет уже готовые киоски в парке Горького. Но за них, конечно, придется доплатить.

— При формировании списка НТО мы исходили из того, что наши городские общественные пространства — это парки культуры и отдыха, а не торговые ряды или ярмарочные площадки, поэтому торговые объекты должны лишь дополнять инфраструктуру парков, обеспечивая необходимый сервис для горожан. Поэтому, проанализировав многочисленные замечания и пожелания посетителей, мы, например, отодвинули активную торговлю от детских площадок — для комфорта и безопасности детей, — заметила Алсу Саетова.

Ее мысль поддержал и мэр Казани, отметив, что парки — это не площадки для заработка, а места отдыха.

— Организация торговли в парках должна быть крайне деликатной. Парк — это не базар, не ярмарка. Нет цели добиться какой-то большой прибыли, да и вообще нет цели ее извлечения, это не главное. Важно, чтобы все сервисы, необходимые для горожан и гостей столицы, были максимально удобными, качественными и доступными, — заявил Ильсур Метшин.

Не монополизируем, а экспериментируем

Дирекция парков и скверов решила не только самостоятельно проводить торги, но и выступить субъектом предпринимательской деятельности.

— Это не только разрешено нам законодательством как балансодержателю парков и пользователю земельных участков, но и является уставной деятельностью Дирекции как муниципального бюджетного учреждения, — уверила Алсу Саетова.

— Речь идет о внешнем виде торговых объектов и сотрудников, об используемых для удобства покупателей средствах оплаты покупок, даже о речевых модулях, которые прописываются для каждой ситуации взаимодействия продавца с покупателем.

Так Дирекция фактически монополизирует продажу мороженого и прохладительных напитков в парках Урицкого и Горкинско-Ометьевском лесу, а в парке Горького еще и установит сувенирный ларек с продукцией собственного производства.

— Не наша самоцель — отбирать места и быть монополистами на рынке по организации продажи товаров и услуг. Мы хотим понять изнутри, что это такое, потому что частенько предприниматели обращаются к нам с различными чаяниями и говорят, что испытывают трудности. Мы хотим точно знать, о чем мы говорим, разговаривать с ними на одном языке. С другой стороны, наша задача сложная и амбициозная — задавать высокие стандарты качества обслуживания. Подать пример, — объяснила такие новшества Саетова.

Горкинско-Ометьевский лес вновь выступит тестовой площадкой для еще одного нового направления. Общественному пространству будет подобран оператор по организации мероприятий на его территории.

Компания, предложившая на торгах максимальную цену, получает обязательства по проведению культурно-массовых мероприятий на основании технического задания дирекции, но при этом может использовать потенциал парка для проведения маркетинговых мероприятий.

Аукцион был объявлен в прошлую пятницу, начальная цена — 1,4 миллиона рублей. Итоги будут подведены в апреле, оператор выбирается на один год.

— Оператор сможет провести порядка двух-трех мероприятий в месяц в течение года, при этом он может на эту территорию привлекать коммерческих партнеров при согласовании с Дирекцией. Если эта практика покажет себя позитивно, то такие же торги будут проводиться для других парков, — уточнила руководитель Дирекции.

Помимо прочего, в этом году Дирекция совместно с МВД планирует усилить борьбу с недобросовестными предпринимателями.

— Несанкционированная торговля — это «серый» рынок, но мы понимаем, что речь идет о миллионах рублей. В прошлом году те, кто видел, что в парк пришел парк-менеджер, собирались и уходили, хотя на некоторых, очень наглых, это не сильно действовало, — посетовала Саетова.

Exit mobile version