Site icon KazanFirst

За два года челнинский «Электротранспорт» «убил» треть новеньких «Нефазов»

Горожане жалуются на работу больших оранжевых автобусов.
Горожане жалуются на работу больших оранжевых автобусов.

Оранжевые автобусы «Нефаз» большой вместимости появились в Челнах в конце 2015 года. Многие горожане тогда порадовались — больше не нужно будет толкаться в тесных маршрутках, ругаться с хамоватыми водителями и бояться вовсе не доехать до нужной остановки из-за гонок «газелистов».

Но ожиданиям так и не суждено было стать реальностью. За два года работы предприятию «Электротранспорт» (компания, владеющая большими автобусами) так и не удалось выработать стабильное расписание движения по своим шести маршрутам. Горожане с завидной регулярностью жалуются на невозможность уехать с отдаленных остановок, а в ответ получают лишь отписки. К тому же, по последним данным, за относительно небольшой срок значительная часть новеньких «Нефазов» уже вовсе пришла в негодность.

Маршруты «Электротранспорта» сейчас обслуживает всего 136 автобусов из 190, рассказал на заседании комиссии по градостроительству, вопросам развития городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства первый заместитель руководителя челнинского исполкома Илья Зуев. Другими словами, порядка трети автопарка за два года пришло в негодность.

Всему виной необеспеченность «Электротранспорта» ремонтным цехом, отмечает чиновник. Предприятие ведь было создано с нуля. Как следствие — перебои с выходом на линию автобусов и жалобы горожан.

— Мы сейчас прорабатываем возможность заключения контракта с организацией, чтобы весь наш транспорт обслуживался у одного предприятия. Либо надо строить собственную базу и обучать персонал, — сообщил Зуев.

Между тем за два последних года лизинговые платежи за автобусы «Электротранспорта» платят горожане — за два транша из бюджета Челнов «уплыло» чуть больше 645 млн рублей. По ценам 2014 года стоимость всей партии «Нефазов» доходит до 1,1 млрд рублей. Логика подсказывает, что выплатить осталось где-то в районе 400-450 млн рублей. Останется ли в рабочем состоянии к этому времени хотя бы 50% автопарка — вопрос открытый.

— Городскому пассажирскому транспорту нужно оказывать содействие, подсказывать, если где-то нарушают — наказывать. Но я думаю, что мы с вами заинтересованы, чтобы полумиллионный город имел автобусы большой вместимости, — отмечал на одном из последних заседаний Горсовета мэр автограда Наиль Магдеев.

Отсутствие ремонтной базы, поломка техники — вполне объективные трудности, с которыми сталкивается любой перевозчик. Горожане принимали бы это с пониманием, если бы не одно «но» — даже работающие автобусы работают непонятно как и непонятно для кого, говорит житель 65-го комплекса Айдар Батыров.

— С высоких трибун мы слышим заявления, что автобусы нужны городу, горожанам. И их даже пустили по таким маршрутам, куда частники не ездят — не выгодно. Но этим ведь тоже не выгодно. И чтобы заработать, они в самый час пик уезжают на вахты на заводы. Что в итоге? Для галочки у нас автобусы есть, а жители как не могли уехать, так и не могут, — недоумевает челнинец.

Невозможно ничего добиться даже через хваленую систему «Народный контроль», сетует он. Показывает заявки на экране смартфона — жители микрорайона жалуются, что автобус приходится ждать по полчаса, а то и больше. Нарекания приходят постоянно — обращения были 6, 15, 16 и 23 марта. То есть почти каждую неделю. Ответ от исполкома всегда один: «Маршрут номер такой-то курсирует с интервалом 12 минут».

— Может быть, у них по бумажкам и правда 12 минут. Но в реальности этих автобусов нет. Мы проверяли через приложение, где видны автобусы, — ездят десятки по 26-му маршруту, потому что там, видимо, выгодно ездить. А к нам пускают один или два автобуса раз в час, — говорят челнинцы.

Желание перевозчика заработать понятно, считает Батыров. Но тогда странным кажется другое — зачем нужно было целое предприятие, которое обойдется городу в миллиард рублей и даже больше, если обслуживает оно те же маршруты, по которым и раньше можно было ездить на маршрутках? А те районы, которые нуждаются в транспорте, так и остаются забытыми. Правда, по бумажкам там теперь раз в 12 минут появляется призрачный автобус.

— Если эти автобусы и так за счет налогов покупают, так пусть город их и возьмет себе на баланс, пусть сделает проезд бесплатным, выделит деньги на зарплаты водителям и обслуживание техники. А то какая-то глупая ситуация получается: мы покупаем автобусы для какой-то компании, которая нас в итоге не возит, а пытается где-то на шабашках подзаработать, чтобы выжить. Но даже это не очень получается, — вздыхает собеседник издания.

Exit mobile version